Каким может быть рост учителя? Может, 192 сантиметра. А может, 176 сантиметров. Но это, конечно, не все варианты. Например, карьерный рост учителя бывает горизонтальным и вертикальным.
Горизонтальный – это, коротко говоря, совершенствование знаний и навыков, необходимых учителю для качественного исполнения своих прямых обязанностей. Результат такого роста – высокие баллы учащихся на олимпиадах и ЕГЭ, результативное участие самого педагога в конкурсах и городских проектах, высокие моральные качества его личности, мотивация и многое другое.
Под вертикальным обычно понимают карьерный рост, связанный с изменением статуса и продвижением по иерархической лестнице школы или за ее пределами. Допустим, был учителем – стал заместителем директора.
Не думаю, что качественный вертикальный рост возможен без горизонтального. Тут как у самолета: вначале нужно набрать взлетную скорость по полосе и только после этого выпускать закрылки и подниматься ввысь. Я, опираясь на свой скромный опыт, считаю, что учитель должен – именно должен – расти горизонтально, но вместе с тем он может выбрать такой вектор, который позволит вырасти и вертикально. Оглядываясь на несколько лет назад, я понимаю, что выбрал для себя именно такое направление.
Результат своего выбора представлю ниже. Вот только начну сначала. Нет, не с Большого взрыва, а с 2018 года.
Отсчет начался с моего первого педагогического совета в теперь уже родной школе №630. Помню, в тот день наш директор Марина Картышова отметила каждого сотрудника, который показал высокие результаты в прошлом учебном году, обозначила ориентиры на следующий учебный год. Затем она представила нас, новых сотрудников. Было волнительно, но приятно.
В первый же день работы, еще до начала учебного года, ко мне был прикреплен наставник, которому я задал целый ворох вопросов всего за несколько дней. Подробнее узнал о ценностях школы, ее ориентирах. Тут стоит отметить, что до этого я уже работал учителем в подмосковной школе, поэтому интересовался не столько дидактикой, сколько спецификой работы в московской школе, а она есть.
В тот первый день я познакомился и с председателем нашей первичной профсоюзной организации Мариной Незаметдиновой. Как потом оказалось, для меня это знакомство было очень важным. Марина Анатольевна рассказала, что такое профсоюз в московской школе, чем занимается первичка. В результате я написал заявление на вступление в профсоюз. Признаюсь, тогда я исходил из прагматических соображений и желания быть сопричастным чему-то большому и сильному. Спустя месяцы я осознал истинную роль профсоюза и меня как его части. Сегодня я понимаю, что профсоюз – это не 1% от зарплаты, это не билеты на концерт или абонемент в фитнес-клуб, это не путевки в Сочи или водительские права с большой скидкой. Профсоюз – это союз профессионалов. Профсоюз объединяет людей, которые защищают друг друга и умеют заботиться о коллегах.
Школа оказалась не такой, какой я ее привык представлять. Московская школа – это большая образовательная организация. Сейчас в наших стенах образовательные программы осваивают более 4,6 тысячи обучающихся. У большой школы оказались большие возможности, и они направлены не только на раскрытие потенциала обучающихся, но и на рост учителя. В первые дни я записался на бесплатные курсы для качественной работы в Московской электронной школе. Не думаю, что кто-то из читателей еще не знает об этом городском мегапроекте. Отмечу только, что занятия в Московском центре технологической модернизации образования не прошли даром. На сегодня в библиотеке МЭШ есть мои классные часы и уроки, как обычные, так и в видеоформате.
Вообще работа в московской школе и тот самый рост сопровождаются для меня непрерывным обучением. Недавно я посчитал, сколько учился за время работы в московской школе: более тысячи только аудиторных часов! Учеба почти всегда и везде, в 8.00 и 22.00, на севере и западе Москвы. Тренинги, форсайт-сессии, системы взаимообучения. Учеба даже на морском побережье в профсоюзной школе «Новый вектор» (это было в 2019 году).
При подготовке к «Новому вектору» все участники распределялись по службам. Я выбрал юридическую. Перед нами поставили несколько задач: разработать положения о школе, службе и юридическом квесте, подготовить входное и выходное тестирование по юридической грамотности и еще ряд других. Было непросто, но нас «прикрывала» правовой инспектор труда Надежда Титова.
Трудовое право и право в сфере образования стали для нас ближе и понятнее. И все это произошло еще до того, как мы стали собирать сумки на море. Работа в юридической службе пробудила во мне интерес к праву, именно благодаря ей я стал правовым инспектором труда МГО профсоюза (правда, внештатным). Именно в ней я выбрал направление дальнейшего развития, свой вектор. Мой план был прост: расти горизонтально, а затем и вертикально.
Прошло лето, начался новый учебный год. Он оказался насыщенным. Участвовал с детьми в городских конкурсах (и иногда мы побеждали), готовил их к олимпиадам и ГИА, участвовал в конкурсах и акциях профсоюза. Мне оказали доверие, и я выступил на городском семинаре управленческой навигации с результатами исследовательской деятельности учащихся, курировал деятельность волонтерского отряда, был координатором детского пресс-центра Московского международного салона образования и, конечно, учился.
Только учеба моя была уже другой, теперь я готовился и к тому самому вертикальному росту. Моя деятельность была замечена управленческой командой школы и Территориальной профсоюзной организацией ЮАО. Стал участвовать в «Управленческой среде молодого педагога» (это проект МГО профсоюза и Московского центра качества образования), вступил в члены Клуба будущих лидеров московского образования (а это проект Московского центра развития кадрового потенциала).
Позднее я прошел диагностику управленческого потенциала, поработал на управленческом тренажере директора школы. Результаты оказались хорошими. Работе учеба не мешала, а только помогала. Активность не снижал. В прошлом и текущем учебном году оказался в команде финалистов конкурса «Школа самых классных классных». Победа в нем, как «Оскар». Я пока не победил, но это не беда: один известный актер свою награду тоже получил не сразу.
Знаний, опыта, а вместе с ними и уверенности становилось больше. И я решился на аттестацию. Это не аттестация на категорию, это аттестация на соответствие должности руководителя государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки Москвы. Сегодня эта процедура обязательна для всех школьных управленцев.
В феврале 2021 года я был аттестован. Готовился долго и не один, помогли вся управленческая команда школы, друзья из профсоюза. После аттестации я получил возможность пройти уникальную стажировку от Московского центра развития кадрового потенциала. Две недели был тенью заместителя директора школы №709. Две недели полного погружения в работу заместителя по направлению воспитания и социализации. Не думаю, что этот опыт можно переоценить.
После окончания стажировки я вернулся к своей работе, к детям. Конец учебного года был уже близко. Правильный ли вектор я выбрал? Думаю, что правильный, а время покажет. Убежден, что учителю, воспитателю или школьному управленцу необходимо постоянно развиваться, ведь это одно из условий развития обучающихся. Только на личном примере можно демонстрировать необходимость и пользу непрерывного образования, не так ли?
Антон КОНОН, учитель истории и обществознания школы №630 (ТПО ЮАО)
Комментарии