Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва будет городом инновационного образования

УГ - Москва, №30 от 29 июля 2014. Читать номер
Автор:

​С ноября 2013 года по июнь 2014 года в Сколково была реализована программа профессиональной переподготовки по инновационному развитию города для работников муниципальной и государственной службы Москвы. Среди участников этой программы была Мария ЛАЗУТОВА – один из самых опытных специалистов России в сфере государственного управления. Зачем нужно такое обучение, каковы его итоги и перспективы развития инновационной деятельности в сфере образования? Об этом и многом другом разговор с Марией Николаевной.

– Сколковскую программу в этом году осваивали люди, имеющие значительный опыт в сфере государственного управления. Понятно, что они и сами могли бы многих научить, а тут их пригласили в ученики. Зачем? – Затем, что в такой сложной и серьезной сфере, как госуправление, нельзя останавливаться на достигнутом, жить старым багажом. Каждый день подбрасывает нам все более сложные задачи, и с ними нужно справляться. Если учесть, что Москва нынче идет путем интенсивного развития, освоения и использования самых инновационных программ, форм, методов, технологий, то постоянно учиться нужно всем. – Возникает резонный вопрос: кого конкретно учили, кому предстоит во все большей степени заниматься инновациями в управлении? – Это обучение состоялось по заказу Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Состав участников программы формировали в соответствии с распорядительными документами с приглашением руководящих сотрудников органов исполнительной власти Москвы, ответственных за инновационную деятельность. Еще в 2010 г. были сформулированы основные положения городской программы «Москва – столица инновационной России» на 2012-2016 гг., цель которой – занять к 2016 г. лидирующие позиции в международных рейтингах инновационных городов. Как известно, для достижения этой цели и решения задач был принят закон о научно-технической и инновационной деятельности, создан Центр инновационного развития Москвы, а в департаментах Правительства Москвы назначены ответственные за инновационную деятельность. Поскольку я была делегирована Департаментом образования, то соответственно представляла систему образования Москвы. Известно, что одно из ключевых направлений развития образования инновационная составляющая, что это направление приоритетная сфера деятельности Московского института развития образования, так что польза от этого обучения была огромная. Организация деятельности инновационных площадок образовательных организаций теперь будет осуществлена с учетом полученных знаний и компетенций. – А собственно, чему учили в Сколково, в чем суть предложенной программы? – По существу, программа «Государственное и муниципальное управление» предложила две специализации: «Государственные механизмы стимулирования и развития инноваций в городской среде» и «Управление инновационными проектами», которые соответственно прошли циклами в ноябре-декабре 2013 года и в марте-июне 2014 г. Программа была разработана и проведена в партнерстве МШУ «Сколково» и Центра инновационного развития Москвы (ЦИР), она состояла из пяти модулей, логика которых была выстроена таким образом, чтобы участники могли пройти обучение инструментам управления инновациями, пройти цикл проектирования от технологий управления инновационными проектами через управление коммуникацией в проектах к оценке эффективности проектов и управлению изменениями. Программа предусматривала интеграцию стратегических компетенций партнеров – организаторов программы: Сколково предоставило ведущих зарубежных специалистов по тематике обучения, отработанные инструменты бизнес-образования (кейсы, симуляции, стажировки), ЦИР обеспечивал связь с опытом и практикой инновационного развития городов на российском и международном уровнях, использование инструментов управления городскими изменениями и взаимодействие с другими центрами инновационного развития мегаполисов. Специфика организации программы была выстроена таким образом, чтобы результативно использовать опыт внешних и внутренних экспертов, в том числе представителей высшего руководства. Я считаю, что чрезвычайно эффективен был предложенный модульный принцип построения программы, чередование лекционного академического и практического блоков – знакомство с лучшими практиками управления на примере бизнес-кейсов, мастер-классов, деловых игр, симуляций. Мы, участники программы, высоко оценили нашу деятельность в группах, когда работали над реально востребованными проектами, потом представляли их, обсуждали и защищали. Это погружение требовало колоссальной дополнительной самостоятельной работы между циклами обучения, поэтому приходилось изучать материалы, читать, взаимодействовать. – Как складывался обычный учебный день, какие модули вам предлагали, каково было их содержание? – Структура, содержание и наполнение модулей, как известно, всегда формируют в соответствии с целевым заказом каждой конкретной группы, в этом заключается ноу-хау каждой организации, организующей процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В рамках освоения технологий управления инновационными проектами мы ежедневно в течение недели слушали выступления разных ведущих специалистов, среди них были такие приглашенные зарубежные эксперты, как, например, заместитель мэра Нью-Йорка по транспорту, а также спикеры из Минэкономразвития, Правительства Москвы, отраслевых департаментов. То есть был задан и обеспечен самый серьезный уровень рассмотрения и обсуждения новых подходов к решению проблем города в контексте инновационного развития Москвы в партнерстве с другими институтами развития. «Большие города стали драйверами развития национальных экономик» – эта позиция мэра Москвы Сергея Собянина для нас стала ключевым условием изучения опыта разных экономик разных мегаполисов мира, необходимого для профессионального развития управленческих кадров. Именно поэтому в рамках сколковской программы мы изучали уникальный опыт создания инновационной городской среды, представленный экспертами из Барселоны, Копенгагена и других мегаполисов. Такое знакомство и общение способствовали формированию проектного дизайн-мышления у участников программы, использование техник развития креативности позволяло вооружить нас инструментарием для создания принципиально новых решений. Это было очень полезно, особенно для всего состава моей группы, в которую входили представители государственной и муниципальной власти Москвы, интересные и творческие перспективные молодые лидеры. Они по-новому и современно мыслят, любят свой город и действительно хотят преобразить столицу. Надо сказать, что я познакомилась с совершенно новым поколением государственных управленцев – свободными, раскованными, владеющими информационными технологиями, иностранными языками, технологиями публичной риторики и дискуссий, знающими свои отрасли и направления деятельности. – А как складывалась практическая часть программы, в чем она заключалась? – Стержнем программы, безусловно, была проектная работа в группах, главный результат которой – коллективная разработка и защита инновационных проектов. Я работала в составе группы по разработке проекта «Инженеры будущего» совместно с молодыми управленцами Григорием Сенченей, Михаилом Петровым, Дмитрием Кованевым, Владимиром Бабушкиным, представляющими различные сферы управления. В интеграции сфер науки, образования, техники, производства, культуры, бизнеса заключен глубинный смысл инновационных прорывов. Обоснование нашей проектной идеи было связано с положением о том, что в современной технологической экономике тиражирование сложных продуктов становится практически бесплатным. Основная прибыль создается в процессе разработки продукта (проектирование и дизайн), а не на этапе его производства. Поскольку в мире разворачивается революция цифрового производства – цифровые станки, трехмерное прототипирование делают изготовление продукта более дешевым, позволяют повернуть производство от массовости к индивидуальному изготовлению, как следствие новой экономике требуется подготовка квалифицированных кадров, обладающих другим набором навыков и компетенций, чем в традиционных областях производства. Новые производства высокотехнологичны, а для мегаполиса имеют значение экологичность, автоматизация и роботизация производства, новые технологии строительства и архитектуры, все то, что совокупно можно назвать инновационным производством, нацеленным на повышение уровня жизни и благосостояния человека, комфортной городской среды. Для того чтобы город заработал в соответствии с новыми трендами развития в XXI веке, нам потребуются специалисты с новым технологическим мышлением. Президент РФ В.Путин подчеркнул в одном из последних выступлений, что «основы инженерного и технического образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе». Именно поэтому инженеры будущего должны формироваться со школьной скамьи. Москва как ведущий мегаполис мира должна перестроить работу по «воспитанию» специалистов для таких будущих инновационных производств и технологий уже с детского сада. Если перевести на количественный показатель, это более 1000000 детей, подростков и студентов, которые должны быть вовлечены в такую переориентацию уже сейчас. При проектировании мы опирались на атлас новых профессий, которые будут востребованы в обозримом будущем. Из всего многообразия обозначенных в атласе направлений были выбраны основные перспективные социально значимые направления: медицина; ИТ-сектор; робототехника и машиностроение; образование. Самое важное – междисциплинарность, связывающая разные направления, специальности и профессии. – Какие профессии вы выбрали из атласа будущих профессий, предложенного Агентством стратегических исследований и НИУ ВШЭ? Этот атлас специалисты называют атласом мечты, а в вашем проекте были конкретные предложения? – У нас в проекте были, в частности, IT-медик, архитектор медоборудования, оператор медицинских роботов, наномедик, консультант для престарелых, менеджер виртуального пространства, причем эти профессии не мечта, а близкая перспектива развития. Для меня в проекте было важно увидеть, что сфера образования становится универсальным пространством интеграции и синтеза разных сфер и областей деятельности, которые дадут обществу синергетический эффект утроенной силы. Именно поэтому инновации в сфере образовании должны быть выстроены на новой платформе инновационного технологического мышления и создания электронной образовательной среды, направленной на мотивацию детей к образованию, личностному развитию, творческому росту. – Мы все время говорим, что Москве, стране нужно развитие, но создается такое впечатление, что есть некий тормоз, который не позволяет в полной мере заниматься этим процессом. Какие проблемы вы видите в этом? – В ходе разработки нашего проекта как раз и была выявлена реальная проблема, тормозящая развитие, которая заключается в нехватке высококвалифицированных инженерно-технических специалистов. Мы пришли к этому в условиях запредельного количества выпускаемых дипломированных юристов, менеджеров и финансистов и на этом фоне почти незаметного количества инженеров и техников для различных сфер науки и производства. Именно поэтому сегодня остро необходимо создание научно-технических лакун подготовки таких специалистов будущего. Это возможно с привлечением детей уже в раннем возрасте к научно-технологическим разработкам в формате центров технологической поддержки на базе ведущих технических вузов, стартапов или фаблабов на базе модифицированных производств, даже виртуальных сетевых научных пространств, которые уже сегодня активно создают. Это нужно делать для того, чтобы привить детям интерес к инженерно-техническому образованию и творчеству, создать материальную платформу развития творческих способностей, инновационного мышления, применения практических навыков для будущей высокотехнологичной экономики. Надо содействовать наиболее талантливой молодежи в выборе персонального профессионального пути дальнейшего развития, готовить молодежь к возрождению научных школ, что и предусматривал наш проект. Думаю, что какая-то часть проектных задач будет решена в ближайшие годы, ведь с малых инновационных проектов начиналось большое инновационное будущее Москвы. – Теперь понятно, что программа была интересной и насыщенной, но что она дала лично вам, имеющей колоссальный и многолетний опыт работы в государственных структурах? – Программу подготовки инновационных уполномоченных Правительства Москвы, которая была пройдена в Сколково, я считаю, по существу, креативной программой обучения управленцев нового поколения, которому должны быть присущи современные черты. Мне, как опытному управленцу, за плечами которого 29 лет государственной службы, было крайне интересно и полезно оказаться в пространстве нового креативного поколения. Программа стала полезной потому, что дала возможность соотнести мой государственный опыт с прорывными инновационными идеями нового поколения.- Помогла ли эта программа сделать какие-то выводы относительно того, как МИРО должен вести подготовку управленческих кадров для столичной системы образования?- Я уже проанализировала программу и выделила ее четыре смысловых итога, которые, вне всякого сомнения, будут использованы в работе с командами образовательных комплексов. Первый итог – проектный, ведь программа вооружает новыми инструментами управления через формирование проектного мышления, которое современному поколению управленцев архинеобходимо для инновационного развития столичной городской среды в ближайшие десятилетия. Второй итог – развивающий: погружение в амбициозность и масштабность проектных задач практико-ориентированных модулей программы имеет развивающий характер для всех без исключения участников программы. Третий итог – креативный: концентрация в одно время и в одном месте такого количества креативных людей (ведущих, экспертов, лекторов и участников), генерирующих такое количество прорывных идей, имеет синергетический эффект, дает надежду, что проекты, разработанные в творческих группах и командах программы, обязательно дадут результаты для инновационного развития города. Четвертый, самый важный итог – командный: в современных условиях постановки грандиозных задач развития Москвы как мегаполиса мирового уровня эффективность управления могут обеспечить только управленческие команды. Консолидированный потенциал организаторов программы (МШУ «Сколково» и ЦИР Москвы), обладающий профессиональными ресурсами и современными образовательными технологиями, должен быть использован в дальнейшем как технология проектного обучения управленческих команд, которая и даст мощный импульс профессионального развития управленческих кадров и реальный эффект для города. Только креативные команды способны на управление изменениями – главный смысл инноваций. Полученный опыт всегда обогащает и позволяет активно двигаться вперед. Основные направления связаны с инновациями в образовании, поскольку это ключевое направление развития образования Москвы и деятельности Московского института развития образования. Новые знания и компетенции понадобятся в процессе реализации задач формирования инновационной образовательной среды в системе московского образования. Интеграция сфер культуры, искусства, бизнеса, науки, образования станет основой для новых прорывных идей, полезных для формирования региональных инновационных площадок, а Москва, вне всяких сомнений, будет городом инновационного образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту