Сегодня существует множество сообществ, образованных по принципу единства профессиональных задач, возрастных интересов, сфер личностного развития, форматов коммуникации. Быть в обществе единомышленников – значит быть в комфортной среде, где общение становится максимально конструктивным и продуктивным, созданы условия для обмена опытом, идеями, технологиями, а также впечатлениями и эмоциями, для решения тех или иных задач.
Молодежный профильный клуб МЦРКПО начал свою работу в 2017 году, и за три года его участниками стали почти 4000 школьников из 240 школ Москвы. Почему? Давайте разбираться.
Молодежный профильный клуб – сообщество единомышленников
Все участники клуба – учащиеся школ и колледжей Москвы, подростки со схожими интересами и проблемами. Их всех интересует, какую выбрать профессию, как стать успешным, как обрести уважение друзей и наладить отношения с родителями, как привлечь внимание противоположного пола, как отстаивать свою точку зрения и влиять на собеседника, как не дать собой манипулировать, как выстроить взаимодействие с педагогами, где грань между выражением собственного мнения и хамством. Они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова и открыто делятся своим опытом.
Основными принципами работы клуба являются развитие через деятельность, поощрение инициативности и креативности, стремление к постоянному развитию, открытость и уважение к мнению друг друга. Этими принципами руководствуются организаторы и тренеры клуба, эти принципы поддерживаются нашими участниками и гостями.
Изменение внешних условий побуждает нас искать новые форматы, наполнять мероприятия новым актуальным содержанием. Жизнь заставляет держать руку на пульсе. Поэтому, чтобы развивать наших ребят, мы сами находимся в постоянном развитии. И это сближает!
Приятно, что на мероприятия вместе с детьми приходят педагоги, а иногда и родители, и тоже активно включаются в работу, выполняют упражнения, делают проекты, участвуют в дебатах.
– Мне как педагогу, – рассказывает заместитель директора Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского Людмила Гляненко, – самой было очень интересно наблюдать занятия, а иногда даже и принимать в них участие. Очень важно, что у подростков появилась новая площадка для общения и обучения, где с помощью тренеров и наставников, а также приглашенных гостей-экспертов ребята имеют возможность приобрести управленческие компетенции и лидерские качества, которые, несомненно, пригодятся им в жизни.
В клубе создано пространство детско-взрослой событийной общности (подростки, тренеры, педагоги, родители) на основе общих ценностей и смыслов общения. Для ребят важно, когда взрослые разделяют и поддерживают их увлечения и способы проведения досуга, важно поговорить на актуальные для них темы, чтобы выслушали их мнение, аргументы, позицию. Возможность общения и совместной деятельности со взрослыми побуждает ребят расширять свой кругозор, быть в курсе событий, заставляет задумываться, давать личную оценку и формировать собственную позицию по отношению к различным событиям и фактам.
– На мой взгляд, взгляд родителя подростка, – говорит Марина Михайловна, мама ученика 8‑го класса школы №1311, – молодежный клуб играет важную роль. Это новый вид деятельности. Это и не школьная жизнь, и не домашний быт. Встречи в клубе помогают ребенку найти новых друзей, способствуют живому общению со сверстниками, помогают находить и развивать новые интересы. Как только мой ребенок стал посещать молодежный клуб, он раскрылся для меня с другой стороны. Встречи и занятия в клубе дали импульс для его развития как разносторонней личности. Темы, которые затрагиваются на занятиях, по сути, служат триггером для раскрытия важных для успешной реализации в жизни черт характера ребенка – ответственности, осознанности, лидерских качеств.
Подростковый возраст – это период, когда остро встает вопрос авторитета взрослых в глазах подростков. Они уже не всегда верят на слово, ищут доказательств, сомневаются, не следуют советам и чужому опыту, ищут новых кумиров. Очень важно, чтобы значимыми взрослыми в этот момент для подростка оказались такие люди, которые, обладая авторитетом, разделяли бы традиционные общественные ценности, давали правильные ориентиры для развития. Поэтому мы очень тщательно подходим к выбору экспертов, которые приходят в клуб.
– На встречах клуба были профессиональные, интересные спикеры, – отмечает Юлия, мама ученика 9‑го класса школы №1579, – их мнение оказалось авторитетным для ребенка. Им удалось донести до него то, что от меня не воспринималось серьезно. Приходя домой, он с интересом рассказывал, как помогут теперь ему в жизни эти навыки.
Молодежный профильный клуб – территория развития
Молодежный профильный клуб – это место, где подростки могут посвятить свое свободное время позитивному общению и личностному росту. Сюда приходят ребята, которые уже сегодня понимают важность не только академических знаний и профессиональных умений, но и личностных компетенций, которые в современном мире дают неоспоримое преимущество при устройстве на работу, формируют лидерскую позицию и повышают личную эффективность. Речь идет о soft skills (так называемых мягких навыках), значимой части управленческих компетенций, к которым относятся критическое мышление, креативность, умение выстраивать конструктивную коммуникацию, ораторское мастерство и публичные выступления, навыки командного взаимодействия, осознанность в принятии решений, лидерство, решение комплексных задач. Не секрет, что значимость этих навыков растет из года в год, меняется лишь их приоритетность в соответствии с запросом экономики и рынка труда. Понимая структуру и компетентностный состав современных профессий, требования к специалистам, участники клуба могут уже в школьные годы развивать необходимые навыки.
Разговор с тренером Алексеем КОШЕВЫМ
– Алексей, вы эксперт в области креативных идей. Почему важно развивать креативное мышление?
– В мире существует множество примеров, когда креативный подход помогал сэкономить деньги, упростить производство, выполнить задачу быстрее других – проявить смекалку, по-русски говоря. А смекалка всегда важна для человека, без нее сегодня точно никак нельзя.
– Какие навыки вам помогают быть успешным в жизни?
– Полезных навыков много, буквально каждый год приходится учиться чему-то новому и отрабатывать навык до автоматизма. В этом году, например, я освоил несколько новых для меня онлайн-платформ для создания и проведения моих курсов. Главный навык, конечно, – это навык учиться: находить в себе силы, мотивацию, садиться и начинать что-то изучать, а затем применять на практике – это основной мой навык.
– А вы учитесь у своих учеников? Чему самому важному вы у них научились?
– Я работаю со школьниками, потому что они энергичные, даже через экран ноутбука я чувствую, как они полностью погружаются в тему курса, по-честному удивляются, спорят, радуются – искренне испытывают чувства. Взрослые участники моих тренингов часто забывают, как это делать, из-за большого количества никому ненужных официальных образов и ролей. У моих учеников я учусь опять быть искренним, как в детстве, и просто радоваться, когда радостно!
Умение управлять
Умение управлять – один из важнейших навыков, необходимых современному человеку. Можно сказать, что управление – это тренд, который с каждым годом становится актуальнее, экстраполируя свои технологии на все большее количество сфер деятельности и объектов. Мы управляем временем, стрессом, изменениями, проектами, результатами, ресурсами, кадрами, информацией. Умение управлять становится необходимым не только в профессиональной деятельности, но и в жизни. Руководитель – это не только статус или должность, это образ мышления, который можно развивать с ранних лет. Участников клуба объединяет желание развиваться, использовать ресурсы города для личностного роста, находить друзей со схожими ценностями и стремлениями. Многие мероприятия построены по проектному принципу, и ребята из разных школ с удовольствием объединяются в проектные группы для создания новых идей, решения общих задач, освоения новых навыков.
Разговор с тренером Лилией АЛЕКСЕЕНКО
– Лилия, почему нужно все время развиваться и осваивать что-то новое?
– В современном мире отсутствие развития означает немедленный обратный процесс, то есть регресс. Если ты не успел перестроить процессы, научиться действовать в новых условиях, ты проиграл. Поэтому необходимость в развитии обусловлена техническим прогрессом и стрессовым состоянием экономики всего мира. Если хочешь быть впереди, не догонять, то развивайся! Если хочешь создавать что-то новое, важное, развивайся! В любой непонятной ситуации читай книги, исследуй, слушай лекции и семинары тех, кто разобрался в теме раньше. Я для себя осознанно выбираю путь непрерывного развития, ежегодно выделяю бюджет на то, чтобы освоить новые знания, пройти необходимое мне в данный момент обучение, так как считаю, что лучшая инвестиция – в свое развитие.
– Какие новые навыки вы освоили за время работы в клубе и чем делитесь с ребятами?
– За время сотрудничества с клубом, а это уже почти два года, я освоила профессию игропрактика, создала три настольные игры, в две из которых мы с ребятами смогли поиграть уже в режиме онлайн («Осторожно, обратная связь!» и «Мотивация без купюр»).
Полезным в последнее время стал новый навык – проведение мероприятий онлайн, я успешно перестроила все процессы обучения и развития команд в режим удаленной работы, что мы также внедрили в наших встречах клуба, и, как оказалось, далеко не всем тренерам и консультантом удается проводить тренинги и игры в таком формате.
Я освоила несколько новых для меня инструментов – Miro, Zoom, Jamboard, Teams, Forms и прочее – и теперь с легкостью готова поделиться своими знаниями с теми, кто только начинает использовать эти инструменты.
– Вы бизнес-тренер и работаете с крупными компаниями. Какое значение сегодня работодатели придают мягким навыкам?
– Уже несколько лет рынок труда определяет soft skills как новые hard skills, даже на базовых позициях считается, что человека легко научить основным техническим задачам, а вот умение поддерживать коммуникацию, владеть своими эмоциями или управлять своим временным ресурсом требует больших вложений со стороны работодателя. Сейчас очень распространены интервью по компетенциям и по ценностям, где работодатели уже в процессе отбора оценивают soft навыки и внутренние ценности кандидатов.
Безусловно, многие компании готовы инвестировать в развитие soft навыков своих сотрудников, создавая для этого все необходимые условия, однако гораздо легче они осваиваются в более юном возрасте. Именно поэтому я считаю, что ребята, которые получают возможность ознакомиться с базовыми моделями для развития своих soft навыков в рамках клуба, имеют очень большие шансы успешно начать свой карьерный путь с более высокой ступени, чем те, кто такой возможности не имеет.
Молодежный профильный клуб – среда профессионального самоопределения
Одним из форматов развития востребованных навыков и надпрофессиональных компетенций являются проектные мастерские, на которых ребята выполняют индивидуальные или коллективные проекты. Выбирая в качестве объекта проектирования одну из сфер жизни общества, ребята погружаются в практическую деятельность по выявлению проблем, анализу ситуации, поиску путей решения. В процессе работы над проектом ребята сталкиваются с необходимостью изучения нормативно-правовой базы вопроса, применения знаний в финансовой сфере, что комплексно позволяет им понять, какие деятельность и сфера общественных отношений могут быть предметом их профессионального развития.
Заразиться профессией можно, не только выполняя проект, харизма приглашенных экспертов клуба способна пробудить интерес к незнакомым ребятам видам профессиональной деятельности. На брифингах с успешными представителями различных профессий (предпринимателями, учеными, государственными служащими) ребята получают честные и искренние ответы порой на очень личные вопросы, и это помогает им понять, что предпринимательство – это не всегда свободный график работы и прибыль, а круглосуточный труд по развитию бизнес-идеи, конкуренция и нестабильный доход. Многим ребятам это помогло понять, какие сфера и род деятельности им не подходят, некоторым – укрепиться в выборе профессии, а кто-то кардинальным образом изменил свое решение.
Разговор с участником клуба (Мария, студентка 1‑го курса ФУ)
– Что для тебя было самым трудным при выборе профессии?
– Самым трудным было из множества своих увлечений выбрать то одно, чем бы хотелось заниматься всю жизнь и развиваться. А для этого нужно понимать свои сильные стороны, особенности, свое место в коллективе: лидер или нет, командный игрок или одиночка, создатель новых креативных идей или ответственный реализатор.
– Помог ли тебе клуб определиться с будущей профессией?
– Да, конечно! Именно через узнавание себя я твердо определилась с будущей профессией. На встречах клуба всегда много активности, форматы мероприятий разнообразные, и я как раз там поняла, что люблю работать в команде, что мне близка работа творческая, не привязанная к одному месту, в основе которой коммуникация с людьми. Еще помогли брифинги с экспертами, они рассказывают про профессию изнутри, о ее буднях. Так, на одной такой встрече я и выбрала для себя направление рекламы и массовых коммуникаций.
– Какие-то навыки, которые ты освоила в клубе, тебе пригодились в университете?
– Да почти все! Постоянно использую навыки подготовки к публичным выступлениям, упражнения для развития креативности, приемы влияния в общении и аргументации. Кстати, многое из того, что я узнала в клубе, нам рассказывают на занятиях в университете, и я вижу, что мне легче вступать в диалог с преподавателем, потому что я в теме. Это позволяет мне быть более успешной, а также есть возможность изучить эту тему более глубоко.
Молодежный профильный клуб – место, где каждый важен
Многие ребята стесняются выражать свое мнение. Кто-то из-за неуверенности в себе и своих выводах, кто-то боится выступать перед большим количеством товарищей. Атмосфера клуба – это атмосфера принятия. Здесь не критикуют, не заставляют, не навязывают. Тренеры личным примером учат ребят внимательно слушать собеседника, уважать его право на собственное мнение, конструктивно высказывать возражения и искать решения на основе сотрудничества. Были моменты, когда ребята пытались зацепить тренеров, чтобы привлечь к себе внимание, задавали провокационные вопросы, клеили бейджи на не предназначенные для этого места, демонстративно садились отдельно от всех и отказывались работать в группе. Но мы приняли их желания, дали возможность работать индивидуально, объяснили, что бейдж нужен для того, чтобы тренеры могли обратиться по имени, и через полчаса ребята сами переклеивали бейджи, подсаживались к группам и начинали увлеченно работать. Мы показываем им альтернативные способы проявить свои лидерские качества, учим уважать друг друга, не бояться учиться, даже если получается не сразу, делаем акцент на достижениях, а неудачи вместе преодолеваем, чтобы сделать их точкой роста.
В клубе ребята понимают, что от каждого из них многое зависит, что каждый член команды значим и каждая роль важна. Мы рассказываем ребятам о разных типах личности и разных ролях в команде, без каждой из которых работа не будет эффективной, об уровнях взаимодействия и особенностях коммуникации на каждом из них. Ребята на практике понимают, что генератор идей не сможет реализовать их без исполнителя, критик поможет учесть риски, лидер поднимет командный дух. Осознавая важность своей роли в команде, ребята становятся более смелыми и уверенными, это побуждает их развиваться и приобретать новые навыки. Уверенность в собственных силах повышает мотивацию, высокая мотивация помогает добиться как личного успеха, так и высоких командных результатов!
Разговор с участниками клуба
– Как долго вы участвуете в работе молодежного клуба? Чему научились за это время?
Аркадий ФРАДИН, ученик 8‑го класса школы №1311:
– Молодежный клуб я посещаю с сентября прошлого года. Начал ходить на образовательный интенсив «Неделя будущего управленца», и мне очень понравилась та атмосфера, в которой проходили занятия. В клубе все общаются на равных, даже тренеры. Это важно, когда ты можешь высказывать свое мнение и тебя слушают. В клубе мы учимся слушать друг друга, правильно давать обратную связь, чтобы не критиковать, а вежливо высказать свое мнение, быть одной командой, учимся взаимовыручке.
Мария, ученица 10‑го класса университетского лицея №1523 предуниверсария МИФИ:
– Для меня это важно, потому что помогает стать уверенным в себе, добиваться поставленных целей, находить общий язык со сверстниками, без ссор и конфликтов отстаивать свои интересы.
Сергей, ученик 11‑го класса Православного центра непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского:
– Для меня участие в мероприятиях клуба дало возможность проявить себя как творческую личность, а навыки, полученные здесь, постоянно использую в учебе и во время отдыха.
Полина, ученица 8‑го класса школы №1518:
– Самое привлекательное для меня – это разнообразная социальная среда: вдохновляющие тренеры – энергичные, креативные, интересные личности, увлекательные игры, актуальные темы встреч для развития и личностного роста, возможность общения с новыми друзьями.
Молодежный профильный клуб – способ узнать больше о своих учениках
Участниками клуба часто становятся не только дети, но и сопровождающие их педагоги и родители. Взрослые с удовольствием включаются в работу вместе с подростками, совместное выполнение упражнений помогает сократить дистанцию, наладить взаимоотношения и посмотреть друг на друга под другим углом. Излишняя активность некоторых учеников обретает конструктивную форму лидерства на дебатах и в проектной деятельности, скромные и тихие ребята могут поразить глубиной понимания задачи и силой аргументов, неуспешные в учебе проявляют себя как креативные, умеющие нестандартно мыслить и отличные организаторы, педагог видит, в каких видах деятельности наилучшим способом развиваются природные склонности ребенка.
