Питание подрастающего поколения – важнейший рычаг сохранения генофонда нации. Последние десять лет в Российской Федерации характеризуются прогрессивным ростом заболеваемости среди детского населения, в том числе анемией, болезнями обмена веществ, желудочно-кишечного тракта. В структуре общей заболеваемости у детей болезни органов пищеварения и обмена веществ занимают первое место. Наиболее высокие показатели такой заболеваемости зарегистрированы в Сибирском федеральном округе – 17331,6 на 100 тысяч детей. Тенденция к росту заболеваемости органов пищеварения сохраняется и у детей до 14 лет, и у подростков до 18 лет – 124,6 на 1000 детей. Поэтому обеспечение полноценного и безопасного питания школьников является приоритетным направлением в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Статфакт Что касается определения термина «здоровье», эту категорию подростки определяют как полное здоровье всего организма (45%), физическое и душевное самочувствие – 43%. В ходе исследования стало ясно, что 42% школьников считают себя нездоровыми и объясняют это наличием вредных привычек. Таким образом, мы сталкиваемся с явлением не только осознания проблемы, но и с ценностной системой: взять от жизни все, не осознавая того, что берут больше, чем дают.Социологический опрос проведен экспертной группой Комиссии Общественной палаты РФ по формированию здорового образа жизни. В опросе приняли участие 692 подростка.
В 2001 году на основе решения Гражданского Форума была сформирована российская программа «Здоровое питание – здоровье нации». В соответствии с целями и задачами этой программы в федеральных округах создаются и проходят аккредитацию центры оздоровительного питания на основе консолидированного сотрудничества научных, административных и гражданских структур.
Сейчас система центров охватывает большую часть территории России. Они есть в пяти федеральных округах. В стадии формирования находится центр Дальневосточного округа. На федеральном уровне деятельность центров координирует Научный совет по медицинским проблемам питания РАМН и Минздравсоцразвития РФ.
Основная задача центров оздоровительного питания – в оказании научно-практической помощи учреждениям здравоохранения и Роспотребнадзора, отраслевым министерствам и ведомствам по созданию системы регионального мониторинга и коррекции питания населения. Важным элементом деятельности центров стала также разработка и внедрение методических рекомендаций в области оздоровительного питания в детских образовательных и лечебно-профилактических учреждениях.
В регионах сегодня действуют программы «Здоровое питание детей в общеобразовательных учреждениях». Например, в Новосибирске эта программа исполняется Управлением федеральной службы Роспотребнадзора, Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, Новосибирским государственным медицинским университетом, управлениями образования и здравоохранения мэрии Новосибирска, ГУ НИИ питания РАМН. Она предполагает разработку стандартной программы информационно-образовательной деятельности, а также создание и реализацию региональной системы мониторинга преимущественного качества и медико-биологической ценности пищевых продуктов, поставляемых в школы или на комбинаты по изготовлению готовой продукции.
Сегодня в Новосибирске закончен первый этап программы. Управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области совместно с нашим центром организован мониторинг фактического школьного питания. Результаты оставляют желать лучшего.
Приведу несколько примеров. Совмещенный риск избытка общих жиров и добавленного сахара наблюдается у 45 процентов школьников. У 93 процентов наблюдаемых установлен риск ожирения, причем в период исследования ожирения не наблюдалось. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний выявлен в среднем у 87 процентов участников группы. Кроме того, был получен ряд других результатов, также свидетельствующих о крайнем неблагополучии пищевого статуса детей и высоких рисках развития патологии.
Таким образом, уже в детском возрасте неправильное питание способно сформировать структуру заболеваемостей, которые будут проявляться через 15-20 лет.
В ходе реализации первого этапа программы выявлен специфический дисбаланс потребления основных макро- и микронутриентов учениками общеобразовательных школ Новосибирска. Преобладает углеводистая модель питания, не учитываются физиологические потребности детей в биологически ценных веществах.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости количественной и качественной коррекции пищевого рациона школьников, в том числе использования специализированных продуктов питания, соответствующих стандартам гигиены питания.
Важнейшим аспектом проведенного мониторинга является учет фактического питания в течение жизни ребенка, а не только в школе.
Сейчас в рамках второго этапа программы разработаны и приняты ассортиментный перечень и десятидневное меню для детских оздоровительных учреждений. Ведется разработка ассортимента для общеобразовательных школ.
Разработаны методические рекомендации для обучения педагогов, медицинского персонала и работников пищеблоков основам оздоровительного питания и гигиены питания в соответствии со стандартами. Разрабатываются нормативно-правовые акты, определяющие порядок организации питания в школах Новосибирска.
Одним из быстрых, хотя и не самым главным результатом работы стало увеличение показателей охвата новосибирских школьников горячим питанием. В этом году он составляет 80 процентов (в прошлом – 65 процентов). Двухразовым питанием охвачены 42 процента школьников. Этот же показатель по стране – 25 процентов. Для 85 процентов учеников начальной школы организовано горячее питание (в России этот показатель – 79,5 процента), в 5-11-х классах – 61,6 процента (в России – 52,7 процента).
Через средства массовой информации ведется постоянная работа по профилактике заболеваний, связанных с нерациональным питанием, и пропаганде здорового питания. Тем самым формируется единая программа непрерывного обучения педагогов, родителей и школьников.
Яков НОВОСЕЛОВ, директор Сибирского федерального центра оздоровительного питания, главный эксперт ГУ НИИ питания Российской академии медицинских наук
Комментарии