Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мой папа – добрый волк. Современные методы креативной терапии

Учительская газета, №41 от 11 октября 2005. Читать номер
Автор:

Термин «сказкотерапия» вызывает разную реакцию. У психологов и педагогов – в целом положительную. Деловые люди сначала воспринимают этот метод как что-то несерьезное и, только узнав поближе, открывают поистине безграничные его возможности. Почему? Испокон веков знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их. Многие думают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста, но это не так. Возраст «пациентов» практически не имеет границ. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Сказкотерапия

Задачи сказкотерапии: развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах проявления созидательной, творческой силы. Это внутренняя победа Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла.

С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытое значение и жизненные уроки. Тогда сказки никогда не уведут ребенка от реальности.

Типы сказок

Дидактические

Создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом символы одушевляются.

Психокоррекционные

Используются для мягкого влияния на поведение ребенка. Взрослый объясняет малышу, что такое хорошо и плохо с помощью придуманного или взятого из сказки героя. Лучше, если персонаж будет такого же возраста, как ребенок, у него будет такое же имя, т.е. он будет максимально приближен к слушателю. Так легче устранить недостатки ребенка, решить ту или иную проблему.

Психокоррекционные сказки имеют «возрастной потолок» – 11-13 лет.

Психотерапевтические

Врачуют душу. Это сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящего. Например, с помощью такой сказки можно безболезненно объяснить ребенку уход из жизни близкого человека.

Медитативные

Создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, развития личностного ресурса. Главное назначение этих сказок – сообщение ребенку идеальных позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Отличительная черта – отсутствие конфликтов и злых героев.

Метод «сказкотерапия» заключается в следующем: сказку рассказывают коллективу, предварительно проводив за дверь троих участников.

Затем приглашается первый из тех, кто находился за дверью. Один из сидящих в аудитории пересказывает услышанное. В кабинет приглашается второй участник эксперимента. Тот, кто прослушал эту сказку в исполнении рассказчика (а не того, кто читал), должен рассказать ее своему товарищу, стоявшему за дверью.

Предполагается, что каждый из участников сказкотерапии предложит свой вариант содержания. Таким образом, сказкотерапевт сделает вывод о степени креативности, нестандартности мышления каждого участника и группы в целом.

Арт-терапия

В переводе с английского «арт-терапия» – это «терапия искусством», забота о душе с помощью искусства. В арт-терапии предлагаются занятия изобразительным искусством, упражнения художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения.

Существуют следующие формы арт-терапии:

1) видеоарт;

2) инсталляция;

3) перфоманс;

4) компьютерное творчество.

Впервые термин «арт-терапия» был употреблен Хиллом в 1938 году при описании своих занятий с больными туберкулезом.

Основная задача арт-терапии – не сделать всех людей художниками, а пробудить у них активность, направленную на реализацию их творческих возможностей. Следует отметить, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Методика «Моя семья»

Сначала проведите с ребенком тест на выявление предпочтения цвета. Для этого представьте поляну с разноцветными цветами. Над поляной летает бабочка и поочередно садится на каждый цветок. Первым выбирается тот цвет, которому отдает предпочтение ребенок. И так дальше по мере угасания. Последним будет назван цветок, окрашенный в самый неприятный, вызывающий смутное чувство тревоги, беспокойства цвет.

Теперь можно давать задания.

На первом листе нарисуйте, пожалуйста, свою семью.

Представьте, что члены вашей семьи превратились в животных. Нарисуйте на втором листе свою семью в образах животных.

На третьем листе нарисуйте свою семью в образах сказочных героев, для этого представьте, что они попали к доброму волшебнику в сказку.

Первый лист отразит социальный статус семьи (заочное знакомство с родителями). Анализируя совместно с ребенком нарисованное на втором и третьем листах, важно подробно расспросить его о характере персонажей, так как иногда может быть несоответствие между изображенным животным и сказочным героем, отношением к ним. Например, папа – волк, но не злой, как это принято считать, а добытчик в семье, заботливый, сильный.

Результаты тестирования позволяют педагогу понять, в какой семье живет ребенок, выявить проблемы, грамотно выстроить отношения со своими воспитанниками.

Игровая терапия

Игра для ребенка – это его жизнь! А как мы относимся к жизни ребенка? Конечно, с большим уважением и заботой.

В 1938 году Дэвид Леви предложил использовать игру в работе с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Обосновывал он это тем, что именно игровая деятельность дает ребенку возможность реагирования. Сначала ему предоставляется возможность спонтанной игры, затем в определенный момент педагог моделирует в игре ребенка стрессовую ситуацию, которая вызвала у него тревогу. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли, вызванной этим событием. Он переносит всю боль на игрушку.

Игра «Передача чувств»

1. Один из участников сидит на стуле, отвернувшись от группы детей. Дети подходят по одному и передают ему свои чувства. Задача сидящего – спиной угадать, кто какое чувство передал. Таким образом выражаются симпатии, объясняются свои чувства.

2. Дети стоят или сидят в кругу. Педагог предлагает передать рядом сидящему ребенку любое доброе чувство (радость, нежность, доброту), но не словами, а с помощью мимики и движения. Так воспитывается умение передавать чувства другому, снимаются психологические барьеры между детьми.

3. Дети делятся на две группы, встают друг напротив друга и крепко держатся за руки. Один из участников встает на высокое место, поворачивается спиной к остальным и, закрыв глаза, со словом «Доверяю!» падает на их крепко сцепленные руки. Задача этой игры – снять напряжение, помочь испытать чувство востребованности, убедить ребенка в том, что он нужен и любим.

Песочная терапия

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Песок символизирует жизнь во Вселенной, а отдельные песчинки – людей и все живые существа. Песок пропускает воду, поглощает негативную психическую энергию (по словам парапсихологов), очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

Наблюдения показывают, что игра с песком положительно влияет на эмоциональное и физическое самочувствие детей и взрослых. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Существует целая система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.

«Мина» (игра в песочнице)

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера» – откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками. Взрослый вместо руки может закопать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок по открывающимся частям предмета ребенок пытается догадаться, что же было закопано.

Любую игру можно предлагать ребенку в виде сказки.

Светлана МИЛКИНА, методист комплекса эстетического воспитания и досуга Центра творчества детей и юношества, Новочебоксарск, Республика Чувашия

сказки имеют «возрастной потолок» – 11-13 лет.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту