Формирование и совершенствование всех элементов педагогического мастерства, достижение уровня профессиональной компетентности возможно только в процессе саморазвития личности учителя – обязательной составляющей современного образования.
Саморазвитие педагога – непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.
Сетевое взаимодействие возможно при определенных условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство; инструменты, создающие условия для сетевого взаимодействия.
Модель сетевого взаимодействия победителей профессиональных конкурсов
Целью представленной модели является создание среды, в которой участники профессиональных конкурсов смогут продолжать профессиональное общение, обмениваться опытом, обсуждать актуальные темы.
Модель основывается на теории обмена и предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сообщества.
Сетевое взаимодействие в рамках представляемой модели даст эффект при наличии у каждого из участников сообщества некоторого качественного ресурса; добровольном распределении направлений между участниками для более глубокого изучения, прорабатывания определенных направлений и создания качественного ресурса. Одним из важных компонентом в данной модели является формировании общесетевого ресурса для взаимодействия победителей профессиональных конкурсов.
Концептуальные подходы формирования модели сетевого взаимодействия
Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети – победителей профессиональных конкурсов.
Сообщество должно подчиняться следующим принципам:
принцип добровольности и независимости участников;
принцип открытости действий, результатов, проблем, информации;
обмен участников сетевого образовательного сообщества методическими материалами, результатами инновационной деятельности и т.п.;
принцип взаимоподдержки – передача опыта и консультирование;
принцип соблюдения интеллектуальной собственности;
принцип соблюдения этических норм и правил взаимодействия.
В формируемом сетевом сообществе выделяются следующие процессы: функционирования, развития, управления. Общеизвестно, что необходимость в управлении появляется тогда, когда требуется организовать взаимодействие участников сообщества. В данной модели это осуществляет координационный совет.
Сущность управления координационного совета заключается в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным. Координационный совет формируется их участников сообщества на добровольной основе. Ключевыми функциями является экспертная деятельность, организация сетевых мероприятий, поиск возможности открытия наработок участников конкурса для сообщества педагогов в целом. Координаторы имеют технические возможности для проведения и организации сетевого взаимодействия в рамках имеющейся информационной среды (сайт, портал, система ДО и т.п).
Участники сообщества имеют возможность участвовать в мероприятиях, обсуждениях, проводить консультирование, размещать материалы и выносить предложения по проведению тех или иных мероприятия, обсуждению актуальных тем, совершенствованию работы сообщества. Все участники являются зарегистрированными пользователями в информационной среде.
Это позволит:
распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
опираться на инициативу каждого конкретного участника;
осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
Формы сетевого взаимодействия победителей профессионального конкурса
Тренинги для выявления уровня потребностей и проведение опросов
Средства для разработки портфолио и создания продуктов деятельности: облачные технологии, многообразие сервисов Web 2.0
Диалог и дискуссия в имеющейся информационной среде
Мероприятия для организации рефлексии
Используемые педагогические технологии и методы
Информационно-коммуникационные технологии
Интерактивные технологии
Технология критического мышления
Активные методы обучения
Критерии оценки работы сетевого сообщества:
рост числа активных участников;
количество обсуждаемых тем и их сменяемость;
разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сообщества (информационная, методическая, консультативная, экспертно-аналитическая);
публикация методических разработок;
взаимодействие участников сообщества в целях разработки современных образовательных ресурсов;
самоутверждение, самореализация и саморазвитие участников сообщества;
информационно-коммуникативная деятельность сообщества (обсуждение педагогической информации на форуме);
информирование о деятельности сообщества;
информирование о внешних событиях по тематике сообщества.
Инструменты для организации сетевого взаимодействия
Информационная среда, как говорилось ранее может быть технически реализована с помощью сервисов Google и/или Microsoft, которые экономически рентабильны и доступны участником сообщества.
Среда включает в себя:
сайт,
сервисы, позволяющие поддерживать как индивидуальное, так и групповое взаимодействие,
возможность использования персональные действия участников (записи мыслей, заметки и аннотирование, комментирование сообщений и текстов, размещение файлов),
возможности совместной работы как в рамках сайта, так и в отдельном документе (презентации и т.д.),
сервисы для коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум, конференции, вебинары).
Мониторинг и оценка результатов
Оценивать эффективность работы сетевого сообщества можно по следующим показателям:
100% выполнение запланированных мероприятий;
позитивная обратная связь со стороны участников проекта (по результатам опроса);
вовлечение и участие педагогов в деятельность сообщества, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности;
деятельность педагогов в инновационном режиме;
охват специалистов, оказание им методической и психологической помощи.
Представленная модель сетевого сообщества участников профессиональных конкурсов обладает самостоятельной ценностью. В ходе сетевого взаимодействия ее участники сталкиваются с серьезными разноплановыми проблемами. Решая эти проблемы, участники сотрудничают, конкурируют, что можно рассматривать как стимул к саморазвитию, повышению уровня квалификации, а следовательно, качества образования в целом.
Об авторе
Гаврыш Светлана Васильевна, эксперт и тьютор программы Intel “Обучение для будущего”, методист отдела дистанционных образовательных технологий ГАУ ДПОС “СОИРО”
Источники
1. Хабарова И.В. Создание профессионального сообщества и его организация. [Электронный ресурс] URL. http://anglyaz.ru/katalogstatey/425-sosdsetsoob.html (дата обращения: 09.11.2014)
2. [Электронный ресурс] URL. http://www.akipkro.ru/hsch/lopuga_set.htm (дата обращения: 09.11.2014)
3. [Электронный ресурс] URL.http://udsu.ru/official/networking_education (дата обращения: 09.11.2014)
(дата обращения: 09.12014) (дата обращения: 09.12014)
Комментарии