Кинофестиваль начался с «Прогулки». Алексей Учитель снял фильм о современных молодых людях. О Петербурге. И что действительно удалось ему, так это передать особую питерскую атмосферу, особый городской колорит, который заключается не в архитектурных шедеврах, а в манере поведения людей.
Девушка и ее случайный приятель идут по Невскому на «Васю» (Васильевский остров). Хорошая, естественная игра, за которую прощаешь разные мелочи вроде назначенного на Дворцовой площади свидания третьему герою. У Александровской колонны было бы проще встретиться. Ладно, широка площадь, но герои все-таки друг друга находят. Треугольник: два парня, два друга и девушка. Идут они дальше, болтают, ссорятся (разумеется, из-за девушки дерутся), мирятся. Молодые красивые, аполитичные. Но в какой-то момент, сидя в зрительном зале, вдруг ловишь себя на мысли, что эдак шагать по городу и болтать можно не только те полтора часа, которые длится «Прогулка», но и три, и пять, и десять. И каждый раз за этой болтовней можно приоткрывать зрителю какую-то житейскую философию, на самом деле довольно приземленную и скучную, с «трехкопеечными» откровениями… Этот сюжет, вырванный из обыденности, можно растягивать, как резину, бесконечно. Ну люди одиноки, ну мужчины и женщины разные, ну нелегко нам в жизни отыскивать нужные слова и противостоять обыденности, разочарованиям, не просто отстаивать свою любовь. И что? И все.
Примерно о том же и «Коктебель» – фильм Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского. Отец и мальчик едут в Коктебель, сами не зная зачем. У них своя прогулка. Встречают разных людей. Отец увлекается одинокой медсестрой и та его, бомжа и алкоголика, оставляет у себя жить. А мальчик, выругав папу матом на весь зрительный зал, – в Коктебель. Но город оказывается не таким, каким представлялся. И то, о чем мечталось, въяве выглядит совсем другим. И что? Да опять ничего. Но дабы не было столь грустно – хеппи энд: мальчик и отец встречаются вновь на морском молу.
«YU», режиссер Франц Новотны (Австрия). В аннотации к фильму Учителя герои были охарактеризованы как «молодые, свободные европейцы». И вот у Новотны три молодых европейца едут в Югославию. Буквы «YU» означают Югославию на автомобильных номерах. В этой стране идет война. А война – это убийство, грабеж, проститутки и наркотики. Однако Новотны пугает, а нам не страшно. «YU» – взгляд на войну из благополучного далека. Невольно думаешь: неужели в этом своем далеке, в благополучной стране все мужчины такие, как эти три оболтуса, поехавшие с сербской проституткой невесть куда. Какие-то они поразительно одинаковые, схематичные, предсказуемые. Не способные брать ответственность, совершить поступок. Хотя бы попытаться…
Но после фильма немецкого режиссера Вольфганга Бекера «Гуд бай, Ленин!» понимаешь: не все. Где талантливый режиссер, талантливые актеры, там и художественный характер получается убедительным, заставляя переживать, сочувствовать, негодовать. «Гуд бай, Ленин!» повествует о совсем недавних событиях. Мать Алекса, главного героя, впала в кому, увидев, как сына забрали в полицию на антикоммунистической демонстрации. А сама она – ярая коммунистка. Пока она лежала без сознания, разрушили берлинскую стену, в страну хлынула «свобода». Понимая, что такого потрясения мать не переживет, Алекс делает все, чтобы она не узнала о случившихся переменах. Мать не может ходить. Алекс обзавелся видеомагнитофоном и «крутит» ей старые передачи, благо все они похожи друг на друга. Но вот мама выходит на улицу, видит нарисованную в подъезде свастику, рекламу нижнего женского белья… и вертолет, который тащит на канате привязанный к нему и наполовину распиленный памятник Ленину. «Свобода» бушует на улицах Берлина. Однако удается и эти перемены объяснить… Фильм снят с уважением к прошлому страны. С иронией, но не плоской. С юмором. То, что казалось радужным, не принесло на деле людям благополучия, но не все было безоблачно и в прошлом. Фильм Бекера не дает однозначных оценок прошлому Германии и постигшим ее переменам.
«Гуд бай, Ленин!» не входил, в отличие от всех вышеперечисленных фильмов, в конкурсную программу. Если вернуться к ней, хочется выделить две исторические киноленты: «Убить короля» (Великобритания) – об Оливере Кромвеле, и «Разогреть вчерашний обед» (Болгария – Македония) – о Югославии начала и середины ХХ века. Оба фильма свидетельствуют о глубоких возможностях, которые предоставляет художнику обращение к национальным истокам.
Комментарии