В последнее время весьма устойчивый миф – столица не преуспевает в олимпиадном движении – стал тускнеть. Отчасти так происходит потому, что Москва разработала свою региональную модель образования одаренных детей. В этом случае победы ее учеников на олимпиадах служат своеобразными реперными точками, определяющими направления развития школьного образования.
Хорошо известно, что победы на Олимпийских играх и в чемпионатах мира еще не означают, что спорт в стране достиг высочайшего уровня и занятия им приобретают массовый характер. Однако это свидетельствует о том, что в России есть широкая база выбора. В предметном олимпиадном движении картина аналогичная. Но вот вопрос: какова та база, из которой можно черпать потенциальных победителей предметных олимпиад? Сила Москвы в том, что она как раз и создает эту базу для подготовки успешных и одаренных.
Конечно, Москва, как и всякий регион России, гордится многочисленными победами своих школьников на олимпиадах. Однако в последние годы для столичной системы образования стала наиболее важной работа с интеллектуально одаренными детьми. Для этого Москва приняла и реализует несколько таких программ, как «Одаренные дети» и «Олимпиады, конкурсы». Чрезвычайно важным делом стала и Московская региональная олимпиада школьников, в которой, скажем, в 2005-2006 учебном году по 22 предметам и областям знаний приняли участие на окружных этапах свыше 80 тысяч, а на городских – около 14 тысяч ребят. С каждым годом участников становится все больше, количество победителей и призеров в 2007-2008 учебном году на Московской городской олимпиаде в целом превышало 2000 человек. Все это, конечно, сказывается на тех результатах, которых столичные учащиеся добиваются на заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
Городской оргкомитет Московской региональной олимпиады работает совместно с Советом ректоров Москвы и Московской области. Можно смело утверждать, что все ведущие вузы столицы (МГУ, ВШЭ, РГГУ, МИЭТ, МГТУ «Станкин», МИРЭА, МАТИ и другие) участвуют в проведении этой олимпиады, а также иных интеллектуальных соревнований по различным предметам и областям знаний. Скажем, Академия ФСБ РФ помогает в проведении олимпиады по криптографии и математике, а МГТУ имени
Н.Э.Баумана вместе с системой столичного образования проводит свою традиционную олимпиаду «Шаг в будущее». Понятно, что вузы, особенно сегодня, заинтересованы в выявлении победителей и призеров Московской олимпиады, так как это их потенциальные студенты. Дело в том, что Московская региональная олимпиада имеет существенное отличие от всех других, в частности от всероссийских предметных олимпиад. По мнению московских педагогов, работа с одаренными детьми должна содержать такие формы деятельности, которые делают востребованными творческие возможности школьников, их потребности и способности к нестандартным решениям проблем, дают возможность проявиться их способностям к самостоятельной постановке проблемы. Именно поэтому в задачах Московской олимпиады допускается и поощряется вариативность ответов и даже личностно окрашенные результаты работы. Кстати, поэтому победители олимпиады не всегда успешны на ЕГЭ. На этом экзамене ценится однозначный стандартный ответ на большое количество заданий за небольшое время, тогда как на олимпиадах даются нестандартные задания, которые можно выполнить за большее, нежели на ЕГЭ, время. Не случайно, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко высоко оценил Московскую олимпиаду: «Известно, что с принятием закона о ЕГЭ существенно увеличилось количество ребят, которых принимают в вузы по результатам олимпиад. По этому году порядка 8 процентов поступавших в вузы поступали по результатам олимпиад, но мы должны довести этот показатель до 10 процентов. Московские олимпиады должны привлекать ребят со всей России, от этого все мы выиграем, а Москва выиграет от того, если лучшие ребята из разных регионов России будут приезжать на ее олимпиады».
Если прибавить к Московским олимпиадам еще городские интеллектуальные конкурсы и турниры, в которых, как правило, участвуют по несколько десятков тысяч школьников, летние и зимние учебно-оздоровительные лагеря, выездные школы и профильные семинары, во время которых реализуются специальные программы по работе с одаренными школьниками, то картина будет довольно интересной. Серьезный форум одаренных детей – победителей интеллектуальных соревнований с 2001 года проходит на базе МГУ имени М.В.Ломоносова, во время этого форума дети встречаются с ведущими учеными страны, ректорами вузов, посещают лаборатории МГУ, а учителя, подготовившие учеников-победителей, получают награды. Даже на российском уровне высоко ценится опыт работы Московского центра непрерывного математического образования.
Во многом успех на любой олимпиаде зависит от «тренера» – педагога. Людей, которые действительно, подобно тренерам, могут подготовить своих учеников и обеспечить им победу, не так уж и много. Как, скажем, и в спорте. Но мы все очень хорошо знаем: именитых и успешных спортсменов, чемпионов мира и Олимпийских игр вначале готовят вовсе не тренеры сборных и даже не персональные тренеры, а тренеры спортивных школ, секций и даже кружков, которые на старте умеют разглядеть способности учеников. Но тренеру проще: он воочию видит физические и волевые данные питомца. Учителю же нужно рассмотреть умственные, интеллектуальные возможности ученика, а они часто скрыты. Чтобы раскрыть одаренность ученика, а потом развивать его способности, учитель должен быть к этому готов. Именно поэтому в Москве есть программа «Одаренному ученику – одаренный учитель»: работают курсы по повышению квалификации и переподготовке учителей, воспитывающих одаренных детей, сформирована психологическая база для поддержки таких педагогов. Психологические программы для работы с одаренными детьми успешно разрабатывает и реализует Московский городской психолого-педагогический университет. Он, как известно, одержал победу в конкурсе инновационных программ в рамках нацпроекта «Образование», и в его инновационной программе работа с одаренными занимает весьма значительное место. Одно из успешных направлений работы МГППУ – реализация целостной психолого-педагогической концепции работы с одаренными детьми в школе «Интеллектуал», куда психологи отбирали детей с общей одаренностью. Еще недавно звучали упреки: дескать, школа для одаренных, а вот что-то победных результатов на олимпиадах ее питомцы пока не показывают. Сегодня эти голоса стихли: ученики «Интеллектуала», может быть, медленно, но верно начинают выходить на лидирующие позиции на предметных олимпиадах, интеллектуальных турнирах и конкурсах.
Комментарии