«Дань уважения благородному учительскому труду» – именно так на церемонии открытия Года учителя, которая состоялась в январе 2010 года в Санкт-Петербурге, Президент РФ Дмитрий Медведев обозначил идею его проведения. Общероссийский профсоюз образования постарался сделать так, чтобы этот год не только остался знаковым событием в памяти педагогов, но и шагнул за рамки профессионального сообщества, привлек внимание власти и простых россиян к образованию, возродил в их сознании положительный образ учителя. На это были направлены два масштабных проекта профсоюза. И если один из них – акция «В каждом живет учитель» – разворачивался на улицах и площадях российских городов, то второй – творческий проект «Учитель, славлю имя твое!» – проводился в Интернете. Всем желающим представилась возможность рассказать о своих учителях, коллегах и друзьях, посвятивших себя учительской профессии, и проиллюстрировать свои эссе фотографиями из школьной жизни. Идея оказалась востребованной. Более двух тысяч авторов направили работы на конкурс. А в интернет-голосовании, проходившем на сайте http://t2010.ru, приняли участие более 120 тысяч человек!
За время реализации проекта – с 1 марта по 1 декабря 2010 года – его география шагнула за пределы России. На конкурс поступали работы из Украины, Белоруссии, Узбекистана и даже из дальнего зарубежья – Германии, США, Израиля.Первые работы на сайт пришли из Москвы, от педагога дополнительного образования Виктории Одиноковой – эссе «Урок учителя», в котором автор рассуждает о роли музыки в школьном образовании, и фото «Они такие трудные, первые шаги». А последние – эссе Ольги Слюсаревой «Жил для других, забывая о себе….» о бывшем директоре школы села Зайцевка Воронежской области Анатолии Михайловиче Скиба и фото «Мой первый выпуск» Ларисы Самариной, преподавателя экономических дисциплин из Мариинска Кемеровской области.Работы, которые становились лидерами голосования за месяц, публиковались в газете «Мой профсоюз». Тринадцать фотографий участников проекта послужили иллюстрациями календаря на 2011 год, который распространялся в профсоюзных организациях и, конечно, был направлен авторам. Тридцать фоторабот были отобраны для постоянной выставки, организованной в Москве, в здании Федерации независимых профсоюзов России, при содействии Фонда поддержки российского учительства. Идя навстречу пожеланиям конкурсантов, оргкомитет подготовил свидетельство, удостоверяющее успешное участие в проекте. Все зарегистрированные авторы смогли скачать его с официального сайта конкурса, чтобы пополнить свои портфолио.Всего на конкурс поступило 1383 фотографии и 729 эссе. У посетителей сайта, участников проекта и, конечно, у его организаторов – были свои фавориты. Иногда наше мнение совпадало с мнением большинства, иногда нет… Подводя итоги проекта, хочется остановиться на конкурсных эссе, поскольку фотоработы, что называется, говорят сами за себя.По нашему мнению, самые яркие, запоминающиеся работы – те, которые написаны сегодняшними учениками о своих учителях, в том числе и самыми юными участниками проекта – воспитанниками младших классов. Например, Наталья Панина, преподаватель средней школы №21 Омска, прислала два рассказа своих подопечных. Один из них мы приводим на страницах «МП».Моя мама – учительница!Моя мама работает в школе №21 города Омска, она учитель начальных классов. Мамы часто не бывает дома: то она на курсах, то у нее класс в поход пошел, то еще что-нибудь. Я люблю свою маму и хочу, чтобы она чаще была дома, с ней так клево. Она самая лучшая мама!Сын МатвейА какие искренние слова нашел для своей первой учительницы Марины Викторовны Коротковой ученик 5-го класса Андрей Васильев: «Школа – второй дом, а дома должна быть мама. Для меня в лиманской средней школе №1 мамой стала первая учительница. Это очень добрый, веселый и отзывчивый человек. Марина Викторовна профессионал своего дела, она очень любит свою работу, а именно детей…»А как тепло признается в любви к своему учителю Маша Ручкова, первоклассница Тазовской средней школы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Дорогая Лариса Владимировна! Вот уже начались летние каникулы! Мы с братиком Сашей поедем в деревню к бабуле в Чувашию. Буду очень и очень по Вам скучать! Бабуля обязательно спросит про мою школу, про Вас, про друзей. И я буду ей рассказывать и рассказывать…. И обязательно спою ей песню, которую я пела на празднике «Прощание с букварем». Тогда я постеснялась перед всеми четырьмя первыми классами и их родителями объявить, что песню эту я посвящаю Вам…»С нескрываемой гордостью рассказывает о своей бабушке ученик 8-го класса школы села Михайловка Бурлинского района Алтайского края Игорь Гельмель: «Я считаю, что таким педагогом, как моя бабушка, может гордиться страна. Я твердо верю, что те семена добра, мудрости и знаний, которые она посеяла в сердцах и душах всех детей, которых учила, дают благодатные всходы. Каким должен быть педагог нашей новой школы? Без всякого сомнения, таким, как Надежда Николаевна Чумадевская – моя любимая бабушка, мой первый учитель, друг и наставник!»И конечно, трудно остаться равнодушным, читая строки, которые посвятил своей учительнице Евдокии Ивановне Степановой пятиклассник Тонкинской школы Нижегородской области Артем Груздев: «Какой урок мужества и отваги преподнесла нам однажды наша любимая учительница, рассказывая о том, как ей довелось встретиться с глазу на глаз с настоящим волком, что она тогда испытала, какие чувства пережила. А мы с открытыми ртами и огромными глазами слушали и гордились ею! А как мы все переживали, когда узнали, что нашей любимой учительнице необходима операция на глаза и она вынуждена была нас оставить. Плакали мы, плакали наши родители, которые и представить не могли другого учителя для своих детей. Но тяжелее всего пришлось самой Евдокии Ивановне… А я тогда дал себе слово, что никогда больше не буду писать так мелко, а так, чтобы любой учитель смог прочитать мой почерк…»В разделе «Эссе» создатели сайта допускали к публикации и стихотворные посвящения школе, учителям, профессии. Пусть эти работы не отвечают требованиям жанра, зато каждая из них на сто процентов соответствует названию и целям проекта. Например, стихотворение учителя математики средней школы села Куриловка Новоузенского района Саратовской области Татьяны Клюевой «Имя светлое Учитель»:…Оно для нас, как звездный свет,Такой далекий и манящий.Оно для нас – любви рассветДля жизни взрослой, настоящей!..Особое место занимают эссе о профсоюзных лидерах, которые посвятили себя не только ученикам, но и коллегам. Авторы расценивают их героев как своих учителей, беря с них пример активной гражданской позиции и верности выбранному делу. Подобных работ немного, но каждая из них нам, как организаторам проекта, особенно дорога.Героями таких эссе стали Александр Шрам, председатель Омской областной организации профсоюза (автор Людмила Гераськина); Елена Решетняк, лауреат VI краевого конкурса «Воспитатель года Кубани-2009», председатель профсоюзной организации детского сада «Солнышко» Геленджика (автор Наталья Бачевская); Мохира Зайнутдинова, председатель координационного совета профсоюзов Елабужского района Республики Татарстан; Фазил Сулейманов, председатель объединенного профкома школы и детского сада села Поспелово, и Раиса Пензина, председатель профорганизации гимназии №4 Елабуги (автор Нурия Галяутдинова); Людмила Иванова, лауреат омского областного конкурса «Воспитатель года-2010», председатель первички седельниковского детского сада №1 (автор Нина Давыдова); Светлана Фомина, председатель профкома школы №46 города Сургут Тюменской области (автор Людмила Данилюк); Татьяна Калиничева, председатель профкома школы №95 Нижнего Тагила Свердловской области (автор Наталья Макарова).А вот Светлана Кудактина, председатель Тбилисской районной организации профсоюза Краснодарского края, рассказала о целой профсоюзной династии. Это эссе нам хотелось бы привести почти полностью.Профсоюзный лидер – профессия наследственнаяВ наступившем году, посвященном российскому учительству, мне хочется рассказать о необычной и замечательной династии педагогов, в жизни которой особое место занимает профсоюзная деятельность.Основатель династии Николай Иванович Калугин родился в 1924 году в крестьянской семье. Сложная судьба выпала на его долю: трудные годы детства, фронт, тяжелое ранение, госпиталь. За время боевых действий Николай Иванович был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями за доблестную службу и верность воинскому долгу.В послевоенные годы Николай Иванович работал бухгалтером в колхозе им. Крупина, а в 1952 году, по окончании педагогического института, пришел работать в школу учителем физики и математики. Тогда же стал активным членом профсоюза, отвечал за работу комиссии профкома по соцсоревнованию.Я до сих пор помню торжественную линейку 1 сентября 1967 года, когда для нас, первоклассников, радушно открыла двери Тбилисская средняя школа №1 во главе с директором Николаем Ивановичем Калугиным. Этот седовласый, сдержанный, с удивительно добрыми глазами человек с первой встречи внушал и детям, и педагогам глубокое чувство уважения, спокойствия, уверенности в себе и своих силах.Я навсегда запомнила его неторопливые и подробные рассказы о фронтовых буднях, стойкости и мужестве наших солдат, значении дружбы, взаимопомощи и поддержки в жизни каждого человека.Под стать мужу была и его супруга Мария Павловна, посвятившая всю свою жизнь педагогике, воспитанию девчонок и мальчишек.До глубокой ночи светился огонек в кабинете директора школы. Под его руководством наша школа стала настоящей первой во многих начинаниях, здесь сложился замечательный, работоспособный коллектив единомышленников, талантливых педагогов и благодарных учеников.Николай Иванович знал о нуждах и проблемах каждого, всегда помогал коллегам словом и делом.1974 год. Мы в 7-м классе. Урок физики…Вошел учитель, удивительно похожий на нашего Николая Ивановича: те же спокойствие, выдержка, а в глазах – безграничная любовь к детям. Александр Николаевич Калугин, как и родители, по окончании Кубанского государственного университета пришел работать в школу. Тридцать четыре года – таков его педагогический стаж, из них на протяжении тридцати лет Александр Николаевич возглавлял работу первичной профсоюзной организации школы. Обаятельный, чуткий, отзывчивый, умеющий работать с людьми, он и в горе, и в радости всегда был рядом с коллегами.Профсоюзная деятельность Александра Николаевича неоднократно отмечалась грамотами краевого комитета профсоюза и районного Совета председателей первичных профорганизаций. За активную работу он награжден медалью «100 лет Профсоюзам России». А педагогические заслуги учителя высшей категории отмечены Соросовским грантом и самым главным в деятельности каждого учителя – отличными оценками его учеников на вступительных экзаменах в вузы.Верной помощницей Александра Николаевича все эти годы была супруга Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы, для которой является большим счастьем ежедневно видеть сияющие глаза своих учеников, чувствовать их заинтересованность в предмете, радоваться их достижениям и успехам. Валентина Ивановна – ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения. Накопленным опытом она щедро делится с молодыми педагогами, возглавляя работу районного объединения учителей русского языка и литературы.Как и супруг, Валентина Ивановна принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Вот уже 25 лет она член профсоюзного комитета средней школы №6, активный организатор профессиональных праздничных мероприятий, капустников, экскурсий, туристических поездок.Дочь Калугиных не унаследовала профессию родителей, но достойным продолжателем семейных традиций в третьем поколении стал ее муж, Александр Васильевич Булгаков, учитель физики и информатики гимназии №2 станицы Тбилисской, председатель первичной профсоюзной организации, член президиума районного совета председателей.Так судьба объединила замечательных педагогов в одну учительскую и профсоюзную династию, педагогический стаж которой насчитывает 135 лет и 68 лет – стаж активной профсоюзной работы!Есть в «картотеке» нашего проекта и совершенно неожиданное эссе, герой которого… виртуальное образовательное сообщество. Автор – Ольга Евгеньевна Пилюгина, а называется ее работа…В RUсле времени- У тебя есть методичка для 5-го класса по учебнику Львовой?- А разработочку классного часа про курение и алкоголь пришлешь?- Сколько у вас платят за одну работу при проверке ЕГЭ? Ско-олько?!- Что такое школа в России сегодня? О-о, это сложно…Вы думаете, что это я с коллегами в коридоре или за чашечкой кофе беседую? Отнюдь. Это фрагменты из нашего повседневного общения во всемирной паутине. Именно во всемирной, потому что мои друзья-учителя живут в разных городах и даже странах.Интернет сегодня многолик. Это отдельная тема для разговора. Я, среднестатистический учитель, уже не мыслю своей работы без знакомства с новыми педагогическими сайтами, без Фестиваля педагогических идей, без электронных словарей и, конечно, без друзей, среди которых много моих коллег.Я никогда не встречалась с ними в реальной жизни.Елена Зайцева – калужанка, Люба Галустян живет в Белгороде.Анна Кондратьева и Галя Сычева – гражданки Украины. С последней, как оказалось, мы даже учились в курском пединституте, только в разное время.Владимир Мудрак – белорус.Гаянэ Григорян и Галина Роуленд, коллеги-филологи, те и вовсе живут сейчас в Соединенных Штатах.Удивительно, что у людей, живущих в разных местах, много общих вопросов, проблем и радостей.Оказывается, многие учителя по дороге на работу проигрывают в уме свои уроки. Оказывается, что, возвращаясь, прокручивают в памяти состоявшиеся фрагменты. Радуются, если общение с детьми было успешным, и огорчаются, когда что-то не получилось…Мы, учителя разных городов и стран, разные и похожие. Нам катастрофически не хватает времени (хоть московского, хоть нью-йоркского!); у нас частенько вызывают досаду отчеты, планы, документы, которые надо незамедлительно сдать завучам; мы хвастаем друг перед другом успехами Вани, Тани, Джона, которые заняли место в каком-нибудь конкурсе; мы сетуем на зарплату, потому что она растет, а все маленькая…Люба Галустян поведала мне, что их учительский коллектив собрал деньги, и при школе открыли замечательное кафе, где и ученикам, и учителям можно пообщаться после уроков или в «окна». «Ни у кого в городе такого нет», – с гордостью сказала она.Владимир Мудрак, директор школы, в красках расписывал поездку в Бахчисарай, которую он организовал учителям в конце прошлого учебного года. «Маленько профсоюз помог»…А Лена Зайцева, учитель физкультуры, САМА сшила платье на выпускной вечер своей ученице, потому что родители не могли ей купить наряд…Галя Сычева после работы пишет книги. И очень расстраивается, что никак не может выйти на русского читателя. Ее романы и повести умны, добры и красивы. От «Дедушкиного паспорта» я просто не могла оторваться!Галина Роуленд, когда-то работавшая в саратовской первой гимназии, а ныне живущая в Северной Каролине, на заработок не жалуется. У них с этим все в порядке. Но остальные проблемы ей близки. «Каждый день по восемь уроков, потом еще планы и проверка тетрадей!.. Скорей бы лето! В этом году всем коллективом едем в Бразилию». «Эх!..» – думаю.Я не могу сказать, что наше общение целенаправленно профессиональное, нет. Хотя, как показывает практика, учителя между собой говорят в основном о школе. Мы и поболтать о пустяках можем, и на здоровье пожаловаться… Но это, как правило, лишь репризы к основному разговору. Потому что мысли учителя неизменно заняты одним: ШКОЛОЙ.Я очень дорожу нашим учительским братством. Хотя оно и виртуальное…Как видите, проект порадовал разнообразием конкурсных работ, количеством участников и посетителей сайта. И, конечно, хотелось бы отметить каждого. Но по условиям конкурса в памятный альманах, посвященный Году учителя в России, войдут только 100 работ (50 фотографий и 50 эссе), которые соответствовали всем требованиям и набрали наибольшее число голосов в ходе общественного интернет-голосования. Альманах будет выпущен ограниченным тиражом и целенаправленно передан в региональные (межрегиональные) организации профсоюза для последующего вручения победителям.Мы признательны всем, кто принял участие в конкурсе. О вас, ваших учителях, коллегах, друзьях и учениках узнала многомиллионная аудитория Интернета! Уверены, что ваше активное участие в проекте стало ярким и запоминающимся вкладом в Год учителя. А теперь нам осталось только объявить имена победителей.Номинация «Фотография»1. АЛЕКСЕЕВ Алексей, учитель математики, г. Морки, Республика Марий Эл2. АЛЕШКОВА Светлана, учитель, г. Саратов3. АРКАТОВА Ирина, студентка, г. Белгород4. АТЛАНДЕРОВА Надежда, заведующая ДОУ, г. Набережные Челны, Татарстан5. БАСКАЛЬ Наталья, заместитель директора школы, учитель начальных классов, г. Псков6. БОБРОВА Лариса, учитель, заместитель директора школы, г. Ростов-на-Дону7. БРАТКИНА Татьяна, учитель иностранных языков, г. Кораблино, Рязанская область8. ВАНЕЕВ Александр, ученик, г. Шумерля, Чувашия9. ВЕСЕЛОВСКАЯ Елена, заместитель директора школы, г. Мичуринск, Тамбовская область10. ВЛАСОВА Виктория, учитель музыки, г. Казань11. ГЕТМАНСКАЯ Софья, ученица, г. Казань12. ДЕВИЧИНСКАЯ Елена, студентка, г. Санкт-Петербург13. ДУБОНОС Марина, заместитель заведующего, г. Краснодар14. ЕГОРОВ Антон, методист, г. Москва15. ЕРЕМЕНКО Екатерина, учитель истории, с. Ивановка, Федоровский район, Саратовская область16. ЖУКОВА Татьяна, учитель, г. Москва17. КАЙДАЛОВ Сергей, учитель начальных классов, с. Таежное, Хабаровск-43, Хабаровский край18. КАРИМУЛЛИНА Валентина (2 работы), учитель начальных классов, с. Шемордан, Сабинский район, Татарстан19. КАРПЕНКО Елена (2 работы), заместитель директора школы, г. Красноярск20. КАШАПОВА Зульфия, воспитатель, г. Нижнекамск, Татарстан21. КОМОЛОВА Дарья, ученица, г. Жирновск, Волгоградская область22. КОНОПЛЕВА Юлия, учитель, г. Казань23. КУЗЬМИНА Елена, с. Сабанчино, Яльчикский район, Чувашия24. КУЛИКОВА Татьяна, педагог дополнительного образования, г. Грязи, Липецкая область25. МАРЕНИНА Татьяна, учитель музыки, с. Сычевка, Смоленский район, Алтайский край26. МОТРОШИЛОВ Сергей, ученик, с. Кощеево, Корочанский район, Белгородская область27. МУХИНА Елена, учитель начальных классов, пос. Новоорск, Оренбургская область28. НАНАЕВА Ольга, учитель начальных классов, с. Кинель-Черкассы, Самарская область29. ПЕРЕРВЕНКО Валентина, учитель начальных классов, с. Шараповка, Новооскольский район, Белгородская область30. ПЕТРОВА Елена, предприниматель, г. Нижнекамск, Татарстан31. ПИНЗАК Лариса, учитель начальных классов, д. Кисловка, Томский район, Томская область32. ПОНОМАРЕНКО Анна, учитель начальных классов, с. Мамыково, Нурлатский район, Татарстан33. ПОПАЛОВА Антонина, учитель начальных классов, пос. Почет, Абанский район, Красноярский край34. ПОСТОЕВА Людмила, педагог-психолог, г. Бородино, Красноярский край35. ПОТАПОВА Надежда, учитель химии и биологии, с. Прорывное, Звериноголовский район, Курганская область36. РИЗАТДИНОВА Дуррия, директор, г. Набережные Челны, Татарстан37. САЛАХОВА Лейсан, воспитатель, г. Нижнекамск, Татарстан38. СТЕПАНОВА Полина, педагог-психолог, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл39. СТЕЦЕНКО Людмила, учитель, г. Сургут, Тюменская область40. СУХАЯ Наталья, учитель, г. Смоленск41. ТАРАСОВА Ольга (2 работы), учитель, г. Новосокольники, Псковская область42. ТВЕРДОХЛЕБ Татьяна, председатель областной организации профсоюза, г. Ульяновск43. ФАДЕЕВА Мира, учитель технологии, с. Коса, Пермский край44. ФАТХУТДИНОВА Рафида, учитель, Рыбно-Слободский район, Татарстан45. ЧУГУРНОВА Гульназ, учитель, г. Набережные Челны, Татарстан46. ЭФЕНДИЕВА Фарида, учитель начальных классов, г. Нальчик, Кабардино-Балкария47. ЮШИНА Ольга, заместитель директора школы, г. Стерлитамак, БашкортостанНоминация «Эссе»1. АБРАМОВСКАЯ Людмила, учитель, г. Москва2. АНДРЕЕВ Анатолий, ученик, с. Челхов, Брянская область3. АПЕВАЛОВ Виталий, учитель русского языка и литературы, г. Эртиль, Воронежская область4. БЕЛЯЕВ Владимир, заместитель директора школы, пос. Перво-Эртиль, Воронежская область5. ВОЖОВ Денис, учащийся, г. Мариинск, Кемеровская область.6. ВЯЛКОВА Ксения, ученица, г. Нижневартовск, Татарстан7. ГАЙДАМАКИН Александр, директор школы, с. Лобойково, Волгоградская область8. ГАНИН Константин, студент, г. Чебоксары, Чувашия9. ГЕЛЬМЕЛЬ Игорь, ученик, с. Михайловка, Алтайский край10. ГОРЯЧЕВ Иван, ученик, с. Кусино, Ленинградская область11. ДОЛОКОВА Елена, учитель, г. Таганрог, Ростовская область12. ЕГОРОВА Алтана, ученица, Калмыкия13. ЕЛИСТРАТОВА Жанна, КОНДРАТЕНКО Максим, ученики, с. Владимировка, Старооскольский район, Белгородская область14. ЕФИМОВА Анастасия, ученица, г. Миньяр, Челябинская область15. ЗАГИДУЛЛИН Раис, проректор ИПКПРО, г. Ульяновск16. ЗИМИНА Анжелика, учитель русского языка и литературы, г. Сызрань, Самарская область17. ИВЛИЕВА Влада, педагог-организатор, г. Тамбов18. ИВШИНА Дарья, студентка, г. Глазов, Удмуртия19. КВАЧЕВ Всеволод, ученик, г. Зерноград, Ростовская область20. КИСЕЛЬНИКОВА Любовь, учитель, с. Новокозловское, Барабинский район, Новосибирская область21. КОНДРАШОВА Елена, учитель физики, г. Касимов, Рязанская область22. КОСИНЕНКО Ирина, инструктор по физкультуре, г. Бородино, Красноярский край23. КОЧЕШКОВА Светлана, ученица, пос. Трудовик, Саратовская область24. КРУЗЕ Диана, учитель начальных классов, пос. Тополевка, Новосибирская область25. КУСТОВ Максим, педагог-психолог, г. Мариинск, Кемеровская область26. МАЗУРИНА Анастасия, учитель начальных классов, г. Рязань27. МАРЕЕВА Елена, учитель русского языка и литературы, с. Красные Четаи, Чувашия28. МАРЕНИНА Татьяна, заместитель директора, учитель музыки, с. Сычевка, Алтайский край29. МОРОЗОВ Андрей, ученик, г. Пенза30. ПЕГУСОВА Галина, председатель городского комитета профсоюза, учитель истории, г. Нововоронеж, Воронежская область31. ПЛЫНДИНА Светлана, учитель начальных классов, г. Богучар, Воронежская область32. РОМАНКЕВИЧ Любовь, студентка, г. Юрьев-Польский, Владимирская область33. РУЧКОВА Мария, ученица, пос. Тазовский, Ямало-Ненецкий автономный округ34. САВЕЛЬЕВА Дарья, ученица, г. Георгиевск, Ставропольский край35. СИБГАТОВА Дания, учитель обществознания, г. Нурлат, Татарстан36. СИДОРОВ Егор, ученик, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра37. СИМАКОВА Наталья, учитель истории и обществознания, с. Владимировка, Белгородская область38. ТЕСЕЛКИНА Юлия, студентка, г. Саратов39. ТИХОНОВА Любовь, учитель английского языка, пос. Серноводск, Самарская область40. ТОЛЬКОВ Дмитрий, ученик, г. Дзержинск, Нижегородская область41. ТОЦКАЯ Валентина, учитель русского языка и литературы, с. Тимирязево, Каменский район, Воронежская область42. ФАРРАХОВ Дамир, КОСТЕРИН Данил, учащиеся, г. Осинники, Кемеровская область43. ФАТЕЕНКОВА Ирина, учитель, г. Дятьково, Брянская область44. ФИЛИППОВ Филипп, выпускник школы, г. Ростов-на-Дону45. ХАЛГИНОВА Нелли, журналист, г. Элиста, Калмыкия46. ХИСАМОВА Эльвина, ученица, г. Набережные Челны, Татарстан47. ХОРШЕВА Алла, учитель, с. Новоромановское, Ставропольский край48. ХРАМОВА Татьяна, ученица, Чувашия49. ЧЕРНОУХОВА Татьяна, учитель русского языка и литературы, пос. Таловая, Воронежская область50. ЩЕРБИНА Ирина, ученица, г. Бородино, Красноярский крайЕлена ЕЛШИНА, руководитель проекта, заместитель заведующего отделом по связям с общественностью и информационно-аналитической работе Общероссийского профсоюза образования
Комментарии