Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Модернизацию – в архив! Правительство отказывается от Федеральной программы развития образования

Учительская газета, №27 от 6 июля 2004. Читать номер
Автор:

Обращаюсь к вам с открытым письмом в связи с тем, что в Государственной Думе находится на рассмотрении внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона №58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ и Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В Законе «Об образовании» предлагается исключить три (из пяти) пункта статьи 1 («Государственная политика в сфере образования»), исключить целиком статью 40 («Государственные гарантии приоритетности образования»), внести значительные изменения в статью 28 («Компетенция в области образования»). В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» исключается значительная часть статьи 2 («Государственная политика и государственные гарантии прав граждан РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования»).Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета по образованию и науке 3-го созыва

Председателю ПравительстваРоссийской ФедерацииМ.Е.ФрадковуПредседателюГосударственной ДумыБ.В.Грызлову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемый Борис Вячеславович!

Вокруг этого законопроекта развернулась широкая общественная дискуссия, сконцентрированная главным образом вокруг вопросов, связанных с заменой существующей системы социальной помощи, основанной на системе материальных льгот, на более эффективную систему социальной поддержки, основанную на системе денежных компенсаций. При этом иные изменения, предлагаемые правительством в данном законопроекте, в частности в сфере образования, в значительной степени остаются за рамками публичной дискуссии и общественного внимания, несмотря на то, что в случае принятия этих изменений законодательные основы государственной политики в сфере образования кардинальным образом изменятся.

Цели принятия законопроекта №58338-4, указанные в его названии и в пояснительной записке, прилагающейся к законопроекту, безусловно, являются актуальными. Безусловно, действующее законодательство, в том числе и в сфере образования, нуждается в изменениях, направленных на более определенное разграничение полномочий и ответственности различных органов публичной власти, на соответствующее финансовое обеспечение этих полномочий, на устранение имеющихся неточностей и противоречий, на раскрытие существующих декларативных норм. Однако анализ внесенного законопроекта показывает, что содержание законопроекта далеко выходит за рамки публично декларированных целей. Ряд предложенных изменений не имеет никакого отношения к приведению законодательства в соответствие с федеральными законами №95-ФЗ и №131-ФЗ, принятыми Государственной Думой 3-го созыва, в которой я возглавлял Комитет по образованию и науке. При этом, хотя некоторые предложения представляются вполне обоснованными, значительная часть предлагаемых изменений фактически направлена на радикальное изменение принципов законодательства об образовании, следствием которого станет существенное уменьшение ответственности государства за реализацию конституционных гарантий прав граждан на образование. Более того, отдельные предложения, на мой взгляд, вступают в противоречие с нормами, установленными в статьях 7, 43, 114 Конституции РФ, и в случае их принятия могут быть оспорены в Конституционном суде.

Принятие указанного законопроекта в части изменений в Закон РФ «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в предложенном Правительством РФ виде фактически будет означать отказ от ряда форм законодательного обеспечения государственных гарантий приоритетности образования, что сделает невозможным решение ранее поставленных задач по модернизации российского образования. Ниже приводится краткий анализ законопроекта, обосновывающий эти тезисы.

Изменения и дополнения, приводящие к отказу от существующих федеральных государственных гарантий приоритетности образования

В Законе «Об образовании» предлагается исключить три (из пяти) пункта статьи 1 («Государственная политика в сфере образования»), исключить целиком статью 40 («Государственные гарантии приоритетности образования»), внести значительные изменения в статью 28 («Компетенция Российской Федерации в области образования»). В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» исключается значительная часть статьи 2 («Государственная политика и государственные гарантии прав граждан РФ в области высшего и послевузовского профессионального образования»).

Правительство предлагает отказаться от таких форм государственной поддержки образования, как Федеральная программа развития образования (ФПРО), утверждаемая федеральным законом, и ежегодный публичный доклад правительства о ходе реализации ФПРО. Таким образом, ликвидируется существующий механизм, позволяющий концентрировать значительные федеральные ресурсы для решения ключевых задач модернизации образования, а никакие новые, замещающие механизмы реализации федеральной образовательной политики не предлагаются.

Предлагается исключить правовые нормы, направленные на дополнительную государственную поддержку сферы образования, в частности в оплате труда работников образования (пункты 2-4 статьи 54, пункты 9-11 статьи 55 Закона «Об образовании», пункты 1, 4, 6-9 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), нормы, направленные на предоставление налоговых льгот образовательным учреждениям (новая редакция пункта 16 статьи 28 Закона «Об образовании») и стимулирование работодателей к обучению своих сотрудников (пункт 6 статьи 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и др. При этом никаких замещающих норм, направленных на государственную поддержку образовательных учреждений и работников образования, также не предлагается.

Предлагается передать на уровень субъектов Федерации и муниципальных образований решение вопросов оплаты труда и социальной поддержки работников образования, социальной поддержки обучающихся всех образовательных учреждений, кроме федеральных (пункт 5 статьи 5, пункт 6 статьи 50 Закона «Об образовании»), без создания соответствующей правовой и финансовой основы для эффективного решения этих вопросов.

Предлагаемые правительством меры не вытекают из федеральных законов №95-ФЗ и №131-ФЗ и фактически означают ревизию принципа приоритетности области образования, провозглашенного в статье 1 Закона «Об образовании» и многократно подтверждавшегося заявлениями руководителей государства.

Александр ШИШЛОВ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы 3-го созыва

NB! Полный текст открытого письма читайте на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту