Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Московский маршрут. Как помочь детям узнать свой город

Учительская газета, №26 от 28 июня 2005. Читать номер
Автор:

Хорошо ли наши дети знают свой город? Наверное, каждый по-разному, но многие, проживая, например, в Медведкове или в Отрадном, могут годами не бывать в Царицыне или в Ясеневе. Места «тусовок» в своем районе хорошо известны, а кроме этого? Где еще провести свободное время, куда повести гостя? Красная площадь, Старый Арбат, Третьяковка, Поклонная гора, еще, может быть, десяток «фирменных» адресов – на этом список может и закончиться.

Наши дети должны знать и любить свой родной город. Для этого в школах преподается специальный предмет – «Москвоведение». Но теория хороша, когда она подкреплена практикой. Невозможно изучать свою малую родину только по книгам. Чтобы дополнить программу, школы заказывают экскурсии в различных экскурсионных бюро. Но, к сожалению, получают только стандартный экскурсионный продукт. А ребятам нужно другое – наглядная иллюстрация школьных программ по всему комплексу гуманитарных дисциплин – истории, москвоведению, мировой художественной культуре, литературе, русскому языку. В Юго-Западном округе при самом активном участии окружного Управления образования и его руководителя Михаила Тихонова, бывшего главы управы района «Академический» Михаила Филина и сменившего его Николая Аленина, при моей депутатской поддержке разработана и реализуется бесплатная экспериментальная экскурсионная программа «Я шагаю по Москве». Благодаря ей ребята знакомятся с Москвой исторической и Москвой современной, с памятниками столицы, произведениями искусства, архитектурными и природными ландшафтами, с современными предприятиями и службами жизнеобеспечения города, с работой городских органов власти и управления.

К разработке программы «Москва историческая» привлечены педагоги школ района Академический – кто, как не они, знают, какую дополнительную информацию надо дать ученикам в процессе экскурсии. Экскурсионная программа «Москва сегодня» разрабатывалась совместно со специалистами управы района Академический, а содержание конкретных экскурсий – с руководителями тех или иных предприятий округа. Для повседневной организационной работы в округе создана некоммерческая экскурсионно-просветительная организация «Московские маршруты».

Пока это эксперимент, участвуют в нем только две школы – №197 и №584. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что начато полезное и нужное дело. Нужное прежде всего детям. Прошедшие «круглые столы» показали интерес старшеклассников к работе местной власти, состоялся заинтересованный, серьезный диалог руководителя и граждан, пусть еще и юных. Другой пример. Все мы знаем, какими профессиями стремится овладеть большинство выпускников. Прямо скажем, специальности, связанные с жизнеобеспечением города, с его хозяйством, у молодых людей не очень-то котируются. А ведь на большинстве предприятий востребованы специалисты самых разных, в том числе и весьма престижных, профессий, внедрены новейшие технологии. Школьники об этом просто не подозревают. Поэтому мы организовали экскурсии на московскую ТЭЦ-20. Работа современного предприятия, в особенности система компьютерного управления процессом выработки тепла и электроэнергии, произвела сильное впечатление. Там же школьники получили подробную информацию об условиях труда и об учебных заведениях, готовящих специалистов-энергетиков. Если учесть, что до экскурсии школьники изучили соответствующие темы на уроках физики, химии и пришли уже достаточно подготовленными, такое знакомство становится еще более продуктивным. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» становится более живым и познавательным после посещения окружного Управления ГО и ЧС. Хотелось бы подчеркнуть, что знакомство ребят с техникой, работой боевых расчетов, диспетчеров и других специалистов строится не по принципу «руками не трогать», а наоборот – дать возможность влезть в робу пожарного, натянуть костюм спасателя, «покрутить гайки» и «понажимать на кнопки».

Думается, найдена еще одна форма живой связи школьного образования с потребностями сегодняшнего дня. Руководители городских организаций, думающие о перспективе, заинтересованные в привлечении кадров, с пониманием относятся к нашей работе, оказывают нам поддержку. А школьники, познакомившись с элементами сложнейшего механизма жизнедеятельности огромного мегаполиса, часто по-настоящему заинтересовываются привычными школьными предметами, открывают для себя новые перспективы. Некоторые школьники сами помогают готовить и проводить экскурсии.

Впереди у нас большие планы. Будут проведены встречи школьников с руководителями «Москомархитектуры», знакомство с ведущими предприятиями строительного комплекса города Москвы, с финансово-казначейским управлением ЮЗАО Москвы и основными принципами формирования бюджета, знакомство с транспортными предприятиями и многими другими жизненно важными объектами города. Планируется также организовать новый цикл экскурсий под девизом «60 лет Победы в Великой Отечественной войне» с участием Совета ветеранов, военного комиссариата и районной управы. Думаю, многие поддержат эти начинания, а кто-то предложит и свои оригинальные идеи. Мы готовы к диалогу, к совместной творческой работе. Готовы расширить рамки экспериментальной площадки, включить в нее новых участников из числа школ Юго-Западного округа и других районов Москвы. Обращайтесь ко мне по адресу: 127994, Москва, ГСП-4, ул. Петровка, 22, на мой сайт: www.semennikov.ru, или в АНЭПО «Московские маршруты» по телефонам: 124-29-01, 799-60-65.

Александр СЕМЕННИКОВ, депутат Московской городской Думы


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту