Для ребенка рисунок – естественное состояние. Он таким образом откликается на события окружающего мира. Правда, окружающий мир в лице учителя изо не всегда расположен принимать нарисованные ребенком картины. В моем личном опыте была ситуация, когда учительница изо из года в год ставила девочке-отличнице стабильную тройку, поскольку та не могла справиться со своеволием собственного карандаша. Оценка у девочки повысилась только после ухода учительницы изо на заслуженную пенсию.
Как поясняет психолог Детского центра развития «Яркий мир» Елена Троекурова, ситуации, подобные этой, встречаются. Поэтому хочется обратить внимание учителей изо на то, что да, они учат детей определенному рисунку, потому что есть общепринятые правила изображения фигур в искусстве, которые нельзя оспорить. Но все-таки важно не забывать о том, что не каждый ребенок способен изображать предмет в соответствии с требованиями, которые существуют на данный момент. Как ни банально звучит, но нужно обращать внимание на индивидуальные особенности конкретного ребенка. Кроме того, любому предметнику, а тем более учителю, преподающему дисциплины художественно-эстетического цикла, необходимо работать в сотрудничестве со школьным психологом. Сегодня тенденция к тому, что ребенок живет не столько в коллективе, сколько сам по себе. Так исторически сложилось, что общество идет от коллективного к индивидуальному, и многое сегодня нацелено на раскрытие индивидуальности, поэтому блокировать творческие проявления нельзя.
Конечно, у учителя есть определенная программа, и он может поставить двойку несправившемуся ученику. Но в этой ситуации, по мнению психолога, выходом видится постановка перед ребенком посильной задачи. Например, в определенной тематике изображения можно попросить ребенка нарисовать что-то свое. В любом шаблоне, как в любом правиле, существуют исключения. К тому же есть дети, которые опережают программу, а есть дети, которые отстают. Тот, кто опережает, часто чувствует себя некомфортно, поскольку может ощущать, что более развит, чем остальные. Изгоем себя может чувствовать и тот, кто отстает от других. На уроках изо всегда будет находиться ребенок, у которого все получается правильно и красиво, а рядом будет сидеть тот, у кого линии будут косыми, а перспективы кривыми.
В любом случае учителю изо необходимо вести диалог с ребенком, например, спросить, что тот изобразил и почему. Единственное, что не советуют учителям психологи, – это интерпретировать образы, нарисованные детьми, поскольку для этого существуют специалисты. Рисунок практически всегда скрывает глубину, и его можно снимать слой за слоем, чтобы добраться до сути, но делать это нужно максимально осторожно.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии