К сожалению, я не пишу музыку. Более того, я даже не имею музыкального образования. Я педагог-психолог. И сегодня у меня появилась мечта написать симфонию. Как описать музыку словами? Как создать неповторимые образы? Моя педагогическая симфония создана на бумаге, она призвана передать мое отношение, мое настроение, мои взгляды. Уверена, что меня ждет еще много открытий, может быть, следующая часть моей симфонии будет посвящена и коллегам, и моим воспитанникам, и родителям, а может быть… Но это впереди. На практике непросто сочетать все принципы, но когда у твоего оркестра получается созвучие, то это приносит удовлетворение и автору симфонии…
Часть первая – «Жизненная симфония педагога»Ведущим музыкальным инструментом для главной партии в этой части я бы выбрала рояль. На мой взгляд, этот музыкальный инструмент своим звучанием передает человеческий голос. А о жизни нужно рассказывать. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя симфония, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью, к бесконечной жизни в душах воспитанников.А что значит для меня быть педагогом-психологом-музыкантом? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих воспитанниках, жить их успехами и неудачами.И мне ясно: хороший педагог-психолог-музыкант всегда развивается сам. Развивается, работая над собой, развивается, когда передает свои знания другим.Часть вторая – «Симфонические принципы педагога»Главную партию в этой части я отдаю скрипке. Звучание этого инструмента затрагивает струны души, и кто виртуозно владеет этим инструментом, тот может пробудить эмоции у слушателей. Опора на чувства, переживания, опыт воспитанников – залог успешного обучения. Свои занятия я строю как процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чтобы действовать, нужно уметь и знать. Но действительное понимание невозможно без умения чувствовать, воспринимать истинное положение вещей. А для этого нужны доверие, открытость миру, нужны глаза, чтобы увидеть, уши, чтобы услышать. Конечно, не для того чтобы утвердить себя в мире, но для того чтобы сотрудничать с ним, жить с ним в согласии.Для себя я определила основные принципы в своей работе: свобода, самостоятельность, сотрудничество. В моей симфонии они представлены как темы для развития педагогического мастерства.Тема свободы помогает педагогу-психологу-музыканту в начале творческого пути понять и раскрыть право выбора темы, источников знаний, темпа, форм и способов работы.Тема самостоятельности. Педагогу-психологу-музыканту в работе необходимо самостоятельно принимать решения, делать выбор форм и методов, приемов. Один и тот же урок может происходить в нескольких вариациях. Самое главное, на мой взгляд, – видеть конечную цель.Тема сотрудничества. В моей симфонии эту тему исполняет весь симфонический оркестр. Я же дирижер. Моя задача – добиться созвучия музыкальных инструментов. И не обязательно при этом размахивать дирижерской палочкой, главное – правильно настроить все инструменты.Третья часть – «Симфония современной школы»Школа создается кропотливым трудом педагога, а славу ей приносят ученики! Симфония, гармония нужны в отношениях между учеником и педагогом, симфония сотрудничества. Именно к этому призывает личностно ориентированная педагогика. Именно такой должна быть симфония современной школы. Личностно ориентированная направленность школы сегодня настоятельно постулирует субъект-субъектный характер построения взаимоотношений в системе «родитель – ученик – педагог», ибо от характера этих отношений напрямую зависит результат всей образовательной деятельности. Учебный процесс школы актуализирует участие учеников и воспитанников в этом процессе и ориентирует на раскрытие творческого потенциала каждого.Моя школа проста – с каждого занятия ребенок уходит с победой, пусть маленькой, но своей. И если что-то не получается, говорю: «Давай вместе», это буквально волшебные слова, которыми всегда можно ввести ребенка в круг новых интересов, способностей.Я стала педагогом-психологом-музыкантом и горжусь этим! Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки, слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло из рук передается тебе и согревает душу.Я педагог-психолог-музыкант, в этом моя огромная человеческая радость, а может быть, и больше – счастье!Светлана БОЛОТСКИХ, педагог-психолог МСД №31
Комментарии