Разговор с педагогом, чьи дети посещают клуб (Елена Викторовна, учитель школы №1506)
– Помогает ли молодежный клуб решать педагогические задачи? Если да, то какие?
– Безусловно, помогает. Одна из важнейших задач, которая стоит перед каждым педагогом или классным руководителем, – это создание условий для развития и самореализации учеников, их успешной социализации. Сегодня мир изменчив и многогранен, и клуб предоставляет дополнительные возможности для развития и самореализации школьников. У ребят есть возможность проявить себя в иных, отличных от учебных, видах деятельности, найти сферу применения своих талантов и стать успешными.
– Чем для вас как для классного руководителя интересен молодежный клуб?
– Как для классного руководителя мне клуб интересен тем, что это качественный и одновременно образовательный и развлекательный досуг. Клуб создает такую среду, в которой ребята могут в интересных форматах проявить и развить знания и навыки из различных областей, это повышает мотивацию к учебе и развитию.
– Что нового вы узнали о своих учениках в клубе?
– Я их заново узнала! Совсем по-другому на них посмотрела. В клубе они проявили свою креативность, командный дух, ответственность за результат. Неформальная обстановка позволила раскрыться ораторскому таланту некоторых ребят, командные игры выявили скрытых лидеров.
Молодежный профильный клуб – место вдохновения и новых идей
Обмен информацией, опытом, идеями обогащает участников клуба, развитие креативного мышления помогает найти новые способы решения задач, все вместе формируют многовариантность выбора для подростка. Они начинают видеть несколько способов реализации идеи и могут выбрать наиболее подходящий для конкретных условий. Для ребят открываются новые взаимосвязи предметов и явлений, новые возможности их интеграции, новые варианты использования. Так, один из участников клуба, вдохновившись идеей образовательных игр, придумал свою игру на основе свойств шахматных фигур. В данный момент игра находится в стадии доработки, и мы надеемся, что в скором времени сможем ее опробовать.
Разговор с участником клуба (Николай, ученик 9‑го класса школы №1034)
– Николай, как у тебя появилась идея создать свою образовательную игру?
– С апреля 2020 года я являюсь участником молодежного клуба МЦРКПО и участвовал во всех онлайн-играх, в ходе которых я научился давать обратную связь, выстраивать переговорные стратегии, мотивировать, освоил приемы развития креативности, на бизнес-игре «Эффект бабочки» интерес к самой игре дополнился соперничеством, и я смог проявить свои лидерские качества. Я понял, что игры развивают не хуже обычных занятий, только в игре развивать навыки интереснее, сразу понимаешь, где и как их использовать. Так появилось желание создать свою игру.
– Чему посвящена твоя игра?
– Моя игра посвящена решению проблем, это тоже один из важных навыков, который относится к soft skills. Я надеюсь, что, когда я ее доделаю, мы в клубе будем учиться решению проблем с использованием моей игры.
– Тебе помогал кто-нибудь в развитии твоей идеи?
– Да, конечно. Сначала я поделился идеей своей игры с тренерами и организаторами. Они дали мне рекомендации по работе над сценарием и разработке игровой механики, а также обещали помочь доработать детали, когда сценарий игры будет готов.
Мы вам рады!
Мы ценим преданность наших постоянных участников, всегда рады новым ребятам и стараемся, чтобы наши встречи были максимально интересными и полезными для всех. Кроме soft skills мы большое внимание уделяем актуальным для ребят прикладным навыкам, которые важны для безопасного пребывания в цифровой информационной среде, информационной гигиены; визуализации текстовой информации для быстрого и понятного оформления конспектов лекций и структурирования большого объема информации; скорочтению, что в условиях необходимости освоения больших объемов текстовой информации очень востребовано ребятами. Посмотреть фото- и видеоотчеты прошедших мероприятий, ознакомиться с актуальным расписанием мероприятий клуба и зарегистрироваться можно на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования.
Ирина ФИРСОВА, начальник отдела анализа эффективной деятельности образовательной политики МЦРКПО
Комментарии