Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!». Литературно-историческая композиция с элементами музыкального сопровождения по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью

Дата: 29 марта 2012, 17:21
Автор:

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества.

В нашем детском саду ведется систематическая работа во всех возрастных группах по ознакомлению с символикой города и страны, проводятся открытые просмотры организованной образовательной деятельности по этой теме с целью обмена опытом.

Особое  внимание уделяется работе с родителями. Мы понимаем, что без их помощи, без доброжелательного и партнерского общения с ними, нам было бы непросто выполнить все задуманное и запланированное. Очень радует то, что родители принимают активное участие в проведении мероприятий, которые посвящены Великой Победе. Это и участие в тематических утренниках, и организация экскурсий в Грачевский парк к памятнику павшим героям Великой Отечественной войны, а также изготовление поделок к выставке на военную тематику. В прошлом году родители подготовительной группы №6 оборудовали музей воинской славы, где представлены экспонаты с мест боевых действий. Совместно с администрацией сделан стенд «Ключевые события Великой Отечественной войны».

Цель: развивать у детей патриотические чувства и преданность своему городу, своей Родине.

Программное содержание:

– расширять представления детей о родном крае;

– углублять и уточнять представления о Родине – России;

– расширять представления детей о Москве – главном городе, столице России;

– закреплять знания детей о достопримечательностях города;

– углублять знания детьми исторических событий родного края;

– развивать у детей стремление активно участвовать в общих мероприятиях, быть доброжелательными, отзывчивыми;

– развивать творческие способности, любознательность, память, воображение;

– воспитывать у детей чувство гордости за свою страну, город, за героическое прошлое и светлое настоящее своей Родины;

– воспитывать в детях чувство гордости и уважения к героям своей страны.

Предварительная работа

Беседы, рассказы: \”Рождение Москвы\”, \”Татаро-монгольское иго\”, \”Борьба двух князей\”, \”Набеги ордынцев\”, \”Москва собирает войско\”, \”Куликовская битва\”, \”Слава героям!\”, \”Кто такие богатыри?\”, \”Оборона Москвы\”, \”Красный – значит главный\”.

Развитие речи: \”Богатыри в произведениях А. С. Пушкина\”, \”Богатыри в картинах  русских художников\”, \”Я шагаю по Москве\”, мини-доклады.

Конструирование из бумаги: \”Московский Кремль\”.

Аппликация: \”Тридцать три богатыря\”.

Настольные игры:  лото: \”Моя Москва\”; мозаика: \”Достопримечательности столицы\”.

Подвижные и спортивные игры: \”Богатыри\”, \”Попади в цель\”, \”Кто дальше кинет\”,

\”Подними мяч\”, \”Прыгай с мячом\”.

Сюжетно-ролевая игра: \”Путешествие в прошлое\”.

Работа с родителями:

Детско-родительские творческие работы: \”Я горжусь Москвой\”.

Мини-доклады: \”Вот где я был\”; коллаж – \”Я шагаю по Москве\”.

Художественная литература:

\”Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях\” (А.С. Пушкин),

Былины: \”Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча\”, \”Как Илья из Мурома богатырём стал\”, \”Садко\”.

Материалы:

– декорации (\”Бор\”, \”Белокаменный Кремль\”, \”Деревянная крепость\”);

– костюм для роли Юрия Долгорукого;

– костюм для роли Дмитрия Донского;

– пилотки (по числу детей);

– \”Кони на палочках\”  для спортивных соревнований;

– шары воздушные и другие атрибуты.

Вступительное  слово.

Москва!

Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

После небольшой паузы, под музыку \”Я шагаю по Москве\” из-за декораций выходят дети, играющие роль туристов. Дети встают полукругом:

1-й ребенок: Вся Российская земля начинается с Кремля.

2-й ребенок: В Кремле собираются – с делами разбираются.

3-й ребенок: Кремлём в столице весь народ гордится.

Воспитатель: Да, Кремль – главное украшение нашей Москвы. А всегда ли Кремль был таким, как сейчас?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте отправимся в прошлое и посмотрим, как рождался наш прекрасный город.

Звучит музыка. Воспитатель просит детей закрыть глаза. Выходит мальчик, изображающий князя Юрия Долгорукого.

Мальчик: Юрий Долгорукий я – Князь Суздальский.

Укрепить хочу своё княжество.

Вот смотрю – земля о семи холмах.

На высоком холме бор кремной стоит,

(«кремь», «кремник» – крупные, крепкие строевые деревья)

А в бору зверья много разного –

Для охоты место хорошее.

Под холмом река глубока течёт:

Рыбы видимо в ней невидимо!

Та река Москвой называется,

И торговый путь открывается…

А поставлю-ка я Деревянный Кремль

На высоком холме во бору густом.

Собирайся народ честной, праведный!

Город с крепости начинается!

Моё княжество укрепляется!

(Е. Коваленко)

Дети выстраиваются на музыкально-ритмическую композицию:

Брёвнышко о брёвнышко –

Стук да стук, да стук!

Это стройки звук.

Брёвнышко на брёвнышко

Раз кладём и два.

С \”брёвнышка на брёвнышко\” –

Строилась Москва.

(В. Петрухин)

Декорация \”Бор\” меняется на декорацию \”Деревянный Кремль\”.

Воспитатель: Москва-городок нравился князю Юрию, его друзьям. Нравилось там жить и детям его, и внукам. Постепенно городок превращался в город. Но у молодой России было три беды.

Первая беда – … (Много врагов)

Вторая беда – … (Русские князья часто ссорились между собой, отнимали силой княжества)

Третья беда – …  (Пожары. Ведь все постройки были деревянные, часто горели)

Прошло 100 лет, и страшное горе постигло Россию. Какое горе? (Татаро-монгольское нашествие). Несметные полчища татар во главе со своими ханами поставили молодую Россию на колени. Долго мучались русские люди. Но доблестный Князь Московский Дмитрий решил поднять Русь с колен.

Выходит мальчик, изображающий князя Дмитрия Донского.

Мальчик:   Вороги-ордынцы насмехаются,

Топчут, грабят землю-мать родимую!

Единение, други, надобно.

Защитим же, братья, землю русскую!

Укрепим Москву стеною каменной!

Дети строятся на музыкально-ритмическую композицию:

Камушек о камушек –

Камушек на камушек

С \”камушка на камушек\”

Выросла Москва!

Декорация \”Деревянный Кремль\” меняется на декорацию \”Кремль Белокаменный\”

Мальчик: Собираю войско я против ворога!

Дмитрий Донской: Потешьте, братцы, удаль молодецкую – покажите свои ратные умения!

Дети строятся в 2 команды на спортивные состязания (скачки).

После состязаний дети строятся в полукруг, привстав на одно колено.

Воспитатель: И был бой святой князя Дмитрия

Против хана Мамая татарского.

Дмитрий-князь победил

В том лихом бою!

Поднялась с колен Земля Русская!

Мальчик уходит, дети провожают его, расступаясь.

Воспитатель: После этой победы Московское княжество стало крепким. Город Москва из города-крепости превращается в город-украшение. Через 100 лет Белокаменный Кремль сменяется кирпичным, расширяется. Сам город становится большим и красивым.

1-й ребенок: Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады и деревни,

И палаты, и дворцы!

2-й ребенок: Опоясан лентой пашен

Весь пестреешь ты в садах;

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!…

3-й ребенок: Кто, силач, возьмёт в охапку

Холм Кремля-богатыря?

Кто сорвёт златую шапку

У Ивана-звонаря?

4-й ребенок: Кто Царь-колокол поднимет?

Кто Царь-пушку повернёт?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?

(Ф. Глинка)

Воспитатель: Долго ещё мстили татары за победу князя Дмитрия. Нападали на Россию так же и войско польское, и шведы, и французы, но не смогли завоевать они русскую землю. К сожалению, есть люди, которые хотят войны, придумывают страшное оружие.  Но сила духа, любовь к Родине смогут победить любое зло!

Звучит музыка \”Вставай, страна огромная\”.

Воспитатель: Наступил страшный 1941 год. Фашистские захватчики напали на нашу страну. Они хотели ударить по Москве – по самому сердцу России.

1-й ребенок: Здесь Пожарский гремел,

Здесь командовал боем Кутузов.

2-й ребенок: Ты, как древняя сказка,

Бессмертен, прекрасен и стар.

3-й ребенок: От тебя отходили

Замёрзшие своры французов,

4-й ребенок: От тебя отступали

Несчётные орды татар.

5-й ребенок: Мы тебя окружим

Бронированной, грозною силой.

6-й ребенок: И любою ценой

В беспощадном бою сбережём!

7-й ребенок: Чтобы подступы к городу

Стали фашисту могилой,

8-й ребенок: И рубеж под Москвою –

Последним его рубежом.

9-й ребенок: Ты не сдашься фашистам!

10-й ребенок: Во веки веков сохранится

И гранит над рекой,

И чугунного моста литьё.

11-й ребенок: Это больше, чем город!

Это нового мира столица!

Все: Это свет, это жизнь,

Это сердце твоё и моё!

(М. Матусовский)

Воспитатель: Десятки тысяч москвичей ушли на фронт. Под самым городом находился враг, да войти в него так и не смог, потому что защитники города знали, что:

Если мы едины, мы непобедимы! (Дети повторяют)

Если мы дружны, враги нам не страшны! (Дети повторяют)

Родину любить, значит сильным быть! (Дети повторяют)

Город Москва стал Городом-Героем!

С тех пор прошло много лет. Москва изменилась и стала ещё краше. Ребята, я знаю, что вы любите свой город, гордитесь им. Вы ездили в центр Москвы с родителями и любовались красотой столицы. Ведь, в Москве не бывать – красоты не видать!

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Путешествие по Москве». Дети, разделившись на группы и получив цветовую марку, находят стол с соответствующим цветовым знаком, на котором лежат разрезные картинки достопримечательностей города. Дети собирают картинки и называют данную достопримечательность Москвы.

Воспитатель: Мы – Россияне!

Мы – Москвичи!

Светят над городом

Солнца лучи!

Ребята: Мы – дети мира!

Мы дружбой сильны!

Все: Москва – это сердце

Нашей страны!

Исполняется песня – \”Гимн Москвы\”.

Используемая литература:

1. Г.Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие. Издание второе. Центр педагогического образования, Москва     (стр. 96, 103, 104).

2. С. Вохранцева. Окружающий мир. Москва. Дидактический материал (иллюстрации, познавательная информация, конспекты занятий, развивающие задания, игра \”Лото\”, карточная викторина). Издательство \”Страна Фантазий\”.

3. О. Филимонов. На семи холмах (к 850-летию Москвы). Издательская программа правительства Москвы. Центр Детской Книги, Москва, 1997.

4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа). Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. \”Карапуз-дидактика\”, Творческий центр СФЕРА, Москва 2008 (стр. 126).

5. Н.А. Просова. Кремль из бумаги. Оригами. Пособие для детей 5-6 лет. Москва, \”Просвещение\” 2007.

6. О.Н. Козак. Волшебная книга игр для детей и их родителей. Серия \”Солнечный круг\”. (стр. 83 – 129). Ростов-на-Дону, \”Феникс\”. Санкт-Петербург, \”Союз\”.

7. О. Тихомиров. На поле Куликовом. Страницы истории нашей Родины. Издательство \”Малыш\”, 1986.

8. Русские сказки. Былины. Москва, \”АДЛ\”, 1993.

9. Сказки о русских богатырях. Москва, ЗАО \”Славянский дом книги\”, 2005.

Екатерина Коваленко, старший воспитатель детского сада №430 Москвы

Иллюстрация: http://grigorius.narod.ru/rusmoscowpict.htm


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt