Такой вывод можно сделать по результатам мониторинга, проведенного в Зеленограде по заказу окружного управления образования авторским коллективом Научно-методического управления по проблемам воспитания детей и юношества МГПИ. В анкетировании приняли участие 1125 учащихся, родителей, педагогов и руководителей детских общественных объединений.
а вопрос «Как вы думаете, нужны ли детям общественные объединения (организации)?» значительная часть опрашиваемых родителей (почти 70%) дала утвердительный ответ. Чуть больше половины родителей (52%) считают важной деятельность общественных организаций по развитию творческих интересов и способностей детей. Чуть менее половины родителей (43%) отмечают, что ДОО помогают интересно и полезно проводить свободное от уроков время. 40% родителей уверены, что ДОО помогают в обретении друзей. Часть родителей (28%) высказали мнение, что участие детей в общественных организациях помогает получать жизненные навыки, способствует сознательному выбору профессии. Многие родители (63%) выразили желание, чтобы их ребенок участвовал в работе ДОО, однако 82% респондентов отмечают, что их ребенок не состоит ни в одном общественном объединении.
Выбирая направления возможной общественной деятельности для своего ребенка, 41% родителей отдают предпочтение профильным объединениям, 21% – ученическому самоуправлению,12% военно-патриотическим объединениям.
На вопрос «Нужна ли детям общественная организация?» утвердительный ответ дали 88% опрошенных педагогов, 85% педагогов считают, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с общественными объединениями.
Большинство педагогов отдавали предпочтение такой форме взаимодействия, как сотрудничество в рамках реализации совместных программ (51%), подчеркивая необходимость реальных практических дел. Актуальны, по мнению педагогов, такие формы взаимодействия школы и ДОО, как защита интересов детей (47%), организация совместных мероприятий (46%), решение проблем школьного детства (34%).
Радует, что многие педагоги считают детские и молодежные общественные объединения субъектами воспитательной системы образовательного учреждения.
На вопрос «Целесообразно ли, по вашему мнению, создание на базе образовательного учреждения общественных объединений учащихся?» значительная часть педагогов (49%) выбрала вариант утвердительного ответа на поставленный вопрос.
Приоритетными направлениями при создании детского общественного объединения педагоги считают:
– заботу и помощь людям (33%);
– реализацию досуговых программ (30%);
– охрану окружающей среды и приобщение к национальной культуре (44%);
– краеведение (21%);
– профориентацию и развитие ученического самоуправления (42%);
– благоустройство района и развитие интересов детей (40%);
– защиту прав и интересов детей (16%);
– организацию каникулярного отдыха (13%).
Педагоги считают себя готовыми к созданию ячеек уже существующих общественных организаций: пионерских (10%), добровольческих (14%), скаутских (12%), патриотических (6%). (Таблица 1.)
По мнению педагогов, для детей очень важны возможности руководителя (72%), потребности и желания родителей (62%), а также социальная значимость работы объединения (50%).
На первый вопрос «Как ты думаешь, нужно ли создавать общественные объединения детей и молодежи?» 97% опрошенных подростков дали утвердительный ответ. 33% подростков считают, что детские и молодежные общественные движения необходимы для того, чтобы развивать интересы и способности. Практически в равном соотношении выделяется еще одна ценность детских общественных объединений, которая заключается в том, что они: помогают найти друзей (32% выборов), способствуют общению между взрослыми и ровесниками (24%), помогают в приобретении навыков организации полезных дел (23%), способствуют расширению кругозора (22%), обеспечивают интересное проведение свободного от уроков времени (15%), создают условия для проявления своего характера (14%), позволяют содействовать решению проблем детей и подростков (12%). Кроме того, в общественных объединениях, по мнению 12% опрошенных подростков, можно «научить других тому, что умеешь делать сам». Небольшая часть респондентов убеждена, что общественные объединения создаются для разработки социальных проектов (9%) и могут содействовать детям в реализации их прав (8%).
Ожидания подростков выражены в ответах на вопрос «Каким видом общественной деятельности должны прежде всего заниматься общественные объединения?»:
на 1-м месте – забота о ветеранах, престарелых, сиротах (42% ответивших);
на 2-м месте – организация свободного времени подростков (34%);
на 3-м месте – проведение трудовых дел (озеленение, благоустройство, охрана памятников) (33%);
на 4-м месте – оказание помощи в учебе, трудоустройстве (23%);
далее:
– установление контактов с другими организациями (23%);
– организация краеведческой, экологической, правозащитной работы (17%);
– выпуск и издание газет, информационных бюллетеней, журналов, альманахов и др. (16%);
– разработка предложений для органов власти по проблемам детей (7%);
– содействие организации ученического самоуправления (7%).
Сведения о доминирующих направлениях и формах их деятельности ДОО, о массовости детского общественного объединения Зеленоградского округа, предполагалось получить, используя ответы подростков на соответствующий блок вопросов. Эту часть анкеты заполняли не все респонденты, а только те, кто является членом общественного объединения. К сожалению, это только 5% опрошенных подростков.
Ребята, считающие себя членами детских общественных объединений, в общем-то, неплохо справились с поставленной задачей и четко указали полное название и место базирования своего объединения.
Первое место по частоте упоминаний занимают творческие объединения, второе – спортивные секции, далее – военно-патриотические клубы и др. В полученном перечне мест базирования ДОО указывается большое количество образовательных учреждений (общеобразовательных, спортивных, музыкальных школ; детских школ искусств). Любопытно, что в качестве детских общественных объединений подростки воспринимают практически все детские группы, формирования, классы, студии, кружки, работающие в спортивных школах, центрах творчества, школах искусств, и даже неформальные молодежные движения.
Таким образом, с одной стороны, можно с удовлетворением констатировать наличие в округе множества структур, которые непосредственно или опосредованно участвуют в обеспечении образования, воспитания, развития детей, их социального становления, освоения мира многообразных социальных отношений. С другой стороны, имея в виду задачи исследования, следует признать, что большинство ребят не могут отличить общественные объединения детей и молодежи от объединений, организаций, сообществ, формирований других видов и типов (например, объединений дополнительного образования). Вместе с тем этот факт может свидетельствовать о специфики развития детского движения в Зеленограде и требует дополнительного изучения.
Подросткам показался достаточно интересным вопрос «Какие качества, по-твоему, должны быть у членов общественных объединений?» Респонденты охотно и дружно отметили почти весь перечень предложенных вариантов, создав образ «идеального общественника», которого наделили такими качествами, как активность (68% выборов), организованность (63%), отзывчивость (57%), коммуникабельность (54%), доброта (52%), ответственность (51%), справедливость (44%), интерес к окружающей жизни (39%), любовь к людям (34%), интеллект (32%), самостоятельность (20%), стремление быть полезным (19%).
От себя подростки добавили такие качества в портрет «идеального общественника», как «не боится высказывать свое мнение», «целеустремленный», «уверенный в себе», «просто интересный человек».
Проблема роли взрослого в детском объединении также нашла свое отражение в проведенном исследовании. В анкету подростка был включен вопрос «Считаешь ли ты, что взрослые должны участвовать в деятельности детского общественного объединения?». Почти все опрошенные (96%) ответили утвердительно. Тем, кто ответил «да», был задан вопрос «Какую роль ты отводишь взрослому в детском общественном объединении?». По представлениям отвечавших на этот вопрос подростков, роли взрослых в детских общественных объединениях можно распределить следующим образом: руководитель – 72%; ответственный за материально-техническую базу – 68%; организатор отдельных дел объединения – 66%; спонсор – 63%; участник дел – 34%; старший друг – 33%.
На вопрос «Как вы думаете, нужны ли детям общественные объединения?» подавляющее большинство всех респондентов, детей и взрослых, выразили общее одобрительное отношение (69% родителей, 88% педагогов, 97% подростков). Тут интересны данные ранжирования ответов родителей и подростков на вопрос о предназначении общественных объединений. (Таблица 2.)
Большая часть руководителей ДОО основные трудности в своей работе видят в недостаточном финансировании (88%), в низкой активности и инициативности детей (38%), слабом взаимодействии с другими детскими объединениями (31%), разобщенности детских общественных объединений округа (25%).
Анализ ответов руководителей ДОО говорит о том, что во многом деятельность ДОО зависит от поддержки администрации ОУ, где базируется ДОО. 81% респондентов отмечают поддержку администрации как наиболее значимую. На втором месте – поддержка коллег (69%), на третьем – поддержка со стороны родителей детей (38%).
Проведенное социологическое исследование «Мое отношение к общественным объединениям детей» показало высокий потенциал Зеленоградского округа для развития детского общественного движения.
Развитие современного детского общественного движения невозможно без определенных, принимаемых детской средой ценностных ориентиров. Исследование обнаружило приоритеты в системе ценностей зеленоградских школьников: любовь к своей стране, доброта, ответственность за свои поступки, забота о других – все это важные предпосылки для развития детского общественного движения как социального и педагогического явления.
Результаты исследования показывают, что отличительная черта детского общественного движения Зеленограда – ориентир на привлечение творческих коллективов к участию в общественно значимой деятельности.
Комментарии