Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва должна стать городом, свободным от наркотиков

УГ - Москва, №12 от 24 марта 2009. Читать номер
Автор:

Профилактическая деятельность органов и учреждений системы образования основывается на Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Ее реализация направлена на создание в каждом округе инфраструктуры, обеспечивающей комплекс мер по профилактике употребления психоактивных веществ в образовательной среде, оказание медико-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, их адаптацию и реабилитацию.

Вопросы профилактики девиантного и аддиктивного поведения обучающихся стали постоянным предметом обсуждения на всех уровнях системы образования с обязательным участием представителей заинтересованных ведомств. Ежегодно проводятся коллегии Департамента образования, окружных управлений образования и Управления Федеральной службы по контролю за наркотиками по городу Москве по проблеме правонарушений и наркомании несовершеннолетних, конференции, «круглые столы», семинары с участием представителей правоохранительных органов, департаментов социальной защиты и здравоохранения, Комитета по делам семьи и молодежи, префектур, муниципальных образований, ОВД, общественных и родительских организаций.

В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 7 февраля 2006 года №51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении» ведется внутришкольный учет, отдельную категорию которого составляют обучающиеся, уже замеченные в употреблении табака, алкоголя или других психоактивных веществ.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом отмечено снижение количества несовершеннолетних:

– состоящих на профилактическом учете в ПДН за употребление наркотиков и психотропных веществ – на 7,1%;

– доставленных в ОВД за употребление наркотиков и психотропных веществ – на 34%;

– совершивших преступление в состоянии опьянения – на 5,4%;

– в состоянии наркотического возбуждения – на 34,8%.

Вместе с тем необходимо признать, что значительное количество подростков, совершающих преступления и правонарушения, а также состоящих на профилактическом учете в ПДН, свидетельствует прежде всего о недостаточном внимании родителей к воспитанию детей.

В 2008 году выявлено и поставлено на профилактический учет в ПДН 5549 родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, а также жестоко с ними обращающихся (2007 год – 5490 родителей), в том числе только 197 родителей – по информации представителей органов образования.

Каждый третий несовершеннолетний, состоящий на профилактическом учете в ПДН, проживает в неполной семье. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной стала проблема раннего выявления детей, склонных к употреблению психоактивных веществ. Это требует более глубокой психологической диагностики и на ее основе планирования и реализации мероприятий индивидуальной профилактической работы с ребенком и его семьей.

В настоящее время стал активнее использоваться ресурс школьной психологической службы города. В образовательных учреждениях работают более 6 тысяч педагогов-психологов, действуют 60 центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей. В каждом округе созданы антикризисные отделения по оказанию экстренной психологической, педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отделения профилактики наркомании и оказания психолого-педагогической помощи детям, употребляющим психоактивные вещества, и их родителям, работают телефоны доверия.

Важное предупредительное значение противоправного поведения несовершеннолетних имеет своевременное выявление взрослых, вовлекающих подростков в совершение преступлений, иных противоправных действий, и привлечение данных лиц к уголовной ответственности.

Информация к сведению

За вовлечение несовершеннолетних в преступления (ст. 150 УК РФ) привлечены к уголовной ответственности 106 взрослых.

В отношении взрослых в 2008 году возбуждено также 2 (2007 год – 5) уголовных дела за склонение несовершеннолетнего к употреблению наркотических средств

(ст. 230 УК РФ) и раскрыто 127 (2007 год – 103, + 23%) преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ (организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ).

За вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ

(ст. 6.10 КоАП РФ) привлечено к административной ответственности 5846 взрослых (2007 год – 4 774, + 22,5%).

Кроме того, к административной ответственности привлечены 1839 работников торговли за продажу несовершеннолетним:

– табачных изделий

(ст. 14.15 КоАП РФ) – 624 (2007 год – 460, + 36%);

– спиртных напитков

(ст. 14.16 КоАП РФ) – 1215 (2007 год – 902, + 35%).

Работа в образовательной среде осуществляется совместно с Управлением ФСКН по городу Москве: разработан алгоритм совместных мероприятий, который включает в себя информационно-лекционную работу с обучающимися, родителями, педагогическими коллективами, администрацией образовательных учреждений и охранными предприятиями, радует количественный и качественный рост мероприятий, проводимых образовательными учреждениями совместно с представителями УФСКН по городу Москве: по сравнению с 2006 годом количество совместных мероприятий увеличилось почти в два раза, а в 2008 году составило более 2000.

Профилактика распространения психоактивных веществ в государственных образовательных учреждениях города Москвы осуществляется в соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 28 февраля 2007 года №6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» и определяется как антинаркотическое обучение в рамках реализации учебных программ и при организации воспитательного процесса.

Образовательные учреждения системы Департамента образования осуществляют реализацию программ и методик, направленных на формирование у обучающихся (воспитанников) законопослушного поведения, здорового образа жизни и внутренней системы запретов на незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ. В настоящее время удалось перейти от информационного просвещения учащихся о негативном влиянии психоактивных веществ к организации целевого воспитательного компонента, направленного на формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.

При освоении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается раздел «Профилактика наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ». Более чем в 500 образовательных учреждениях ведется экспериментальная работа в области воспитания, социализации, профилактики употребления психоактивных веществ подростками и молодежью. Реализация профилактических программ рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса. Профилактические программы включают в себя современные методы обучения и строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В 2008-2009 учебном году в образовательных учреждениях реализуется более 150 профилактических программ, направленных на:

– обучение навыкам отказа от психоактивных веществ в ситуациях, когда их предлагают;

– обучение социальным навыкам: коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как сверстниками, так и взрослыми;

– формирование здорового образа жизни и др.

В настоящее время в образовательные учреждения внедрены программы:

– «Здоровый образ жизни» – для воспитанников детского сада и учащихся общеобразовательной школы;

– «Семья и школа вместе», «Здоровые дети – наше будущее» – для учащихся начальных классов, учителей и родителей;

– «Правильный выбор», «Навигатор» – по формированию у подростков социальных установок на здоровый образ жизни;

– «Первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости» – для учащихся 5-11-х классов;

– «Мой выбор – нет наркотикам» – для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Совместно с органами системы профилактики, общественными организациями реализуются программы «Подросток – подростку», «Безопасный мир», «Наше будущее», «Экология детства», «Школа – территория, свободная от курения», «Формирование здорового жизненного стиля, профилактика отклоняющегося поведения», «Программа по профилактике табакокурения среди несовершеннолетних», «Эффективная пропаганда ЗОЖ», «Профилактика наркозависимости и формирование здорового образа жизни у школьников», «Я и мое будущее в современном мире» и ряд других.

Во всех направлениях работы с подростками акцент сделан на развитие их «альтернативной» активности, социальное проектирование, расширение спектра услуг системы дополнительного образования для детей и подростков. В результате организационной работы, проведенной Департаментом образования, и выделения дополнительных ставок педагогов увеличилась загрузка спортивных залов секционной работой. В настоящее время эффективность использования спортивных залов образовательных учреждений превысила 80%, и работа в данном направлении будет продолжена.

Сегодня объединения физкультурно-спортивной направленности работают в 117 учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в 9 детских оздоровительно-образовательных центрах.

В 90 учреждениях среднего профессионального образования, Московском доме научно-технического творчества и художественного творчества обучающихся и студентов профессионального образования, Московском центре физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования по программам дополнительного образования занимаются более 35 тысяч студентов.

Большое внимание учреждениями дополнительного образования детей уделяется профилактике правонарушений среди обучающихся. За последние три года охват детей группы риска, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, увеличился с 14% до 47% от общего количества детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете. Активно расширяется добровольческое движение, которое охватывает детей и подростков, пропагандирующих здоровый образ жизни в среде сверстников.

С 2006 года количество проводимых мероприятий с участием подростков-добровольцев возросло на 66%. Это такие мероприятия, как профилактические акции «Меняем сигареты на конфеты», «Никотин – на витамин», «Миссия – жить!», антинаркотические марши «Нет наркотикам!», «Детство – территория, свободная от курения».

В рамках празднования выставки «Дни открытого образования на ВВЦ» (апрель, 2008) добровольцы команды «Вместе» (ЗелОУО) подготовили и провели акцию-презентацию для сверстников «Твое будущее – в твоих руках», направленную на пропаганду семейных ценностей, здорового образа жизни и организованных форм проведения досуга.

Привлечение учащихся к профилактической деятельности стало эффективной технологией по пропаганде здорового образа жизни в среде сверстников. Положительно зарекомендовали себя окружные проекты: «Танцуй ради жизни!» (СЗАО); акции «Право на жизнь!» (ЮАО), «Сообщи, где торгуют смертью» (ЦАО), «Миссия – жить!» (ЮЗАО), «Шаг навстречу» (СВОУО), «Весь мир или дорога в никуда» (СОУО), конкурс «Я выбираю жизнь!» (ЮВАО), добровольческое движение «Вместе мы – сила» (ЗелАО). Представляет интерес опыт работы Северо-Западного окружного управления образования по организации и проведению Международного молодежного форума «Мир – территория без наркотиков».

Во всех образовательных учреждениях созданы кабинеты и уголки профилактики девиантного и аддиктивного поведения, на базе которых формируется библиотека профилактической литературы, методических пособий, которая постоянно пополняется методической литературой, периодическими изданиями и наглядными материалами.

За последние три года в образовательные учреждения были направлены сборники серии «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»: «Социально-психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним с девиантным поведением», «Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. Выпуск №3», «Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. Выпуск №4», «Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы. Выпуск №5».

В серии «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» вышло учебно-практическое пособие «Профилактика наркомании и противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в образовательных учреждениях».

В образовательные учреждения направляются методические рекомендации «Профилактика асоциального поведения учащихся в образовательных учреждениях», «Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа с обучающимися, имеющими отклонения в поведении», «Правовое воспитание учащихся образовательных учреждений», «Работа общеобразовательных учреждений с семьями, находящимися в социально опасном положении», «О мерах по выявлению обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений, употребляющих психоактивные вещества», «Об организации и проведении массовых профилактических антинаркотических мероприятий и акций по пропаганде здорового образа жизни».

За период 2008 года во все образовательные учреждения поступило 31000 экземпляров книги «Энциклопедия Независимости», автором идеи которой является некоммерческий фонд «Здоровая страна».

В феврале 2009 года в рамках проекта «Вечерка» против наркотиков» в образовательные учреждения поступил 1-й выпуск специального приложения «Спасибо – нет!».

Отдельное внимание уделяется проблеме табакокурения в детско-подростковой среде. Проблема табакокурения на сегодняшний день носит государственный характер. В 2001 году был принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака», а в апреле 2008 года Государственная Дума приняла Закон «О присоединении РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака».

По данным российских исследований, мотивы начала курения среди учащихся – личностное самоутверждение, необходимость преодоления социальных барьеров, уменьшение психосоциальной нагрузки, состояние «удовольствия и наслаждения».

В информационном письме Департамента здравоохранения отмечается высокий процент распространенности курения среди обучающихся общеобразовательных учреждений, который составляет 72%. Начало первых проб и систематического курения приходится на возраст 10-15 лет. При этом сравнительный анализ распространенности курения подростков в семьях курящих и некурящих родителей показал, что курение подростков значительно выше в семьях, где один или оба родителя употребляют табачную продукцию. Отмечается также популяризация курения кальяна среди подростков, в особенности употребляющих табачные изделия.

На протяжении 5 лет в школах Москвы реализуется программа «Соревнование классов, свободных от курения», цель которой – предупреждение или отсрочка начала курения, а также предупреждение регулярного употребления табака подростками 12-14 лет. За это время в программе приняли участие более 70000 подростков, 3500 педагогов (классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов), 25000 родителей. По итогам 2007-2008 учебного года в число самых активных участников программы вошли классные коллективы образовательных учреждений Зеленоградского, Северо-Западного, Юго-Западного и Западного окружных управлений образования.

С 2008 года программа «Соревнование классов, свободных от курения» постановлением Правительства города Москвы от 12 августа 2008 года №728-ПП включена в План мероприятий по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений на 2008-2010 годы. В нынешнем учебном году в реализации программы принимают участие более 10000 учащихся 6-7-х классов.

Вместе с тем анализ ситуации, связанной с распространением табакокурения в детской и молодежной среде, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования профилактической деятельности и поиска новых эффективных технологий профилактики, поскольку риск употребления курящими подростками наркотических веществ значительно выше. Курящие учащиеся имели опыт употребления наркотических веществ в 47% случаев, тогда как среди некурящих этот показатель составил 2,8 %.

В настоящее время создана система подготовки и повышения квалификации педагогических работников по проведению профилактической работы на базе московских высших педагогических учебных заведений, городских, окружных научно-методических и психолого-медико-социальных центров.

В системе повышения квалификации реализуются 72-часовые программы повышения квалификации: «Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков», «Профилактика табакокурения у старшеклассников», «Здоровый образ жизни: профилактика алкоголизма, курения и наркомании», «Психология зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость)», «Семья и ее роль в профилактике аддиктивного поведения детей», «Психологические особенности работы с семьями, имеющими зависимых детей (алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость)», «Здоровый образ жизни: профилактика алкоголизма, курения и наркомании» и др.

В Учебно-методическом центре по профессиональному образованию реализованы две 72-часовые программы повышения квалификации – «Профилактика ВИЧ-СПИДа и злоупотребления психотропными веществами» и «Профилактика зависимого поведения подростков (наркотическая и алкогольная зависимость, табакокурение)» и 12-часовой цикл семинаров для 300 работников учреждений среднего профессионального образования.

Всего в 2007-2008 учебном году в системе дополнительного профессионального образования Департамента образования города Москвы повысили свою квалификацию по проблемам профилактики аддиктивного поведения подростков и молодежи 42707 сотрудников образовательных учреждений, в том числе 7935 педагогов на базе окружных учебно-методических центров.

Все московские высшие педагогические учебные заведения, городские и окружные научно-методические и психолого-медико-социальные центры осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров в области профилактики правонарушений, безнадзорности и наркомании несовершеннолетних.

В Московском институте открытого образования вопросы профилактики правонарушений и наркомании среди подростков и молодежи изучаются в виде учебных модулей от 4 до 12 часов при реализации 252 образовательных программ повышения квалификации и преподготовки педагогических работников. По этим программам в 2007-2008 учебном году прошли обучение 32082 человека.

В Московском городском психолого-педагогическом университете 5-й год проводится обучение педагогов на курсах объемом более 500 часов в рамках двух программ профессиональной переподготовки – «Психолого-педагогические основы работы в специальном учебно-воспитательном учреждении» и «Психолого-педагогические основы работы воспитателя кадетского корпуса», а также на курсах повышения квалификации по темам «Профилактика социально-педагогической дезадаптации», «Социальная работа с кризисными семьями» и «Инновационные технологии профилактической работы с детьми группы риска» (72 часа).

В Московском городском педагогическом университете реализованы 72-часовые программы повышения квалификации «Профилактика алкоголизма и наркомании у детей и подростков», «Профилактика табакокурения у старшеклассников», «Здоровый образ жизни: профилактика алкоголизма, курения и наркомании», «Психология зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость»), «Семья и ее роль в профилактике алкоголизма и наркомании у детей», «Психологические особенности работы с семьями, имеющими зависимых детей (алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость)», «Здоровый образ жизни: профилактика алкоголизма, курения и наркомании». По этим программам прошли обучение 160 человек.

Учебно-методический центр по профессиональному образованию и Научно-исследовательский институт развития профессионального образования регулярно организуют конференции, семинары, «круглые столы» для заместителей директоров по воспитательной работе, психологов и социальных педагогов колледжей по вопросам профилактики наркомании, с обязательным участием представителей ГУВД по городу Москве, УФСКН по городу Москве, врачей-наркологов, а также ведущих научных кадров в области профилактики наркомании и наркологии. На базе института для педагогов, педагогов-психологов и мастеров производственного обучения колледжей организованы курсы повышения квалификации, на которых рассматриваются инновационные психолого-педагогические технологии, направленные на внедрение современных разработок педагогической и психологической науки в практику образовательных учреждений в области профилактики отклоняющегося и зависимого поведения обучающихся.

Помимо этого в 2008-2009 учебном году в высших учебных заведениях системы Департамента образования для руководителей образовательных учреждений, учителей, педагогов, психологов, других работников системы образования и специалистов организованы курсы повышения квалификации и подготовки педагогических кадров по 82 учебным программам в области воспитания и социализации обучающихся, безопасности образовательного учреждения. Однако при проведении анализа программ курсов повышения квалификации было обнаружено, что доля программ, направленных на социализацию личности, профилактику асоциального и аддиктивного поведения обучающихся и воспитанников, реализующихся в учреждениях городской системы образования в 2008-2009 учебном году, составляет менее 10%. Этот показатель говорит о необходимости повышения доли профилактических программ в системе столичного образования педагогических кадров.

Повышение квалификации педагогических кадров осуществляется на базе центров психолого-медико-социального сопровождения Департамента образования. В рамках постоянно действующего семинара по теме «Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь семьям, имеющим сложности детско-родительских отношений» для педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей детских садов, классных руководителей проведены семинары-тренинги и практикумы по темам «Игровая деятельность как средство развития и коррекции поведения ребенка», «Как помочь подростку справиться со стрессом», «Агрессивные дети: особенности взаимодействия и психолого-педагогическая коррекция», «Семейный контекст в социально-психологической поддержке ребенка»; «круглые столы» «Школы без неудачников (психолого-педагогическая профилактика школьной неуспешности)», «Модели организации психологически безопасной среды в образовательном учреждении»; мастер-классы «Работа школьного психолога с эмоционально неблагополучными детьми», «Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье и школьном коллективе».

С образовательными учреждениями системы Департамента образования активно взаимодействует наркологическая служба Департамента здравоохранения. Разрабатываются и внедряются совместные программы, технологии профилактики наркомании среди обучающихся. Так, в течение последних трех лет реализуются программы «Профилактика наркозависимости и формирование здорового образа жизни у школьников», «Корабль», «Программа по профилактике табакокурения среди несовершеннолетних» и ряд других. При поддержке Московского центра профилактики наркомании Департамента здравоохранения в экспериментальном режиме по решению проблем табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков работают школы Южного и Восточного округов.

Для повышения профессиональной компетенции педагогов Департаментом образования и окружными управлениями образования с участием УФСКН по городу Москве регулярно проводятся конференции, семинары, «круглые столы» по вопросам профилактики девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков.

В 2007-2008 годах были организованы и проведены:

– научно-практические конференции «Инновационные подходы в первичной профилактике наркомании», «Семейное воспитание – основа нравственности общества», «круглые столы»; «Формирование установок толерантного сознания и поведения как средство профилактики правонарушений несовершеннолетних», «Пути совершенствования нравственного воспитания молодежи в современных условиях», «Педагогика творчества и проблемы социализации детей и юношества», «Научно-методическое обеспечение руководства воспитательным процессом», «Совершенствование деятельности классного руководителя – приоритет воспитательной работы современной школы», «Обеспечение комплексного подхода в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении»;

– семинары «Формы и методы деятельности органов ученического самоуправления по вопросам профилактики неуспешности и вредных зависимостей», «Работа по предупреждению наркомании в образовательном учреждении», «Система правового воспитания в образовательном учреждении», «Апробация новых технологий в работе по профилактике девиантных форм поведения несовершеннолетних», «Индикаторы и показатели оценки эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Межведомственное взаимодействие в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении».

Для оказания педагогам научно-методической и практической помощи в организации и проведении профилактической работы в Московском городском психолого-педагогическом университете созданы и активно работают кафедра «Педагогики и здоровья», сектор медико-психологических проблем; центры экстренной психологической помощи, профилактики асоциального поведения и социального сиротства, социально-психологической адаптации и развития подростков, научно-методического обеспечения службы практической психологии образования.

В структуре Московского гуманитарного педагогического института работают лаборатория педагогических проблем социализации детей и юношества, научно-методическое управление по проблемам воспитания детей и юношества.

С целью совершенствования профессиональных знаний руководителей и специалистов окружных управлений образования и образовательных учреждений системы Департамента образования по обеспечению безопасности образовательного учреждения и во исполнение «Комплексной городской целевой программы профилактики правонарушений борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы» (закон

г. Москвы от 19 апреля 2006 года №16) в 2009 году запланировано создание на базе Московского городского психолого-педагогического университета Центра методического обеспечения безопасности образовательного учреждения. В рамках деятельности центра планируется разработка и внедрение учебных программ по повышению квалификации сотрудников милиции и частных охранных предприятий, работающих в образовательных учреждениях по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту