Наталия Сергеевна ПУРЫШЕВА родилась в Москве в 1942 году. Закончила с серебряной медалью среднюю школу №609, а затем – физический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина по специальности «Преподаватель физики на английском языке». По окончании была распределена на кафедру методики преподавания физики, которой руководил А.В.Перышкин. Прошла путь от ассистента до профессора и заведующей кафедрой. Параллельно работает учителем физики в Московской городской педагогической гимназии-лаборатории №1505.
Начиная работать над созданием комплекта по физике, мы вместе с доктором педагогических наук Наталией Важеевской исходили прежде всего из того, что для учителя физики это не должно быть чем-то совершенно новым, необычным, чтобы ему не приходилось тратить драгоценное время на осваивание всего с самого начала. Поэтому в структурном плане мы постарались менять как можно меньше, но по-иному расставили акценты именно на том, что важнее всего сегодня в преподавании предмета, использовали технологии, отличные от традиционных.
Прежде всего – это двухуровневая подача материала, что прослеживается как в учебниках, так и в рабочих тетрадях. Что это значит? Материал первого уровня полностью соответствует государственному образовательному стандарту, и его обязаны знать все ученики. Ко второму уровню отнесен материал повышенной сложности, который не обязателен для изучения и рассчитан на учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике. Материал второго уровня включает вопросы, изучение которых требует дополнительной математической подготовки, некоторые прикладные вопросы.
В нашем курсе очень большое внимание уделяется физическому эксперименту. Ученики выполняют лабораторные работы и упражнения, связанные с постановкой опытов как на уроке, так и в домашних условиях. Формировать экспериментальные умения мы пытаемся постепенно, поэтому на первых уроках дети получают план выполнения лабораторной работы и действуют четко по алгоритму. Постепенно план свертывается, и они приучаются работать самостоятельно – выдвигать гипотезы, выбирать приборы, составлять план выполнения работы, рисовать схему или рисунок, выполнять измерения, считать погрешность.
Уже на первых уроках мы знакомим ребят с методами естественно-научного познания, а в дальнейшем учим применять эти методы в учебе. Также вводим представления о том, что такое физическая величина и ее измерение, физический закон, физическая теория.
Реализации этой идеи подчинена и структура курса. В 7 классе изучаются механические, звуковые и световые явления, те, с которыми ребята сталкиваются непосредственно и постоянно. Для их объяснения не нужно знать строение вещества. И дети с интересом изучают, например, геометрическую оптику и даже сферические зеркала и элементы цветовой оптики – цвет тела, краска, окрашивание и так далее.
В 8 классе в основе изучения явлений также лежит эксперимент, но здесь уже для объяснения явлений начинает привлекаться теория. Первая тема – первоначальные сведения о строении вещества. Затем эти знания используются для объяснения механических свойств газов, жидкостей и твердых тел, в частности, гидро- и аэростатики. Дети узнают, какие тела упругие, а какие пластичные, как можно влиять на свойства тел, а самое главное, начинают понимать, что свойства тел связаны с их строением. Далее изучаются тепловые свойства газов, жидкостей и твердых тел. Затем рассматривается строение атома, поскольку без этого невозможно изучать электрические явления. В 8 классе мы более широко знакомим школьников с теоретическими методами познания: при изучении гидро- и аэростатики – с моделированием, при изучении постоянного электрического тока – с методом аналогии.
В 9 классе роль теории в процессе познания усиливается еще больше. Мы опять возвращаемся к механике, поскольку того объема знаний, который был получен в 7 классе, недостаточно для выполнения требований стандарта и подготовки учащихся к изучению физики в старшей школе. Но мы стараемся не дублировать материал 7 класса, а дополняем его. И теперь изучаем механику уже как физическую теорию, ее эмпирический базис, модели, кинематику движения. А затем – ядро механики: законы Ньютона и законы сохранения, а также их применение к решению конкретных задач – движение спутника по орбите, торможение транспорта, невесомость и перегрузки.
Тема «Механические колебания и волны» предваряет изучение электромагнитных явлений, электромагнитных колебаний и волн, волновых свойств света, что дает возможность использовать при изучении материала метод аналогии. Кстати, изучение этого материала предусмотрено стандартом физического образования в основной школе, так же как и квантовых явлений и темы «Строение атома и атомного ядра». Конечно, этот материал мы сократили предельно и даем его без формул, максимально привязывая к тому, что дети могут найти вокруг. Завершается курс 9 класса небольшой темой «Строение Вселенной». Этого в стандарте нет, но мы считаем, что дети не могут уйти из основной школы, не получив никаких знаний по астрономии.
Рукопись учебника 10 класса уже находится в издательстве. А сейчас мы работаем над материалом 11 класса. Это будет учебник базового уровня, рассчитанный на 2 часа изучения физики в неделю.
В комплект, помимо учебника, входят программа, поурочное планирование, рабочая тетрадь, также разрабатывается электронная поддержка и комплект плакатов. Отдельно задачники мы не выпускаем, потому что для отработки основных понятий и формирования умений вполне достаточно тех задач, которые имеются в учебнике и в рабочей тетради. В тетрадь мы старались поместить задания, которые не требовали бы от детей переписывания текста учебника или громоздких записей – заполнить таблицу, выписать из книги обозначения величин, названия приборов, зарисовать что-либо и так далее.
Концепция нашего курса изложена в пособии «Физика. 7 кл. Тематическое и поурочное планирование». Там же формулируются общие цели изучения той или иной темы, а дальше подробно расписываются требования к подготовке учеников на разных уровнях – запоминания, понимания, применения в типичных и нестандартных ситуациях. Поскольку материал изложен на двух уровнях сложности, то и требования предъявляются двухуровневые. К каждому уроку указаны: основной материал, демонстрация, домашнее задание и рекомендации для учителя – какой опыт показать, на что обратить внимание детей, какие задачи целесообразно решить. И далее – примерные варианты контрольных работ – как тестовых, так расчетных и графических.
Комментарии