search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Названо условие, по которому могут мобилизовать учителя Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Мобилизованный в Волгоградской области директор сельской школы освобожден от призыва Могут ли студенты негосударственных вузов получить повестки в военкомат, ответили в Минобрнауки Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб В образовательном центре «Сириус» открыли курсы по подготовке к ВсОШ 25 сентября назовут 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга
0

Московский образовательный ландшафт. Учимся в мегаполисе

​Московский образовательный ландшафт – понятие, производное от понятия городской образовательной среды, нацеленной на интеграцию всех городских ресурсов для достижения обучающимися новых результатов в современном мире. Невероятно богатое образовательное пространство столицы позволяет максимально диверсифицировать и разнообразить условия получения образования для подрастающего поколения москвичей. Эти условия понимаются в самом широком смысле – как образовательная среда мегаполиса, обладающая колоссальными ресурсами для развития личности.

Очевидно, что необходимость использования социокультурного пространства столицы в образовательных целях становится одним из ключевых элементов организации образовательного процесса в современной школе. В связи с этим архиважно, чтобы столичный педагог был продвинутым пользователем образовательного ландшафта Москвы и в рамках разрабатываемых курсов повышения квалификации имел возможность интенсивного погружения в городскую среду. Точками его профессионального роста без всякого преувеличения должны стать все наиболее эффективные образовательные и околообразовательные (культурные, научные, информационные, природные и иные) площадки города.В настоящее время городская среда начинает рассматриваться учителями-предметниками в качестве эффективного средства обучения. Но три ведущих подхода, которые обычно выделяются в научно-методической литературе – город как иллюстрация, город как место события, город как декорация, – не покрывают всего спектра образовательных возможностей Москвы.Как же помочь преподавателю, а вслед за ним и ученику, приоткрыть для себя городское пространство и не запутаться в его лабиринтах и тайниках? Какими педагогическими технологиями необходимо владеть учителю, для того чтобы провести в этом пространстве по-настоящему живые и современные учебные занятия? При помощи каких средств можно спроектировать образовательные траектории школьников, совершающих квест-путешествия в пространстве нашего города? На эти вопросы система дополнительного профессионального образования отвечает в рамках программы повышения квалификации по формуле «большой город – большие возможности». Она стимулирует активность в учительском сообществе, направленную на попытку организовать учебное время не в здании образовательной организации, а за его пределами: в театре и кинотеатре, в музее и галерее, во дворце и храме, в ботаническом саду и парке, в мемориальной квартире и усадьбе, на площади и улице, у памятника и охранной доски. В процессе непосредственного общения школьников с городом происходит процесс интенсивного присвоения города, его познания, его превращения в свой город.Необходимость формирования и развития профессиональных компетенций учителей-предметников в области проектирования учебного процесса в условиях города, использования городской среды как образовательного ресурса привела команду Московского центра развития кадрового потенциала образования к идее создания средо-ориентированной модели повышения квалификации учителей-предметников «Погружение в московский образовательный ландшафт». Она раскрывает для столичных педагогов содержание понятий и подходов, формирующих погружение в московский образовательный ландшафт, обобщает и систематизирует его ресурсы для включения тех или иных компонентов в предметное и метапредметное обучение.Как это происходит на практике? Учителя-предметники вместе с представителями системы дополнительного профессионального образования (с привлечением внешних специалистов не из педагогической среды) повышают свою квалификацию на реальных городских объектах. В живом пространстве мегаполиса они в совместной поисковой деятельности учатся видеть в социокультурных объектах поле для формулировки проблемно-ориентированных учебных заданий, а также потенциал для будущих ученических проектно-исследовательских работ.Так, одним из реализованных учебных занятий стало посещение педагогами государственной электрической станции №1 имени П.Г.Смидовича. Это старейшая действующая электростанция России. Индустриальное здание с высокими трубами на берегу Москвы-реки было построено в 1896-1897 годах. ГЭС-1 внесена в Список памятников Всемирного наследия ­ЮНЕСКО как уникальный объект промышленной архитектуры, недавно он отметил 120‑летие. ГЭС-1 снабжает электроэнергией и теплом Центральный административный округ Москвы.«Где мы? Каковы географические ориентиры объекта? Как можно попасть на ГЭС‑1?» – такими вопросами открывается учебное занятие.Опытнейший работник электростанции сопровождает учителей на объекте, рассказывает, показывает, объясняет.Преподаватель предлагает учителям-естественникам вопросы и задания:- Какие предметные знания школьников могут быть актуализированы на данном объекте?- Сформулируйте темы проектов от имени учителей разных предметов.- Каковы продукты каждого из проектов?- Для какого возраста эти проекты?Не остаются в стороне и учителя-гуманитарии. В их задачу входит продумать словарный минимум предстоящего школьного урока, составить историческую справку, смоделировать культурный фон, поработать с ассоциативными рядами. И вот уже так кстати звучат слова Велимира Хлебникова, произнесенные им в 1915 году: «Что украшает город? На пороге его красоты стоят трубы заводов. Три дымящиеся трубы Замоскворечья напоминают подсвечник и три свечи, невидимые при дневном свете. А лес труб на северном безжизненном болоте заставляет присутствовать при переходе природы от одного порядка к другому; это нежный, слабый мох леса второго порядка; сам город делается первым опытом растения высшего порядка, еще ученическим. Эти болота – поляна шелкового мха труб».В результате таких занятий педагоги учатся проектировать предметное содержание уроков с учетом включения компонентов московского образовательного ландшафта, применять его разнообразные ресурсы для трансформации ученика знающего в ученика умеющего. А самое главное – они получают навыки интеграции разных компонентов московского образовательного ландшафта для целей конвергентного образования.Светлана МАНСУРОВА,Роман ДОЩИНСКИЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте