search
main
0

Модель всероссийского конкурса «Учитель года России -2015»

Ирина Димова, кандидат педагогических наук; Андрей Иоффе, доктор педагогических наук

«Учительская газета» вновь, переведя дыхание после юбилейного конкурса прошлого года, дает старт вместе с нашими соучредителями – Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования – финалу Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», который пройдет в Казани в конце сентября. Что ожидает конкурсантов? Какие новые акценты и детали нужно уяснить уже сейчас, чтобы лучше подготовиться к конкурсным испытаниям?

Прежде чем представить их, заметим, что главные смыслы и ценности, приоритеты и сверхзадачи конкурсной идеи, которую сформулировали наши коллеги – журналисты «УГ» в 1989 году, когда они предложили педагогическому сообществу проведение в стране профессионального конкурса и сформулировали это в первом положении, опубликованным в газете, остаются незыблемыми: конкурс открывает и поощряет учителя-профессионала, интеллигента, гуманиста, человека глубокого, с широким мышлением и активной гражданской позицией, личность, обладающую высокой культурой, интеллектом, педагогическим талантом, педагога, владеющего не только своим предметом, но и искусством общения с детьми и коллегами, родителями…

Для «УГ» как первого организатора конкурса и на правах авторства идеи, как разработчика самих концепций и подходов, меняющихся в разные годы, по-прежнему главным стержнем конкурса остается педагогика достоинства и свободной личности, сотрудничества и творчества. Разумеется, профессиональный учительский конкурс должен звучать в унисон со временем, в котором мы живем, и с переменами, происходящими вокруг нас. Оставаясь живым, открытым образовательным процессом, пространством педагогического творчества.

Модель-2015

Апробированная в 2014 году новая модель профессионального конкурса «Учитель года России» не вызвала принципиальных возражений ни у экспертов, ни в рядах конкурсантов, ни среди представителей широкой педагогической общественности. Более того, 90% лауреатов, которые испытали на себе действие всей модели, утверждают, что она удобна, логична, отвечает требованиям новых реалий в образовании, включает оптимальное количество заданий заочного и очного туров, создает условия для максимально комфортного и естественного профессионально-личностного роста, предусматривает стратегию испытаний от теоретических размышлений и отстаивания педагогической позиции до конкретных действий… Проведенное социологическое исследование показало, что на сегодняшний день найден баланс общего количества конкурсных заданий, соотношения заочного и очного этапов, разнообразия и структурированности элементов профессионального мастерства педагога. Логично выстраивается связь конкурса с государственной политикой в области образования, при этом нисколько не снижается его общественное звучание, социокультурная роль.

В основании модели профессионального конкурса «Учитель года России» находится нормативно-правовая база современной системы образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты и Профессиональный стандарт педагога. В конкурсных заданиях отражены такие акценты современных изменений образовательной политики, как требование к четкому целеполаганию, ориентация на развитие компетентности обучающихся в области выделения ключевых проблем и умения находить способы их решения, получение опыта планирования и моделирования в образовании, проведение оценивания и рефлексивного анализа. Эти важные элементы организационной культуры стали органической частью новой системы конкурсного отбора лучших учителей страны.

Восемь конкурсных заданий имеют преемственность между собой в рамках различных этапов и могут быть представлены в виде логических звеньев, объединяющих заочный и очный этапы конкурса. Внутренне и опосредованно связаны между собой, например, задания «Интернет-ресурса» и «Образовательного проект» (от проектирования собственного образовательного интернет-ресурса каждым участником к работе над образовательным проектом в рамках командной задачи для пяти участников группы). Прямая связь в цепочке «методический семинар – урок – мастер-класс», когда от теоретического осмысления индивидуального педагогического опыта в области применения эффективных методов и приемов преподавания учитель переходит к практике реализации всего этого на конкурсном уроке, а далее демонстрирует свой опыт перед широкой аудиторией. Эссе (творческая работа) имеет логическое продолжение на уроке. Здесь учитель проходит свой путь от письменных размышлений о сути своей педагогической деятельности до представления своих идей в рамках урока, являющегося основной структурной единицей системы преподавания. Педагогический совет – круглый стол также близки по сути: от обсуждения конкретных проблем жизни школы учитель идет к более глобальным темам, становится участником дискуссии более высокого уровня – образовательная политика в стране, обобщение и выделение магистральных направлений развития.

Точнее расчет, гласит народная мудрость, крепче дружба. Так и на конкурсе: точнее критерии, больше объективности в оценивании. В 2015 году сохранился формат конкурсных заданий, но произошли значительные корректировки в критериях их оценки. Мы не забыли внимательно изучить серьезный документ. На основе приказа Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550) в оценке заданий конкурса «Учитель года России-2015» отражены следующие четыре направления трудовых функций: «Общепедагогическая функция. Обучение» (в первую очередь связано с информированием и компетентностью работы с информацией), «Воспитательная деятельность» (ценностные ориентиры), «Развивающая деятельность» (методическое мастерство) и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ» (исследовательская и организационная культура). Критерии и показатели оценки каждого конкурсного задания учитывают все четыре перечисленные функции в той или иной их комбинации. Это позволит обеспечить логичность перехода конкурсантов от одного задания к другому, системность и преемственность этапов профессионального конкурса педагогов.

Значимыми являются требования к социально-педагогической эффективности образовательной деятельности (профессиональные и общественные). Объединяет все конкурсные задания система единых подходов, которые базируются на ряде общих принципов организации профессионального конкурса педагогов:

– открытость и прозрачность (максимальное количество выложенных в Сеть материалов, интернет-трансляции, заранее определенные четкие критерии и показатели);

– коммуникация (умение работать в команде, общение конкурсантов с аудиторией, требования к коммуникативной культуре в большинстве конкурсных заданий);

– информационная и организационная культура (особый акцент на целеполагание, понимание своих действий, широкий кругозор и использование различных источников информации);

– проектирование (выстраивание алгоритмов, планирование, моделирование, понимание ожидаемых результатов);

– оригинальность, новизна и поддержка творчества (нестандартность мышления, преодоление стереотипов и шаблонов, проявление индивидуальности);

– развивающий характер образования (поддержка самостоятельности и результативности в образовании, учет индивидуальных траекторий, в том числе в рамках инклюзивных подходов и работы с одаренными детьми);

– воспитательные акценты и ценностные ориентиры в образовательной деятельности (личностные и мировоззренческие эффекты педагогической деятельности).

На основе перечисленных принципов приняты четкие и целесообразные критерии каждого конкурсного задания, имеющие равнозначную ценность и охватывающие все направления педагогической деятельности в определенной области. Каждый критерий содержит от 3 до 7 показателей, позволяющих делать объективные, обоснованные и прозрачные экспертные заключения по итогам выступления каждого конкурсанта. Последовательность критериев и показателей не имеет принципиального значения. Были учтены замечания о том, что должны быть система критериальной базы и четкость в выделенных показателях. Этот подход стал основой внесения корректив в оценивание конкурсных заданий.

Виртуально-реальное портфолио: конкурсные задания заочного тура

В 2015 году остается три типа конкурсных заданий с тем же распределением баллов по каждому из них – «Интернет-ресурс», «Методический семинар» и «Я – учитель». В каждом из них скорректированы критерии, а также выделены конкретные показатели.

В современном мире умение не только пользоваться электронными ресурсами, но и участвовать в создании виртуальной образовательной среды признается важной характеристикой успешной педагогической деятельности. Поэтому конкурсное задание «Интернет-ресурс» не только определяет владение педагога компетентностью в области ИКТ, но и его способность быть востребованным в широких массах профессиональной общественности, привлекать внимание и вызывать интерес к своим наработкам и идеям. Виртуально это сделать подчас более сложно, чем в прямом общении. Поэтому здесь проявляется комплекс преподавательских качеств, как в технической грамотности, так и в содержательном отборе актуального материала.

Для оценки сформулировано 5 критериев, в каждом из которых содержится по 7 показателей (всего 35 показателей, что соответствует максимальному количеству баллов в данном конкурсном задании). Учтены значимые для образовательного ресурса требования – грамотная и корректная работа с информацией, актуальность и регулярность обновлений, удобство в пользовании, наличие коммуникации с пользователями и удачный дизайн. Показатели помогут каждому конкурсанту обратить внимание на структурирование своих материалов в электронном формате, а также провести самооценку.

Конкурсное задание «Интернет-ресурс»

Распределение баллов по критериям и показателям

Каждый показатель – 1 балл

Критерий

Баллы

Информационная насыщенность

количество представленной информации

7 баллов

образовательная и методическая ценность (развивающий характер)

различное структурирование информации (тексты, таблицы, схемы и т. п.)

разнообразие содержания

тематическая организованность информации

научная корректность

методическая грамотность

Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды

понятное меню (рубрикация)

удобство навигации

разумность скорости загрузки

удобный формат для коммуникации

языковая культура

наличие инструкций и пояснений для пользователей

защищенность и адекватность виртуальной среды образовательным целям

Эффективность обратной связи

разнообразие возможностей для обратной связи

доступность обратной связи

наличие контактных данных

возможности для обсуждений и дискуссий

удобство использования механизмов обратной связи

систематичность и адресная помощь в проведении обратной связи

интенсивность обратной связи и количество вовлеченных пользователей

Актуальность информации

регулярность обновления информации

связь информации с текущими событиями

наличие информации о нормативно-правовой базе

разнообразие групп пользователей

новизна и оригинальность информации

возможности создания детско-взрослых виртуальных сообществ

наличие возможностей использования информации для лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

Оригинальность и адекватность дизайна

выстроенная информационная архитектура

грамотные цветовые решения

оригинальность стиля

корректность обработки графики

сбалансированность разных способов структурирования информации

учет требований здоровьесбережения в дизайне

внешний вид размещенной информации

Итого баллов

Максимум 35 баллов

Следующее конкурсное задание – «Методический семинар» – создает пространство обмена методическим опытом и демонстрации умения осмысления собственной практики преподавания. Уточнен и дополнен формат данного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц; шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника заключительного этапа конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Материалы размещаются на официальном сайте конкурса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Критерии оценки по сравнению с 2014 годом остались неизменными, но были сформулированы 15 показателей (по 3 на один критерий), каждый из которых члены жюри будут оценивать до 3 баллов (0 – полное отсутствие, 1 – формальное присутствие, 2 – недостаточное использование, 3 – удачная реализация). В данном конкурсе максимальное количество баллов – 45.

Конкурсное задание «Методический семинар»

Каждый показатель – 3 балла

Метапредметный подход

доступность для понимания материала и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания)

9 баллов

технологичность (выстраивание шагов)

разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал

Целостность

логическая последовательность (планирование) и подведение итогов (анализ и осмысление)

проблематизация (видение общей проблемы) и выделение главного

удачное представление (иллюстрации, содержательное наполнение слайдов, правильный дизайн, удобное расположение материала)

Системность

целеполагание и проведение рефлексии

мотивационная составляющая

разнообразие источников информации и образовательных ресурсов

Новизна

оригинальность решений и подходов

внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС

творческий подход (умение осмыслить и переработать имеющийся опыт) и способность удивить

Результативность

выдвижение планируемых результатов

наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности

разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные)

Максимум 45 баллов

Эссе «Я – учитель» сохраняет формат до 6 страниц с дополнением, предоставляется оно в единообразном виде: шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1,5, поля 2 см. Сама творческая работа будет посвящена той или иной теме, которая до 15 июня будет объявлена и помещена на сайте конкурса «Учитель года России». Соответственно конкурсантам потребуется не только обосновать собственный выбор педагогической профессии, но и отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире, видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.

Критерии оценивания конкурсного задания: языковая грамотность текста (грамматическая, орфографическая и синтаксическая), обоснование актуальности, наличие ценностных ориентиров, аргументированность позиции, умение формулировать проблемы и видеть пути решения, рефлексивность, оригинальность изложения. 6 критериев содержат 3 показателя каждый и один из критериев (рефлексивность, которая опосредованно присутствует и в других оценочных позициях) – 2 показателя. Общее количество баллов – 20. Обратим внимание на языковую культуру, которой уделено особое внимание на основе многочисленных экспертных и общественных оценок, обращающих внимание на проблемы языковой грамотности. Данный аспект присутствует в оценке всех конкурсных заданий в 2015 году.

Конкурсное задание «Я – учитель»

Языковая грамотность текста (грамматическая, орфографическая и синтаксическая)

грамотность в области грамматики

орфографическая грамотность

синтаксическая грамотность

Обоснование актуальности

широта и масштабность взгляда на профессию

умение видеть тенденции развития образования

связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума

Наличие ценностных ориентиров

понимание ценностных ориентиров современной системы образование и наличие мировоззренческой позиции

постановка воспитательных целей

обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся

Аргументированность позиции

четкость аргументов, отделение фактов от мнений

использование иллюстрирующих примеров и фактов

наличие выводов и обобщения

Умение формулировать проблемы и видеть пути решения

четкость и обоснованность при формулировании проблем

способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции

нестандартность предлагаемых решений

Рефлексивность

понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности)

2 балла

анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию

Оригинальность изложения

художественный стиль и нестандартность изложения

яркость и образность изложения

ясность и целесообразность изложения

Максимум 20 баллов

Таким образом, можно констатировать, что все три задания заочного этапа конкурса «Учитель года» оценивают систему обучающей, воспитывающей, развивающей и проектировочной деятельности педагога. В каждом из них есть свои акценты, что отражено в критериальной базе и сформулированных показателях.

Профи, мастер, лидер: конкурсные задания очного тура

Как известно, центральным звеном профессионального конкурса является проведение урока и проведение самоанализа по его итогам. Целью этого задания является раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни. Основываясь на этом положении, были сформулированы 10 равнозначных критериев, каждый из которых включает по 5 показателей (всего 50 показателей, оцениваемых экспертами в 2 балла каждый). Общее максимальное количество баллов – 100. Самоанализ не выделяется в качестве особого испытания, так как соотносится с проведенным уроком и имеет пространство для оценки в критерии «Рефлексивность и оценивание». Вместе с тем ряд показателей обращают внимание членов жюри на умение педагога анализировать проведенный урок, достигнутые результаты и возникавшие трудности.

Критерии оценивания конкурсного задания «Урок»: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексивность и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, наличие ценностных ориентиров, метапредметный и междисциплинарный подход; поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся. Изменение критериев сделано с учетом имеющихся государственных требований, анализа результатов прошлогоднего конкурса «Учитель года России» и необходимости систематизации критериев, а также понятности разработанных показателей как для участников конкурса, так и для членов жюри, и представителей педагогической общественности.

Конкурсное задание «Урок»

Каждый показатель – 2 балла

Информационная и языковая грамотность

корректность учебного содержания и использования научного языка (термины, символы, условные обозначения), глубина и широта знаний по теме

10 баллов

доступность изложения, адекватность объема информации (возрастным особенностям обучающихся и требованиям)

навыки в ИКТ, культура поведения в виртуальной среде и визуализация информации

языковая культура учителя и обучающихся (наличие заданий на составление связного текста и развитие культуры речи)

использование разных источников информации, структурирование информации в разных форматах (текстовом, графическом, электронном и др.)

достижение предметных результатов

достижение метапредметных результатов

достижение личностных результатов

вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность (выдвижение гипотез, сбор данных, поиск источников информации)

соотнесение действий с планируемыми результатами

Методическое мастерство и творчество

разнообразие методов и приемов, смена видов деятельности

новизна и оригинальность подходов, нестандартность действий и индивидуальность учителя

использование сравнительных подходов, формирование умения аргументировать свою позицию, использование дискуссионных подходов и проектирования

разнообразие форм работы с информацией и использование разных источников

соответствие методов и приемов целеполаганию (реализации цели, решению задач, достижению результатов)

Мотивирование к обучению

использование различных способов мотивации и умение удивить

системность и последовательность проведения мотивации в структуре занятия

доброжелательная атмосфера, безопасная и комфортная образовательная среда

использование проблемных ситуаций, опора на интересы и потребности обучающихся (умение сформулировать или вывести на формулировку проблемы, опора на жизненный опыт учеников)

поддержка образовательной успешности для всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями и ограниченными возможностями

объективность и открытость оценивания, связь с целеполаганием

разные способы оценивания и рефлексии, умение их обосновать при самоанализе

обратная связь, наличие возможностей для высказывания собственной точки зрения

понятность процедуры и критериев оценивания

адекватность оценки и рефлексии проведенного урока, точность ответов на вопросы

Организационная культура

постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов

наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий

установление правил и процедур совместной работы на уроке

обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования

осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок и провести критический анализ

Эффективная коммуникация

организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации

поддержка толерантного отношения к различным позициям, возможности для высказывания учащимися своей точки зрения

наличие эффективной обратной связи на занятии, способность учителя задавать модель коммуникации

использование вопросов на понимание, развитие умений учащихся формулировать вопросы

развитие навыков конструктивного диалога, в том числе и при самоанализе

Наличие ценностных ориентиров

воспитательный эффект урока и педагогической деятельности учителя

поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни

обращение внимания учащихся на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания

поддержка толерантного отношения к различным мнениям и культурным особенностям

создание ситуаций для обсуждения и принятия общих ценностей гражданской направленности

Метапредметный и междисциплинарный подход

формирование универсальных учебных действий разных видов

использование потенциала различных дисциплин и корректность в использовании содержания других дисциплин

понимание особенностей метапредметного подхода и его отличия от использования междисциплинарных связей

системность и целесообразность использования междисциплинарных и метапредметных подходов

умение анализировать проведенное занятие с учетом использования метапредметных и междисциплинарных связей, обоснование метапредметных результатов урока

Поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся

использование активных и интерактивных подходов для развития самостоятельности обучающихся (работа в группах, формулирование вопросов и т. п.)

создание на уроке ситуаций для выбора и самоопределения

поддержка личной и групповой ответственности при выполнении заданий

решение творческих задач, возможности для самостоятельной работы и создание ситуаций успеха на уроке

уважение личного достоинства каждого ученика и доброжелательная атмосфера

Максимально 100 баллов

По итогам проведенного урока и с учетом выполнения заданий заочного тура определяются 15 конкурсантов для продолжения конкурсных испытаний. Логичным представляется баланс баллов – 100 баллов за 3 заочных задания и 100 баллов за проведенный урок с его самоанализом и ответами на вопросы членов жюри. Таким образом, в число 15 лучших педагогов попадают учителя, не только владеющие содержанием своего предмета и методикой преподавания, но и понимающие тенденции изменений, происходящих в обществе и системе образования, умеющие выражать собственное отношение, занимающие конструктивную позицию, видящие пути дальнейшего развития образования.

От урока логичен переход к следующему конкурсному заданию – «Мастер-класс». Его целью является демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания. Уточнен формат работы – публичная индивидуальная демонстрация на сцене способов трансляции образовательных технологий (методов, эффективных приемов и др.). Регламент: на выступление конкурсанта – до 20 мин., на вопросы жюри и ответы участника – до 5 мин. Важным является сбалансированное сочетание работы с фокус-группой (участники на сцене), аудиторией и представление собственного опыта.

Критерии оценки конкурсного задания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность, коммуникативная культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, рефлексивная культура, метапредметность и универсальность подходов, развивающий характер и результативность, информационная и языковая культура, проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся. Каждый критерий имеет 5 показателей, которые оцениваются в 2 балла. Общий максимальный балл – 100. Информационная и языковая культура выделена в особый критерий по рекомендациям экспертов в 2014 году, отметивших проблемы владения грамотной речью и корректного использования понятийного аппарата.

Конкурсное задание «Мастер-класс»

Актуальность и методическое обоснование

доказательство значимости методической проблемы для образования

убедительное и аргументированное методическое обоснование предлагаемых способов обучения

оригинальность и новизна методических приемов

технологичность и практическая применимость, внесение изменений в практику преподавания на основе требований ФГОС

разнообразие методических приемов

Творческий подход и импровизация

творческий подход, оригинальность решений и способность удивить

проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач

использование приемов театральной педагогики, артистизм

умение осмыслить и переработать имеющийся опыт

удачное сопровождение выступления (иллюстрации, компьютерная презентация, яркие примеры)

Исследовательская компетентность

демонстрация культуры организации и проведения исследования

способность выдвигать гипотезы и предположения, проводить проверку и обосновывать свои выводы

мониторинг индивидуальных достижений обучающихся

понимание разных подходов в педагогике к решению ряда теоретических и практических вопросов

использование сравнительных подходов в представлении педагогического опыта (сопоставление и использование лучших практик)

Коммуникативная культура

умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса

включение разных групп в работу и взаимодействие с аудиторией, использование вопросов для проверки понимания и конструктивного диалога

выстраивание эффективной обратной связи в педагогической деятельности и способность учителя задавать модель коммуникации

поддержка толерантного отношения к различным позициям, уважение различных точек зрения

владение культурными нормами и традициями (понимание и учет в своей педагогической практике социокультурных особенностей страны, региона и учащихся своей школы)

Рефлексивная культура

способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта (включение рефлексных компонентов)

умение оценить выбор методов и достигнутые результаты

осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте

осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания

адекватность оценки и рефлексии проведенного мастер-класса, точность ответов на вопросы

корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме

разнообразие источников информации и форм работы с образовательными ресурсами

удачная обработка и представление информации (структурирование, интерпретация, сравнение, обобщение)

грамотность речи

Ценностные ориентиры и воспитательная направленность

акцент на воспитательный эффект в педагогической деятельности

обращение внимания на ценностные ориентиры и ценностные аспекты учебного знания

поддержка уважение достоинства личности и толерантного отношения к культурным особенностям

педагогическая деятельность в области формирования ценностей морально-нравственной и гражданско-патриотической направленности

Метапредметность и универсальность подходов

разнообразие методического содержания и его метапредметный потенциал

доступность для понимания и конкретность (примеры, связь с практикой преподавания, опора на реальные ситуации)

системность и целесообразность использования метапредметных подходов

потенциал транслируемости педагогического опыта

Развивающий характер и результативность

развивающий характер преподавания и поддержка индивидуальности в образовании

опора на потенциал личностного развития обучающихся, самостоятельность и самореализацию

выдвижение планируемых результатов

учет разнообразных образовательных потребностей (в том числе и использование инклюзивного подхода)

разнообразие результатов (предметные, метапредметные, личностные)

Проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся

умение выявить и обосновать ключевую проблему (сформулировать проблему, темы для обсуждения или исследования)

конструктивность и видение путей решения проблем

выстраивание целеполагания (понимание целей, задач и ожидаемых результатов)

наличие количественных и качественных показателей достижения результата и проведение оценки результативности

планирование и подведение итогов (анализ и осмысление)

Максимум 100 баллов

Мастер-класс показывает методическое мастерство учителя, глубину понимания содержания своего предмета и общего контекста образования, умение донести свои мысли до коллег в яркой и доступной форме. Немалую роль играют способность к импровизации и умение удивить аудиторию, что показывает качество индивидуальных творческих находок, артистизм и коммуникационную культуру педагога.

На следующей ступени конкурсные задания проходят в формате групповой работы. «Педагогический совет» представляет собой дискуссию в группе из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент – до 45 минут. Ведущие «Педагогического совета» – абсолютные победители и/или победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» предыдущих лет. Целью этого задания является создание открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования. Критерии оценки конкурсного задания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.

Конкурсное задание «Педагогический совет»

Понимание проблемы

глубина понимания проблемы

умение четко и понятно сформулировать свою позицию по ключевой проблеме

связь высказываний с обсуждаемой темой

реалистичность предложений

умение отделять факты от мнений и рассматривать проблему объективно

Убедительность и аргументация позиции

понятность и конкретность занятой позиции

четкое и логичное выстраивание своего выступления

аргументированность и доказательность

признание возможности других взглядов и мнений по обсуждаемым вопросам

яркие примеры и образы, подкрепляющие высказывания

Взаимодействие и коммуникационная культура

сотрудничество и выстраивание взаимодействия со всеми участниками

умение формулировать вопросы и делать комментарии

культура ведение дискуссии

уважение других точек зрения, толерантное отношение к различиям

Творческий подход и оригинальность суждений

творческий подход и нестандартность предлагаемых решений

новизна и оригинальность суждений

умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме

яркий стиль и удачная манера общения

Информационная и языковая культура

педагогический кругозор и общая эрудиция

знание нормативно-правовой базы современного образования

понимание современных тенденций развития образования

Максимум 50 баллов

В данном задании конкурсанты демонстрируют свою способность видеть существующие проблемы, находить пути их решения, анализировать ситуацию и использовать имеющийся в образовании опыт. Акцент делается на вопросах школьной жизни, так как более общие темы образовательной политики затрагиваются в самом последнем конкурсном испытании.

Конкурсное задание «Образовательный проект». Впервые появившееся в 2014 году испытание получило высокую оценку экспертов и вызвало живой интерес у всех участников. Кроме того, проектная деятельность сегодня является магистральным направлением для развития всей системы образования России. Основная цель конкурсного задания – демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.

Внесены некоторые уточнения и пояснения в формат его проведения. Жребием определяются группы из 5 конкурсантов, каждая из которых в течение 15 минут проводит обсуждение и выбирает тему образовательного проекта. Участники распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов. Критерии оценки конкурсного задания: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта. Общая максимальная сумма баллов – 50, каждый из 5 критериев имеет 5 показателей, оцениваемых в 2 балла каждый. Критерии и показатели данного конкурсного задания показывают преемственность с предыдущими этапами конкурса и определяют ряд особенных компонентов, на которые будут обращать внимание члены жюри.

Исследовательская деятельность

продуманный и разносторонний анализ ситуации

видение разных проблем и понимание сути решаемой проблемы

продуманность и четкая последовательность плана действий

выстраивание целеполагания (умение ставить и осознавать цели, понимание ожидаемых результатов, соотнесение задач с поставленными целями)

Коммуникационная и языковая культура

выстраивание конструктивного взаимодействия в командной работе (умение слушать и слышать)

вовлеченность в разработку и представление проекта, умение осмыслить и переработать имеющийся опыт

культура речи и корректное использование понятийного аппарата

умение формулировать вопросы, делать комментарии и отвечать на поставленные вопросы

культура ведение дискуссии (уважение других точек зрения, понимание других точек зрения)

Актуальность и реалистичность решений

доказательство значимости проблемы проекта для образования

видение разных путей их решения проблемы, обоснование гипотезы и аргументированность выбора решения

видение путей эффективного решения существующих проблем и значимости решений для образования

реалистичность ресурсного обеспечения и минимизация возможных рисков

возможность распространения и внедрения проекта в образовательную практику, потенциал тиражирования

объективность и наглядность достижения поставленных целей и выполнения задач проекта

прогнозируемость результатов, соотнесение достигнутых и планируемых результатов

конкретность и продуктивность деятельности (продукты и эффекты проекта)

использование сравнительных подходов в разработке и представлении образовательного проекта (сопоставление и использование лучших практик)

эффектность, наглядность и культура представления проекта

Творчество и оригинальность в представлении проекта

нестандартность и оригинальность идей и предложений

инициативность и ответственность при выполнении задач образовательного проекта

адекватность оценки и самооценки деятельности и результатов проекта, способность к внесению корректив

проявление творчества, индивидуальности и яркий стиль представления проекта

Участие в разработке проекта потребует не только проявления каждым педагогам своих творческих способностей и индивидуальности, но и умение работать в команде, ответственно выполнять поставленные задачи, договариваться и конструктивно взаимодействовать. По итогам данного конкурса определяются 5 победителей, которые будут участвовать в «Круглом столе образовательных политиков». В его ходе каждый сможет раскрыть потенциал лидерских качеств, продемонстрировать понимание стратегических направлений развития образования и представить педагогической общественности собственное видение конструктивных решений существующих проблем. Критерии данного конкурсного задания претерпели незначительную корректировку и включают 5 следующих позиций: информированность и понимание тенденций развития образования, масштабность и нестандартность суждений, аргументированность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, наличие ценностных ориентиров и личная позиция. К каждому из критериев разработано по 5 показателей. А общая оценка задания – 25 баллов.

Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков»

Информированность и понимание тенденций развития образования

понимание проблем развития образования (разносторонность взглядов и широта педагогического кругозора)

понимание теоретических и практических аспектов образования, умение критически осмысливать достижения науки и практики

включение сравнительных подходов в обсуждение вопросов образовательной политики (опора на международный и отечественный педагогический опыт)

разнообразие используемой информации, умение выделять главное и отделять факты от мнений

видение и оценка современных мировых и отечественных тенденций в развитии образования

Масштабность и нестандартность суждений

нестандартность, оригинальность идей и предложений (проявление индивидуальности и заинтересованности)

умение видеть новые стороны в обсуждаемых вопросах (творческий подход и способность удивить)

акцентирование внимания на актуальные вопросы развития образования и знание нормативно-правовой базы современного образования

демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем

обращение внимания на вызовы времени и запросы социума

Аргументированность и конструктивность предложений

способность видеть конструктивные и реалистичные пути решения имеющихся проблем

реалистичность и последовательность предложений, возможность их использования в педагогической практике

убедительность, последовательность и четкость изложения собственной позиции (конкретность и обоснованность)

понимание смысла педагогической деятельности и демонстрация навыков конструктивного диалога

умение формулировать вопросы и делать комментарии по рассматриваемым темам

уважение других точек зрения и толерантное отношение к различным позициям

понимание обсуждаемых вопросов, логичность изложения своих взглядов и демонстрация способности к обобщению

убедительность, наглядность и четкость в представлении своей позиции

Наличие ценностных ориентиров и личная позиция

понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции

постановка воспитательных целей и понимание воспитательных эффектов педагогической деятельности

обращение внимание на индивидуальные запросы и интересы обучающихся, создание возможностей для инклюзивного образования, поддержка безопасного поведения и формирования культуры здорового образа жизни

раскрытие потенциала лидерских качеств, проявление творчества и индивидуальности

обращение внимания на формирование гражданской позиции в системе образования

Таким образом, можно сделать вывод, что на следующем этапе развития модель конкурса «Учитель года России» приобрела устойчивость, преемственность между заочным и очными турами, открытость и понятность критериальной базы, опору на полный комплект нормативно-правовых требований в области развития образования.

Авторы статьи:

Ирина Димова, кандидат педагогических наук;

Андрей Иоффе, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте