Перед началом нового учебного года полезно оглянуться и посмотреть на то, что сделано, наметить планы на будущее. Так поступила руководитель Департамента образования Ольга Ларионова. Ее доклад на августовском педсовете был адресован прежде всего управленцам, но мы посчитали, что с ним будет интересно ознакомиться всем педагогам Москвы.
По итогам прошлого учебного года московские педагоги сделали немало по совершенствованию системы учебно-воспитательного процесса, в результате повысилась конкурентоспособность многих образовательных учреждений, продолжалось внедрение информационных технологий в учебный процесс, были предложены модели «Школы будущего», получили свое дальнейшее развитие независимая система оценки качества образования, общественно-государственное управление. Однако я вынуждена констатировать и то, что система московского образования пока далеко не в полной мере отвечает запросам жителей столицы. У нас есть школы, в которые родители не хотят отдавать своих детей из-за достаточно низкого уровня организации учебно-воспитательного процесса, о чем в том числе свидетельствуют и результаты независимой оценки качества образования. У нас практически не уменьшается количество правонарушений среди подростков и молодежи, мы не смогли пока добиться того, чтобы каждый ребенок школьного возраста, проживающий в Москве, посещал и успешно завершал обучение в одном из учебных заведений города. Мы далеко не все сделали для того, чтобы удовлетворить запросы родителей детей дошкольного возраста.
Об этих и многих других достижениях и нерешенных проблемах в течение двух последних недель августа шел заинтересованный разговор на заседаниях «круглых столов», в ходе научно-практических конференций, на заседаниях методических объединений учителей-предметников. Более 6 тысяч педагогов приняли участие в выработке рекомендаций в адрес московского педагогического сообщества на предстоящий учебный год.
Насколько сегодня московская школа готова и способна сделать образовательное пространство пространством детского саморазвития, пространством самореализации и самоактуализации каждого ребенка? Безусловно, попыткой системно оценить возможности московской школы в этом направлении стала реализация образовательного проекта «Школа будущего», который был инициирован мэром Москвы Ю.М. Лужковым. В прошлом году 41 школа стала победителем этого конкурса.
Образ «Школы будущего» определяли педагоги, директора школ, управленцы, ученые, ученическая и родительская общественность. В марте текущего года состоялась интернет-конференция ученического актива, на которой учащимися была обсуждена модель «Школы будущего». В подготовке к собранию приняли участие около 10 тысяч школьников. Следует отметить, что именно при реализации этого проекта реально проявилась совместная работа школы, окружных управлений образования, префектур, управ районов и других социальных партнеров образовательных учреждений. Департамент образования рассматривает проект «Школа будущего» как новый этап содержательного развития московского образования. Эта инициатива, которая начала реализовываться в Год ребенка, должна обеспечить детям гораздо больше возможностей для развития, дать качественное образование, соответствующее современным требованиям.
Но говоря сегодня о совершенствовании каждого из тысячи шестисот пятидесяти четырех общеобразовательных учреждений города в наступающем учебном году, мы должны поставить перед каждым педагогическим коллективом задачу наличия продуманных программ развития своего учреждения, определения своих собственных ступеней роста, исходя, естественно, из общих направлений модернизации московского образования.
Безусловно, в городе есть много интересных педагогических коллективов, идущих своими путями развития; педагогов, разрабатывающих свои подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Да, во многом возникают иногда взаимоисключающие точки зрения, но каждая из них получила апробацию в определенных педагогических коллективах нашего города, а подчас и в школах других регионов. Думаю, что всему московскому педагогическому сообществу будет небезынтересно посмотреть на все многообразие авторских школ, различных педагогических подходов к решению задач современной школы, принять участие в дискуссиях. Поэтому Департамент образования в дни весенних каникул 2008 года планирует провести большую научно-практическую конференцию, посвященную проблемам развития школы как базового звена образовательной системы. Одно из звеньев модернизации – обеспечение качественного образования. Московский центр качества образования в сотрудничестве с представителями гражданских общественных институтов и экспертно-профессиональным сообществом разработал проект Программы развития Московской региональной системы оценки качества образования на период до 2010 года, который включен Правительством Москвы в план на утверждение в 2007 году. В основу Программы положена идеология формирования в Москве особого института образовательного гражданства, стандарта качества московского образования, обеспечение которого определяется эффективным взаимодействием общественных и гражданских институтов, работодателей, профессионального сообщества образовательной сферы. При этом важнейшим стал принцип независимости общественной и профессиональной экспертизы оценки качества образования.
Отработанной на данный момент организационной основой складывающейся системы оценки качества образования стали единый государственный экзамен, мониторинг учебных достижений учащихся и мониторинг здоровья учащихся, независимые межшкольные экзаменационные комиссии, аккредитационные обследования и лицензирование общеобразовательных учреждений, конкурсные отборы по выявлению лучших инновационных образцов образовательной практики, механизм общественно-государственного управления в системе образования города.
2007 год в России объявлен Годом русского языка. Именно русский язык все московские выпускники сдавали в форме ЕГЭ как обязательный государственный экзамен. По остальным предметам выпускникам была предоставлена возможность в едином государственном экзамене на добровольной основе. Положительные оценки за экзамен в форме ЕГЭ получили 94% от общего числа участников. 150 столичных выпускников на экзамене набрали 100 баллов из 100. Нас радуют эти показатели, они лучше, чем у большинства регионов России. В то же время для 6% выпускников независимая аттестация в форме ЕГЭ дала отрицательный результат – они не удовлетворяют обязательным требованиям к подготовке выпускников. Федеральные инструкции пока разрешают нам поставить этим выпускникам итоговую «тройку» и выдать аттестат. Но мы сами должны понимать, что эти 6% – наш брак, материал для анализа и диагностики.
В целом, говоря о роли и месте в оценке качества образования ЕГЭ, следует сказать, что система ЕГЭ, введенная в короткие сроки, в массовом порядке, достаточно закрытая и уже консервативна. При этом по некоторым предметам она неполна по охвату результатов обучения, по другим – основана во многом на произвольных критериях оценки. У нас есть серьезные вопросы и по технологии работы структур федерального уровня, в частности, в этом году было много проблем у наших выпускников со сроками получения сертификатов ЕГЭ, вызывала недоумение и сложившаяся система шкалирования. С 2009 года ЕГЭ станет обязательным. Это значит, что уже сейчас, планируя и оценивая нашу деятельность, мы должны обеспечить возможность качественной, содержательной подготовки к ЕГЭ, включающей различные формы тренинга, в том числе – с широким использованием интернета. В то же время мы должны предусматривать механизмы, которые не позволят превратить процесс обучения в процесс «натаскивания» к ЕГЭ, развивать различные формы текущей и итоговой аттестации.
В прошлом учебном году Департамент образования продолжил мониторинг и диагностику обученности по основным предметам базисного учебного плана. Для выпускников 9-х классов использовались три альтернативные технологии при аттестации выпускников по математике – традиционная, «малый ЕГЭ», предложенный Федеральным институтом педагогических измерений, и независимая аттестация с использованием современных информационных технологий. Для выпускников 11-х классов – претендентов на медали, как и в предшествующие годы, проводилась независимая аттестация.
В течение многих лет учащиеся Москвы успешно выступают на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников: в 2007 году 167 учащихся стали победителями олимпиады (в 2000 году – 54). В этом году москвичи стали победителями и международных олимпиад. На олимпиаде по математике золотой медали была удостоена Мария Илюхина (лицей «Вторая школа»), в олимпиаде по физике золотым медалистом стал Андрей Котов (центр образования №57), по химии – Леонид Ромашев (химический лицей №1303), по информатике – Андрей Колосов (центр образования №1).
ХХI век – век мультикультурного диалога, поэтому, несомненно, важно для Москвы развитие многоязычной, поликультурной компетенции личности, навыков межкультурной коммуникации. Наши школьники будут изучать 13 иностранных языков, включая китайский и японский, последний в 15 школах. Минимальный объем иностранного языка во всех классах со второго по одиннадцатый – три часа. В связи с этим серьезной становится проблема дефицита кадров учителей иностранного языка. Наряду с мерами материального стимулирования, повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров в этой области будут наиболее интенсивно использоваться информационные и коммуникационные технологии. Необходимо усилить внимание педагогических коллективов города к формированию языковой компетентности учащихся в основной и начальной школе, коммуникативный компонент обучения, внести серьезные коррективы в содержание и методы обучения русскому языку в старшей школе.
Учебный план каждой конкретной школы, разрабатываемый на основе московского базисного учебного плана, должен учитывать особенности контингента, образовательные запросы и потребности учащихся и родителей, создавать возможность для проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Если мы хотим двигаться вперед во всей массовой системе общего образования, нам нужно обеспечить высокий уровень методической работы, подготовку самих методистов в области современных педагогических теорий, последних достижений в области содержания образования, в области их профессиональной компетенции в информационно-коммуникационных технологиях. С другой стороны, надо обеспечить все окружные методические службы, городской методический центр самым перспективным учебным оборудованием, активизировать работу Городского методического совета. Мы планируем рассмотреть вопрос совершенствования деятельности методической службы на одном из заседаний коллегии Департамента образования.
Москва занимает лидирующее положение среди регионов России не только по уровню оснащенности школ средствами информационно-коммуникационных технологий, но и по системности подхода к проблеме информатизации. Опыт реализации программы информатизации образования Московского региона лег в основу рекомендации ЮНЕСКО «Информатика в начальном образовании». В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году были подключены к высокоскоростному интернету еще 165 образовательных учреждений Москвы, к концу 2007 года мы выйдем на 100-процентное подключение к скоростному интернету. Но этого недостаточно для того, чтобы информационные технологии активно использовались в школьной жизни, нужны локальные сети, передвижные компьютерные установки, широкий спектр информационных ресурсов и, конечно, педагогические кадры. Модель комплексного использования информационных технологий отрабатывается в экспериментальном режиме на базе «Школы информатизации».
В 2007-2008 учебном году, продолжая стратегию общей информатизации отрасли, Департаменту образования необходимо решить такие задачи, как создание локальных сетей во всех учреждениях для обеспечения в каждом классе доступности к интернету; запуск сайтов всех общеобразовательных учреждений города Москвы; организация прямой и обратной связи информационных потоков между образовательными учреждениями, окружными управлениями образования и Департаментом образования; расширение перечня и функционала электронных серверов и услуг (смс-серверы) для детей и их родителей, осуществляемых образовательными учреждениями; переход к массовому внедрению «Карты учащегося»; создание информационных ресурсов для образовательного процесса; массовое внедрение автоматизированной системы управления в работе библиотек. Решить эти задачи можно только при четком взаимодействии образовательных учреждений, окружных управлений образования, их ресурсных центров и Департамента образования.
За последние годы в Москве создана разветвленная сеть образовательных учреждений различного вида: прогимназии, гимназии, лицеи, центры образования, школы здоровья и школы полного дня, кадетские школы, средние общеобразовательные школы с классами различного вида и уровня, реализующие программы профильного обучения, и другие учреждения. При развитии сети учитывается необходимость удовлетворения образовательных потребностей определенных категорий детей. Среди них особо выделяются: способные и одаренные дети, дети с ограничениями физического здоровья, дети с девиантным поведением, дети-инвалиды.
В Москве проживают 26 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Система образования города охватывает 74,8 % детей-инвалидов школьного возраста и 36,7% дошколят. При этом увеличивается количество воспитанников и обучающихся из числа детей, ранее считавшихся необучаемыми. Нам необходимо развивать службу ранней помощи детям с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) в возрасте до 4 лет, увеличивать сеть образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности, расширять спектр образовательных услуг для детей, ранее считавшихся необучаемыми.
Очень важно создавать условия для получения детьми и молодежью с инвалидностью профессионального образования с учетом запросов рынка труда и перспектив профессиональной карьеры, формировать систему трудовой реабилитации и социальной адаптации с целью индивидуального подбора видов трудовой деятельности для детей с ярко выраженными физическими и интеллектуальными нарушениями. Менее развита в городе для занятий инвалидов сеть учреждений дополнительного образования, тревожит наличие небольшого количества специалистов и отработанных методик для занятий с детьми этой категории. Над этим нам всем предстоит работать в наступившем учебном году.
В последние годы в Москве изменилось социально-экономическое положение семьи. Многие женщины получили возможность вернуться на работу, увеличилась рождаемость, возросла степень доверия со стороны родителей к дошкольному образованию. В результате мы столкнулись с острой нехваткой мест в наших дошкольных учреждениях. Для снятия этой проблемы Правительством Москвы было принято решение о резком увеличении строительства детских садов, за 2006-2007 годы будут построены 195 новых дошкольных учреждений. Темпы строительства не будут снижены и в 2008 году. Уже выделены дополнительные средства на увеличение количества мест в действующих дошкольных учреждениях за счет перепрофилирования групп, активно ведется работа по возврату ведомственных детских садов, используемых не по назначению.
Перед нами встала задача по подготовке необходимого количества квалифицированных кадров. Было принято решение максимально сориентировать педагогические колледжи на подготовку педагогических работников для детских садов. Уже в этом году не менее 80% студентов, вновь поступивших в педагогические колледжи, будут готовиться к работе в дошкольных учреждениях. Должна быть расширена и система переподготовки кадров для детских садов на базе высших учебных заведений.
Планируя дальнейшее увеличение мест в системе дошкольного образования, необходимо увеличить количество групп для детей раннего возраста; рассмотреть вопрос об организации групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений, в которых имеются свободные площади; совместно с префектурами административных округов проработать вопрос открытия новых форм дошкольного образования на 1-2-х этажах жилых домов; в рамках реализации программы «Московская семья – компетентные родители» организовать систематическую помощь родителям, имеющим детей дошкольного возраста.
Развитие московского образования в рамках выполнения задач приоритетного национального проекта «Образование» характеризуется возрастанием роли науки в реализации региональной образовательной политики и подкреплено накопленным научно-техническим и образовательным потенциалом города, высокой квалификацией научно-педагогических и управленческих кадров. Совместная деятельность ученых вузов и научных организаций, подведомственных Департаменту образования, направленная на интеграцию научных изысканий и практических достижений, требует определения концептуальных основ и базовых принципов предстоящих действий по развитию московского образования, играющего исключительную роль в процессе развития всего российского образования.
В рамках столичного образования сложилась система научного проектирования, определились формы финансирования научных исследований. Одним из перспективных направлений в развитии московского образования, получивших приоритетную поддержку, стала научная разработка механизма финансирования образовательных учреждений всех уровней и механизма прогнозирования потребностей в педагогических и других работниках образовательных учреждений всех типов и видов.
Однако одной из проблем остается внедрение результатов научной работы в практику образовательной деятельности. Механизмы такого внедрения у нас пока слабые и малоэффективные. Не сформированы системы инновационной деятельности, которые и призваны обеспечивать преобразование научной разработки в практическое действие. Собственно, мы даже иногда не представляем полностью, какие разработки у нас имеются. Нет полного банка результатов научной деятельности. Другими словами, разработка и реализация таких масштабных проектов, как программа «Столичное образование-5», проект «Школа будущего» или программы модернизации начального и среднего профессионального образования, требуют качественно иного уровня организации их научного обеспечения и научного сопровождения, достижения по-настоящему системного характера взаимодействия отдельных элементов научной деятельности.
При этом принципиально важен сам механизм формирования тематики научных исследований. Его необходимо сделать максимально открытым, придать самому процессу определения тематики и приоритетных направлений общественный характер. На наш взгляд, по крайней мере, три точки зрения, три позиции должны участвовать в этом процессе: научное сообщество, управленческий аппарат Департамента образования и педагоги-практики образовательных учреждений. Не надо бояться диалога: в условиях публичного обсуждения станет возможным формирование тематики исследований, по-настоящему востребованных столичным образованием, способных оказать реальное влияние на процесс его развития.
Кроме того, в целях организации эффективного контроля уровня научно-исследовательской деятельности ежегодно следует проводить комплексный мониторинг состояния и тенденций развития столичного образования и на основе его данных корректировать научно-исследовательскую деятельность. Считаю также необходимым продумать стратегию развития научного обеспечения столичного образования, по крайней мере, на пять лет и разработать план практических действий по повышению эффективности научно-исследовательских работ на последующие годы.
Конечно, все понимают, что для того, чтобы качественно решить все поставленные задачи, нужен высококвалифицированный учитель, преподаватель, воспитатель. Поэтому проблемы подготовки кадров повышения квалификации работающих остаются острыми для московского образования.
В последние годы наблюдается положительная динамика снижения кадрового дефицита, важнейшим источником пополнения становятся молодые специалисты. Но несмотря на это, каждый пятый учитель в московском образовании пенсионного возраста, значительная часть учителей имеют педагогическую нагрузку свыше 25 часов, остаются дефицитными педагогические специальности учителей английского языка, физкультуры, начальных классов, а также воспитателей дошкольных учреждений. Поэтому подготовка и закрепление в отрасли молодых специалистов – приоритетное направление в кадровой политике Департамента образования, мы продолжим работу по подготовке в городских педагогических вузах специалистов на условиях целевого контракта.
Задача любого образовательного учреждения состоит не только в том, чтобы дать совокупность знаний по различным предметам, подготовить ребенка к дальнейшей профессиональной деятельности. Не менее важная составляющая в работе педагога – ее воспитательный аспект. Процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразделимы. Воспитательная система – это целостный социальный организм, влияющий на формирование образа жизни школьного коллектива и его психологический климат. Главная задача, которую должны ставить перед собой педагогические коллективы, – воспитание инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.
В образовательных учреждениях Москвы накоплен немалый положительный опыт воспитательной работы. Для его обобщения и распространения создан электронный банк данных воспитательных программ, реализуемых образовательными учреждениями. На сегодняшний день в нем около 600 программ, 423 образовательных учреждения работают по экспериментальным технологиям, система образования обладает немалыми воспитательными ресурсами, но главный вопрос, на который мы должны ответить: «В полном ли объеме и достаточно ли эффективно используются имеющиеся ресурсы?» При всем многообразии выбора мы работаем лишь с мотивированной категорией учащихся, с ребятами, которые сумели определиться и сделать свой выбор. К сожалению, немалая часть ребят остается вне поля влияния взрослых. Именно они постепенно переходят в категорию «трудных» детей, подростков и молодежи, склонной к асоциальным формам поведения и вредным привычкам.
Принимаемые меры по активизации профилактической работы среди несовершеннолетних, в том числе среди учащихся, положительно сказались на оперативной обстановке в Москве.
Как показывает анализ состояния правопорядка среди несовершеннолетних, в последние годы наметились определенные положительные сдвиги по снижению количества преступлений, совершаемых в том числе и учащимися образовательных учреждений. Эта тенденция сохранилась и в 1-м полугодии 2007 года. Почти на 30% снизилось количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе на 26,5% уменьшилось количество учащихся образовательных учреждений. По данным ГУВД по городу Москве, за этот период на 22,8 % уменьшилось число преступлений, совершенных несовершеннолетними (с 1638 до 1265). Это хорошо, что появилась положительная тенденция. Но вместе с тем за каждой из этих цифр стоит судьба конкретного ребенка. Думаю, что здесь есть не только вина родителей, есть и недоработка педагогических коллективов.
Департамент образования определил основные направления в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, главными векторами в нашей деятельности должны стать: обеспечение комплексного подхода к созданию в каждом учреждении комфортной и успешной образовательной среды, направленной на поддержку и развитие детей, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Эта деятельность образовательных учреждений должна строиться на усилении индивидуально-профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Мы должны активно привлекать к сотрудничеству не только государственные структуры, но и родительскую и ученическую общественность, различные некоммерческие и общественные организации.
Значительную помощь в решении этих задач могут оказать и научно-практические рекомендации наших педагогических вузов: Московского городского педагогического университета, Московского городского психолого-педагогического университета и Московского гуманитарно-педагогического института. Мы планируем активно привлекать наши высшие учебные заведения к этой проблематике.
Исторически сложилось так, что Москва всегда была многонациональным городом. Сегодня в столице бок о бок живут и трудятся представители более 160 национальностей. Ежегодно население столицы пополняется жителями стран СНГ и ближнего зарубежья. В новом учебном году мы продолжим реализацию среднесрочной целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». В формировании гражданской солидарности в многонациональной стране и ее столице наиболее актуальным становится представление о совместимости общероссийской и этнической идентичности, самосознания большой и малой Родины. Дорога к гражданской солидарности органически связана с межэтнической интеграцией на основе духовных и нравственных устоев российского общества.
В Москве статус учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом имеют 52 образовательных учреждения. 130 образовательных учреждений реализуют различные программы этнокультурного компонента образования. В них организовано изучение языка, культуры, истории и традиций ряда народов и народностей Российской Федерации, стран СНГ и Балтии и дальнего зарубежья. Изучение культуры и традиций разных народов способствует воспитанию толерантности и гражданской солидарности.
Сегодня в Москве нет мононациональных учреждений образования. В каждом учреждении обучаются и воспитываются представители различных наций и народов, и задача педагогических коллективов состоит в том, чтобы наряду с воспитанием уважения к истории и культуре народов России воспитывать уважение к мировым культурным ценностям, к традициям других народов.
В последние годы в силу разных причин резко возрос поток мигрантов. И естественно, дети-мигранты испытывают значительные трудности в обучении и общении. Для создания условий для социокультурной адаптации детей-мигрантов, плохо владеющих русским языком, в 152 образовательных учреждениях были открыты 243 группы по изучению русского языка как иностранного (неродного). По решению коллегии Департамента образования в общеобразовательных школах Москвы было открыто 10 специальных структурных подразделений – «Школ русского языка» – для целевой подготовки детей, слабо владеющих русским языком. Усилия педагогических коллективов этих учреждений должны быть направлены на культурно-языковую адаптацию детей.
Два года назад система образования города Москвы начала переходить на нормативное финансирование образовательных учреждений с учетом их типов и видов. В 2006 году на нормативное финансирование перешли школы, а в 2007 году – детские сады и учреждения среднего профессионального образования. Переход на нормативное финансирование предполагает и финансовую самостоятельность руководителя образовательного учреждения.
Накопленный опыт позволил нам выявить ряд трудностей и недостатков в этой работе. Прежде всего это:
– недостаточная подготовленность руководителей образовательных учреждений к работе в новых условиях и несовершенство методики расчета норматива;
– не удалось перестроить, как это планировалось, и работу централизованных бухгалтерий, усилив их плановую и организационно-методическую функции;
– в ряде случаев явно видны нарушения в пропорциях между фондом оплаты труда и статьей «Прочие расходы».
Критикуют нас и за порой необоснованное расширение штатных расписаний в образовательных учреждениях.
Для устранения выявленных недостатков должна быть проведена работа на разных уровнях. Так, Департаменту образования необходимо направить усилия на разработку методики расчета норматива, выработать методические рекомендации по использованию поощрительной части фонда оплаты труда и разработать примерное штатное расписание для разных типов и видов образовательных учреждений. Окружные управления образования должны организовать плановую работу по оказанию практической помощи руководителям образовательных учреждений в условиях финансовой самостоятельности и нормативного финансирования. Руководителям необходима помощь также и в подготовке публичных отчетов о деятельности учреждения, и здесь без помощи окружных управлений не обойтись. Существует потребность и в совместной деятельности окружных управлений и руководителей образовательных учреждений прежде всего в подготовке педагогических работников к правильному восприятию зависимости заработной платы от качества их работы, в отработке механизмов привлечения общественных организаций образовательных учреждений к решению вопросов хозяйственной деятельности. Ну и, конечно, руководители учреждений должны внести соответствующие коррективы в свои штатные расписания и повсеместно ввести в практику публичные отчеты перед общественностью в средствах массовой информации и на сайтах учреждений.
Дальнейшее развитие должен получить механизм общественно-государственного управления в системе образования города Москвы. Прежде всего хочется сказать о созданной в Москве по инициативе мэра Ю.М.Лужкова Общественной палате по образованию, в которую вошли представители различных общественных организаций города, отстаивающих интересы детей, родителей, семей, педагогов и других членов гражданского общества, которые занимаются проблемами образования. Члены Общественной палаты будут иметь возможность присутствовать на всех заседаниях Правительства Москвы и Московской городской Думы при обсуждении вопросов, связанных с образованием, коллегиях Департамента образования, экспертировать законопроекты и решения власти, которые касаются образования и интересов детей. Думаю, что и на уровне округов нужно подумать о создании органов общественно-государственного управления.
Комментарии