search
Топ 10

Мой город – Орел Праздники для дошкольников

День города

Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве.
М. Салтыков-Щедрин
Цели и задачи: закрепить навыки выполнения физкультурных, в основном циклических, упражнений (бег, ходьба, прыжки); вызвать у детей положительный эмоциональный настрой; через сюжетные игровые эстафеты обучить их управлению своей деятельностью; познакомить детей с легендой основания города Орла, с русскими народными играми, забавами и традициями; продолжить воспитывать такие качества, как товарищество, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам по играм и состязаниям; обучить навыкам управления собственными волевыми усилиями.
Сценарий праздника “Мой город – Орел” является приложением к типовой программе “Обучение и воспитание детей в детском саду” под редакцией Васильевой и программе О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
Материалы для проведения праздника: русские народные костюмы для всех участников праздника (детей и их родителей), два набора кубиков (10 на 10 сантиметров) с изображением на них герба города Орла, карусель, мешки для прыжков, тряпичные снежки, копья и мечи, воздушные шарики, ленточки, чугунки, картошка, яйца, ухват, рубель, русская печь, лошадки на палках, дрова, несколько татарских костюмов и костюм хана, фонограммы русских народных песен, костюм для ребенка, изображающего орла, декорации и атрибуты вещей русской жизни прошлого.
Предварительная работа: поход в краеведческий музей, рассказ детям легенды об основании города Орла, знакомство детей с народными играми и забавами в ходе других праздников программы, целевые прогулки, изучение герба города Орла, рисунки детей на тему мой город Орел.
Желательно праздник “Мой город – Орел” проводить в канун празднования Дня города Орла.
Ход праздника
На середину зала выходит ведущий праздника: У каждой былинки есть на земле свое место, откуда она получила свою жизненную силу. У каждого человека есть своя малая родина, где он появился на свет. Для нас с вами нашей малой родиной является Орловский край. Орловщина – наш отчий дом, земля наших предков.
Второй ведущий:
Ты вспомнишь не страну
большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Константин Симонов
Сегодня на празднике мы узнаем историю основания нашего славного города Орла.
Звучит печальная музыка. Четыре ребенка одетых в татарские костюмы на импровизированных носилках выносят татарского хана (исполняет ребенок). За носилками связанные веревкой идут русские женщины-пленницы.
Голос из-за кулис: Совершили татары очередной набег на нашу Орловскую землю. Разорили все. Огонь, плач женщин, детей, беда и горе. Решили они дальше на Москву идти.
Звон колокола. Выбегает глашатай (исполняет ребенок): Собирайся, честной народ, землю русскую защищать, от лютых врагов освобождать!
На середину зала выходят дети в костюмах русских богатырей. Разыгрывается сцена битвы между татарами и русскими богатырями.
Голос из-за кулис: Вдруг слетел с дерева орел, набросился на Хана и выклевал ему глаз. Испугались татары и убежали.
В этот момент ребенок, изображающий орла, налетает на хана и бьет его крыльями. По окончании повествования татары убегают.
Голос из-за кулис: Узнал об этом царь Иван Грозный и велел на том месте крепость построить и назвать ее Орлом.
Проводится конкурс-эстафета “Строительство крепости”. Два небольших войска (по шесть-восемь мальчиков и по два папы) по сигналу ведущего должны построить две крепости из поленьев длиной 60 сантиметров и диаметром 5-10 сантиметров. У каждого ребенка по 2 полена, а у пап заготовка для крыши и бумажный флаг с изображением герба города Орла. Войско, построившее крепость быстрее, получает за победу большую подкову, а проигравшее – маленькую.
Голос из-за кулис: На этом месте был воздвигнут наш город Орел! 5 августа отмечается день города. В этот день все люди отмечают праздник весельем, песнями, играми и забавами.
Ведущий: Вот и мы сегодня будем веселиться, петь, плясать, играть.
Игра “Золотые ворота”. Два взрослых делают из рук ворота. Все участники праздника, держась за руки, проходят в ворота, говоря слова:
Золотые ворота, открывают
иногда,
На первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А третий раз не пропустим вас!
После этого взрослые приседают, а тот, кто окажется в этот момент между их рук, становится вместе с ними.
Игра “Стенка на стенку”. Участвуют только мальчики из двух войск. Войска становятся лицом друг к другу в шеренги на расстоянии шести метров друг от друга. Сходятся и становятся лицом друг к другу через одного, при этом делают замок руками в локтевом суставе. То есть один воин должен будет сцепиться руками с двумя воинами другого войска. По сигналу каждое войско тянет в свою сторону. Побеждает войско, перетянувшее своего противника за черту, от которой он пришел. Победителю вручается большая подкова, а проигравшему – маленькая.
Игра “Хозяйки в доме”. Участвуют только девочки. Комбинированная эстафета.
1. Принести дрова к русской печке.
2. Подбежать к столу. Накрутить на скалку рушник. Взять рубель и три раза покатать по столу скалку.
3. При помощи ухвата достать из печки чугунок, в котором заранее лежат картошка и яйцо (сваренные). Поставить на стол.
4. Достать деревянной ложкой из чугунка картошку и яйцо. Почистить яйцо.
5. Подбежать к корове. Надеть фартук, косынку. Сбегать за ведерком и маленькой табуреткой. Сесть и имитировать доение коровы.
Изготовление коровы. Каркас коровы делается из деревянных брусков. Из простыни шьется чехол. Краской рисуется пятнистая корова. Вместо вымени привязывается резиновая перчатка.
6. Повесить белье сушиться на веревке. Веревку держат папы.
7. Подбежать с куклой к столу и перепеленать куклу.
Ведущий дает девчонкам, победившим в эстафете “Хозяйки в доме”, большую подкову, а проигравшим – маленькую.
Появляется Змей Горыныч о трех головах. Быстро собирает все оружие. Мечи, копья и улетает.
Головы Змея Горыныча делаются из картона и надеваются: одна на голову, две другие на руки исполнителя роли.
После того как Змей Горыныч возвращается, все участники праздника бросают в него тряпичные снежки (сделанные на каждого участника).
Змей Горыныч: Ну, хватит, хватит! Убедили! Но оружие ваше я все-таки отобрал и отдам его, если вы выполните мои задания.
1. “Перетягивание на копьях”. Два папы встают друг против друга и берутся за копье. За папами гуськом встают дети (до 5 человек). Между папами проводится черта. Побеждают те, кто сможет перетянуть последнего ребенка противника через эту черту на свою сторону. Победителю вручается большая подкова, а проигравшему – маленькая.
2. “Богатырская силушка”. Приседания, которые выполняет отец с сыном на плечах. Побеждает тот, кто присядет большее количество раз за определенное время. Победителю вручается большая подкова, проигравшему – маленькая.
Змей Горыныч, удовлетворенный силушкой богатырей, возвращает им оружие.
“Танец с тарелочками”. Исполняется музыка орловского композитора Дербенева.
Игра-эстафета “Кто быстрей соберет картинку герба города-Орла из кубиков”. Победителю вручается большая подкова, а проигравшему маленькая.
Игра для участников и зрителей “Карусель”. Дети поют:
Еле, еле, еле, еле! Закружились карусели! А потом, потом, потом! Все бегом, бегом, бегом!
Дети, взявшись за ленточки, идут, а затем бегут.
Дети поют: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз, два, раз, два. Вот и кончилась игра!
Дети останавливаются и отпускают ленточки.
Ведущий: Луга-ковры в узорах, Родные лики сел. Люблю великий город По имени Орел! (В. М. Катанова)
На этих словах праздник завершается. Ведущий прощается и дарит угощения всем участникам праздника.

Русская рубаха

В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа.
Г. Фрейтаг
Цели и задачи мероприятия: познакомить детей с русскими народными играми, забавами, с русским народным костюмом, с русской рубахой, донести до понимания городских детей назначение предметов крестьянского быта, воспитывать любовь к народным традициям, а также развивать ловкость, быстроту, реакцию в ходе игр праздника. Сопутствующая задача – научить детей достойно проигрывать и выигрывать в различных конкурсах.
Подготовительная работа. Представитель краеведческого музея проводит беседу на данную тему. На занятии по рисованию можно расписать шаблон русской рубахи. Следует также ознакомить детей с историей русского костюма по программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
Материал. Главный символический элемент праздника – русская рубаха (большого размера; крепится на центральной стене зала). Для каждого участника праздника готовятся русские костюмы. Нужны бельевая веревка, прищепки, лошадки на палочках (две штуки), валенки, жар-птица (две штуки, изготовлены из картона), заготовки для украшения русской рубахи. Надо приготовить русские народные мелодии и частушки. Из праздника “В гостях у Матрешки” можно использовать матрешку из картона в рост человека, платки расписные, а также технические средства обучения.

Ход праздника

Зал украшен в русском народном стиле. На центральной стене закреплена русская рубаха (сшита либо из старых штор, либо из тряпичных мешков). Центральная стена закрыта шторами до окончания присказки. На боковой стене закреплена Матрешка, у которой из одной руки в другую протянута веревка. На веревку будут вешаться расписные платки – призовые очки за удачно выполненные задания.
На середину зала выходит ведущий (в нашем примере это инструктор по физической культуре).
Ведущий:
Начинается наш рассказ
На реке Оке, да в городе Орле
Да в детском саде “Малыш”.
Расскажем и покажем всем, всем, всем
Про девиц наших красных
Да про добрых молодцев.
Разговор говорить хорошо,
Да пора и начинать.

Группа ребят показывает сказку “Царь и рубашка” (присказка), главным героем которой является русская рубаха. По окончании сказки открываются шторы.
Под русскую народную мелодию входят взрослые и дети в спортивной форме. Взрослые в руках держат бельевую веревку, на которой висят русские народные рубахи для мальчиков и сарафаны для девочек.
Ведущий:
Нынче развлечение у нас.
Поглядите сколько нас.
Ой, сколько пришло, сколько привалило.
Десять смеющихся, да десять улыбающихся,
Да десять в череду ожидающих,
Да рубаху одевающих.
Дети надевают костюмы (кто быстрее это сделает, мальчики или девочки?). За победу (мальчиков или девочек) ведущий вешает на матрешку расписной платок.
Ведущий: Какой праздник без веселых песен, хороводов?!
Первый участник (ребенок):
Нам давно бы встать,
Нам кругом походить,
На людей посмотреть
Да себя показать.
Ведущий: Так выходите, покажите.
Второй участник:
Да без музыки не выходит.
Ни песню не запоешь,
Ни пляску не заведешь.
Хоровод по выбору музыкального руководителя исполняет танец, например композицию “Пряха”.
Ведущий: Какой русский не любит быстрой езды! Проведем-ка мы конкурс-эстафету “Русские тройки”.
Ведущий задает вопрос детям: Что носили наши прадеды и прабабушки 100 или 200 лет назад? Ответы детей: рубаху, шаровары, платки, тулупы, шапки-ушанки, валенки.
Группа ребят исполняет танец “Валенки”.
Ведущий: Валенки были основной обувью у русского народа в зимнее время. Перейдем к конкурсу “Валенки-скороходы” или “Стрелец-удалец”.
Ведущий:
А вот девчонки-веселушки,
Пропоют сейчас частушки.
В старину у хорошего хозяина на дворе было много животных. Посмотрим какие.
Инсценировка песни “У дедушки Егора”. Ведущий проводит конкурс “Доярки”
Ведущий: Отгадайте загадку:
Птица. Неча молвит,
так красива.
А хвост ярким пламенем
сверкает.
Ребята угадывают: Жар-птица.
Ведущий проводит конкурс “Жар-птица”.
После последнего конкурса под русскую народную музыку со стены снимается русская рубаха и раскладывается на полу. Воротник должен быть направлен к стене, а подол к центру зала. Девочки влезают в левый рукав рубахи и вылезают из подола, мальчики соответственно влезают в правый и тоже вылезают из подола.
Ведущий: Вот какая рубаха, все в нее поместились. Только мы с вами нарядные, а рубаха нет. Сейчас мы ее попытаемся сделать нарядной.
Дети и взрослые отделывают рубаху специальными заготовками, изготовленными преподавателем по изобразительной деятельности. Отделка накладывается на воротник, манжеты рукавов, подол. Затем все участники праздника поднимают рубаху.
Ведущий: Посмотрите, какая нарядная, замечательная получилась у нас рубаха. Вот и празднику конец, а кто участвовал или видел его, молодец.
Дети и взрослые выносят рубаху под русскую народную мелодию из зала.

Валерий БОЙКО
Начальная школа – детский сад “Малыш”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте