60-е – годы «оттепели», свежее дыхание жизни с Черемушками, вечерами в Политехническом, улыбкой Гагарина… И мы – в красных галстуках – вожатые среди детей, организованных в звенья, отряды, дружины, штабы по интересам, экспедиции.
Городской Дом пионеров меняет адрес. Над Москвой-рекой, рядом с университетом, возникает просторный, светлый Дворец пионеров и школьников. Там же в 1962 году получил прописку Московский городской пионерский штаб. В него вошли дети – представители всех 19 районов столицы.Было немало опасений, что мы вырастим маленьких начальников, чиновников, зазнаек. К счастью, этого не произошло. Усилия взрослых были направлены на то, чтобы из наших активистов создать дружный творческий коллектив, в котором было бы интересно ребятам.Была у штаба главная задача – стать помощником Московского городского совета пионерской организации в создании районных пионерских штабов и в организации их деятельности, в обучении пионерского актива, в подготовке и проведении массовых дел пионерии Москвы.С задачей этой справились.Через два года во всех районах Москвы появились штабы юных пионеров. Они были непосредственно связаны с дружинами своего района. Городской штаб стал своеобразным проводником позитивного опыта, организуя встречи, рейды дружбы, праздники, сборы с районными штабами и представителями советов дружин.Эффективными оказались городские лагеря пионерского актива, в которых обучались по специальной программе члены штабов и представители дружин города. В таких лагерях всегда был высокий уровень самоорганизации пионеров. Подростки проявляли способность целенаправленно и самостоятельно действовать в различных условиях жизни большого временно действующего коллектива.В этот период важным было и развитие самого коллектива городского штаба, чтобы он мог стать в какой-то мере ускорителем социального взросления пионеров, коллективом единомышленников, тем более что в его составе были дети от 10 до 15 лет.Постепенно критериями жизни штаба становились готовность действовать сообща, понимать важность участия в общем деле, проявлять творческую инициативу, оказывать товарищескую поддержку, заботиться друг о друге. Немаловажной была общая атмосфера оптимизма, радости общения, удовлетворения от выполнения порученного задания.У штаба были свои ритуалы, традиции и даже правила – «заповеди»: «Не торопись языком, а торопись делом». «Если просишь слово, подари слушателям мысль». «Не кичись успехом». «Не падай духом от неудач». «Не спеши бежать за помощью, ищи решение сам».Штаб являлся коллективным членом Совета пионерской организации Москвы, который в то время возглавляла талантливый педагог О.И.Мащенко (Грекова). Штабисты старались наилучшим образом выполнять поручения совета, и в основном им это удавалось.Ребята успевали настолько сдружиться, что со временем, становясь старшеклассниками, студентами, продолжали чувствовать себя членами штаба, участвовать в его жизни. Совет друзей штаба – так они называли себя.Я рада, что несколько лет общалась с моими дорогими ребятами. Кстати, я была не просто их руководителем, а полноправным членом коллектива.Благодарю вас, милые мои коллеги, за такой праздник в жизни!Вот как вспоминают взрослые люди о своей работе в Московском городском пионерском штабе через 45 лет.Алла ШУШКОВСКАЯ, директор школы №1129, заслуженный учитель Российской Федерации:- Основы того, что все эти годы и сегодня составляет мою профессиональную деятельность, в сущности, были заложены именно в штабе. Он дал азы организаторских навыков умения работать с людьми, определять перспективы и планомерно двигаться к ним, то, что мы называем гражданской позицией, толерантным отношением к другому мнению и другим людям. Мы как-то спорили: был ли городской штаб организатором городских дел? У меня все-таки есть ощущение, что был. Именно в такие моменты мы учились планировать, разбивать каждое дело на составляющие, учились владеть аудиторией, не бояться ее, учились анализировать то, что получилось и что не получилось, и это, на мой взгляд, особенно важно – не бояться ответственности и нести ответственность за то, что мы делали. И хотя сегодня сферы применения наших сил более чем различны – и медицина, и образование, и бизнес, и управление, – организаторские навыки нашего пионерского детства, умение выстраивать перспективу и достигать ее лежат в основе нашей управленческой деятельности.Годы, проведенные в штабе, конечно же, очень счастливые детство и юность. Далеко не у каждого человека есть такие же сильные, яркие, радостные воспоминания о пионерском детстве, друзья из пионерского детства и т. д. А у меня и моих друзей все это есть! И я за это очень благодарна штабу. По прошествии многих десятилетий мы по-прежнему интересны друг другу и, даже когда не видимся много лет, встретившись, общаемся и понимаем друг друга так, как будто прервали наш разговор полчаса назад.Ксения ФРОЛОВА (РОЕНКО), старший менеджер ООО «Грин-Лайн»:- То, что в нас есть хорошего, во многом мы получили в штабе. Это и умение оценивать ситуацию, общаться с огромным количеством людей, естественно вести себя и на сцене, и при встречах в различных инстанциях, и великое искусство дружить. В лагере пионерского актива особенно запомнилось то новое чувство ответственности за людей, которое появилось впервые, когда сами стали вожатыми.Надежда ПАВЛОВСКАЯ, преподаватель японского языка Московского государственного лингвистического университета:- На мой взгляд, штаб был логической вершиной в структуре пионерской организации города на уровне детей, которой руководил комсомол на уровне взрослых. Видимо, эта структура штабов задумывалась как система, условно говоря, самоорганизации детей-пионеров. Члены штаба должны были стать связными между городом, районами и дружинами – передавать информацию городского уровня и какой-то свой опыт в низшие структуры.Кроме того, штаб был своего рода оперотрядом при Дворце пионеров. Мы были хорошо натренированы для «представительских» функций, дисциплинированны, ответственны, достаточно самостоятельны, мобильны, легко управляемы, нас было легко мобилизовать и организовать на конкретное мероприятие. Штаб был и хорошим помощником дворца, и его своего рода идеологической «вывеской».Мы как коллектив были инициативны, креативны, даже в известной степени независимы от взрослых в своем позиционировании. Мы были интересны друг другу, жили своей внутренней жизнью. Руководство взрослых было деликатным, ненавязчивым, нас любили и баловали. Нами гордились и любовались. Тогда это, конечно, не осознавалось, сейчас, с позиции опыта и лет, оцениваю это руководство как мудрое и тонкое.Этот коллектив захватил и организовал мою жизнь в юности. Я знала, что по-хорошему несвободна, что где-то меня ждут, мне доверяют, поручая какие-то ответственные дела. Я была занята делом (так мне тогда казалось, на самом деле это была замечательная игра, но это и нужно подростку!). Безусловно, немаловажно, что штаб базировался в чудесном месте – Дворце пионеров.Были великолепные поездки и походы, которые показали другой мир, непривычную жизнь. Научилась готовить на костре. Получила представление о том, как ставить палатку. Штаб дал задание – освоить шитье мягкой игрушки, чтобы потом организовать кружок в школе пионерского актива (здесь были учтены мои наклонности). Увлекла строевая подготовка. Дух захватывало от дефиле по Красной площади. С гордостью и форсом носилась артековская знаменная форма – пилотка, белые перчатки, тщательно отглаженная юбочка.Штаб стал школой межличностного общения при стороннем участии взрослых. Здорово, что коллектив был разновозрастный. Пришла в штаб, когда там уже существовали свои традиции и сложился свой ритуал, все это действовало почти магически. Новые традиции складывались и при моем участии. Опыт, полученный в штабе, помогал растить ребенка, до сих пор сказывается в моей работе со студентами в аудитории и вне ее.Штаб поддерживает и «держит» до сих пор. Сложились качественно новые отношения с бывшими штабистами. Ритуал редких, но регулярных встреч, осознание принадлежности к близкому по духу сообществу, взаимопомощь в непростых ситуациях греют и придают устойчивость.Геннадий ЯКОВЛЕВ, директор школы №556, заслуженный учитель Российской Федерации:- Мы всегда испытывали чувство сопричастности к жизни страны, своего города. Идеалы, идеи самих пионерских мероприятий, в которых мы участвовали, были нам близки и понятны. Например, операция «Чукотка», сбор средств на сооружение памятника герою-пионеру в Подмосковье.Нам многое доверяли, поддерживали наши инициативы, и мы чувствовали себя полноправными членами Московской городской пионерской организации.Мне очень нравились стиль нашей работы, персональная ответственность за порученное дело, контакты с друзьями-единомышленниками.Татьяна ПОПОВА, экономист:- Штаб был школой формирования личности, раскрытия внутренних ресурсов в творческой и доброжелательной среде.Сейчас можно купить и прочесть любой учебник по теории управления, а в наше время этого не было. Мы изучали эту теорию в процессе работы в штабе.Особая тема – летние лагеря актива. Это были, во-первых, многопрофильные тренинги. К нам приезжали работники горкома комсомола, чиновники Министерства образования, военные, и все рассказывали нам о том, что они делают для детей, и интересовались нашим мнением, подчеркивая, что мы их смена. Возможно, они это делали для «галочки», но такая (пусть даже формальная) открытость чиновников и управленцев перед детской аудиторией сейчас выглядит фантастично.Всегда поощрялась самодеятельность. Вспомним, что вожатыми или инструкторами отрядов были студенты, бывшие штабисты, а их помощники – старшие школьники (начиная с 8-го класса) – тоже штабисты. Никаких умудренных опытом наставников со специальным педагогическим образованием – и никаких эксцессов и ЧП! Таковы были сила доверия и ее мобилизующее значение. Мы не могли, не имели права не оправдать этого доверия. Программа лагерной жизни была гипернасыщенной, к запланированным еще в Москве мероприятиям добавлялись инициативы, рождавшиеся экспромтом.Было понимание с полуслова, понимание необходимости собственного личного участия и уверенность, что не освищут, даже если что-то не получится.У нас были талантливые и творческие педагоги, которые могли помочь нам из любого сухого мероприятия «к дате» сделать настоящий праздник с громадным эмоциональным зарядом и опытом общения со сверстниками. Мы действительно ощущали внимание, контроль и наставление старших. У нас были свои герои, которые «заводили» концертный зал Дворца пионеров без поп-звезд.Мы могли собраться в любой точке города по звонку своих коллег. Нас учили интересоваться жизнью страны – мы много путешествовали, в том числе, и чаще всего, пешком. Учились жизни не только в комфортных городских, но и в полевых условиях. Лично мне опыт походов и туристических слетов в дальнейшем пригодился в жизни и помог увидеть очень интересные уголки огромной страны. Благодаря насыщенной туристической программе ГПШ мы знали точно, что «есть жизнь за МКАДом», и она не всегда похожа на нашу столичную жизнь.Мы отлично маршировали по Красной площади, но это была не основная роль. Школьник, прошагавший по брусчатке, а тогда эта площадь играла роль символа державы, не мог уже стать составной частью апатичного или управляемого электората. Ритуал пионерского парада 19 мая давал некое почти сакральное ощущение личной ответственности за оказанное доверие, за выданный аванс и не давал права на безразличное отношение к судьбе страны.Виктор ГАРБУЗОВ, директор производственно-технологического предприятия:- Если бы не было в моей жизни штаба, я бы не достиг того, что сейчас имею. Прежде всего это организация собственного внутреннего порядка, самодисциплины (не хочу, а надо). Это качество я развиваю и в своих детях.Вспоминаю, какое у нас было необыкновенное чувство локтя.Александр ГРАНОВСКИЙ, доктор экономических наук:- Главное для меня было бережное отношение друг к другу, что осталось со мною на всю жизнь. Мы приобретали основную специальность – быть хорошим человеком.Михаил МОРОЗОВ, майор Главного управления спецчастей внутренних войск МВД (пенсионер):- Пионерский штаб давал ощущение того, что я делал важное, полезное дело. Здесь я узнал, что такое настоящая дружба, взаимовыручка. Это то место, тот коллектив, куда я мог прийти с радостями и печалями. Воочию убедился, что родство дается не только от рождения, от какого-то рода, а от единства идеалов, нравственных ценностей, устремлений. Мы делали общее дело, и оно было для нас родным, поэтому и мы, подростки, чувствовали себя родными.До конца своих дней буду благодарен коллективу штаба. Многое, что есть во мне хорошего, дал он. Штаб – лучшая часть моей жизни.Лидия ИВАНОВАПродолжение следует
Комментарии