search
main
0

Модель-2015. Звучать в унисон со временем

Четверть века пройдена. Перешагнув двадцатипятилетний рубеж, «Учитель года» продолжает свое шествие в новую жизнь, набирает обороты, приобретает важные очертания будущего нашей школы. История конкурса, как и история жизни замечательных людей, достойна описания. И когда-нибудь такая книга непременно появится. Ведь главы к ней уже есть, написаны на страницах «УГ», с которой и начиналась вся эта большая конкурсная эпопея. Продолжается она и по сей день. Помня завет Экзюпери о том, что нам необходимо быть в ответе за тех, кого приручаем, мы вновь, переведя дыхание после юбилейного конкурса прошлого года, даем старт вместе с нашими соучредителями – Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования – финалу Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015», который пройдет в Казани в конце сентября. Что ожидает конкурсантов? Какие новые акценты и детали нужно уяснить уже сейчас, чтобы лучше подготовиться к конкурсным испытаниям?

Прежде чем представить их, заметим, что главные смыслы и ценности, приоритеты и сверхзадачи конкурсной идеи, которую выдвинули наши коллеги – журналисты «УГ» в 1989 году, когда они предложили педагогическому сообществу проведение в стране профессионального конкурса и сформулировали это в первом положении, опубликованном в газете, остаются незыблемыми: конкурс открывает и поощряет учителя-профессионала, интеллигента, гуманиста, человека глубокого, с широким мышлением и активной гражданской позицией, личность, обладающую высокой культурой, интеллектом, педагогическим талантом, педагога, владеющего не только своим предметом, но и искусством общения с детьми и коллегами, родителями… Для «УГ» как первого организатора конкурса и на правах авторства идеи, как разработчика самих концепций и подходов, меняющихся в разные годы, по-прежнему главным стержнем конкурса остается педагогика достоинства, свободной личности, сотрудничества и творчества. Разумеется, профессиональный учительский конкурс должен звучать в унисон со временем, в котором мы живем, и с переменами, происходящими вокруг нас. Оставаясь живым, открытым образовательным процессом, пространством педагогического творчества.Модель-2015Апробированная в 2014 году новая модель профессионального конкурса «Учитель года России» не вызвала принципиальных возражений ни у экспертов, ни в рядах конкурсантов, ни среди представителей широкой педагогической общественности. Более того, 90% лауреатов, которые испытали на себе действие всей модели, утверждают, что она удобна, логична, отвечает требованиям новых реалий в образовании, включает оптимальное количество очного и заочного туров, создает условия для максимально комфортного и естественного профессионально-личностного роста, предусматривает стратегию испытаний от теоретических размышлений и отстаивания педагогической позиции до конкретных действий… Проведенное социологическое исследование показало, что на сегодняшний день найден баланс общего количества конкурсных заданий, соотношения заочного и очного этапов, разнообразия и структурированности элементов профессионального мастерства педагога. Логично выстраивается связь конкурса с государственной политикой в области образования, при этом нисколько не снижается его общественное звучание, социокультурная роль.В основании модели профессионального конкурса «Учитель года России» находится нормативно-правовая база современной системы образования: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты и Профессиональный стандарт педагога. В конкурсных заданиях отражены такие акценты современных изменений образовательной политики, как требование к четкому целеполаганию, ориентация на развитие компетентности обучающихся в области выделения ключевых проблем и умения находить способы их решения, получение опыта планирования и моделирования в образовании, проведение оценивания и рефлексивного анализа. Эти важные элементы организационной культуры стали органической частью новой системы конкурсного отбора лучших учителей страны.Восемь конкурсных заданий имеют преемственность между собой в рамках различных этапов и могут быть представлены в виде логических звеньев, объединяющих заочный и очный этапы конкурса. Внутренне и опосредованно связаны между собой, например, задания «Интернет-ресурс» и «Образовательный проект» (от проектирования собственного образовательного интернет-ресурса каждым участником к работе над образовательным проектом в рамках командной задачи для пяти участников группы). Прямая связь наблюдается в цепочке «методический семинар – урок – мастер-класс», когда от теоретического осмысления индивидуального педагогического опыта в области применения эффективных методов и приемов преподавания учитель переходит к практике реализации всего этого на конкурсном уроке, а далее демонстрирует свой опыт перед широкой аудиторией. Эссе (творческая работа) имеет логическое продолжение на «Уроке». Здесь учитель проходит свой путь от письменных размышлений о сути своей педагогической деятельности до представления своих идей в рамках урока, являющегося основной структурной единицей системы преподавания. «Педагогический совет» – «Круглый стол» также близки по сути: от обсуждения конкретных проблем жизни школы учитель идет к более глобальным темам, становится участником дискуссии более высокого уровня – образовательная политика в стране, обобщение и выделение магистральных направлений развития.Точнее расчет, гласит народная мудрость, крепче дружба. Так и на конкурсе: точнее критерии, больше объективности в оценивании. В 2015 году сохранился формат конкурсных заданий, но произошли значительные корректировки в критериях их оценки. Мы не забыли внимательно изучить серьезный документ. На основе приказа Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550) в оценке заданий конкурса «Учитель года России-2015» отражены следующие четыре направления трудовых функций: «Общепедагогическая функция. Обучение» (в первую очередь связано с информированием и компетентностью работы с информацией), «Воспитательная деятельность» (ценностные ориентиры), «Развивающая деятельность» (методическое мастерство) и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ» (исследовательская и организационная культура). Критерии и показатели оценки каждого конкурсного задания учитывают все четыре перечисленные функции в той или иной их комбинации. Это позволит обеспечить логичность перехода конкурсантов от одного задания к другому, системность и преемственность этапов профессионального конкурса педагогов.Значимыми являются требования к социально-педагогической эффективности образовательной деятельности (профессиональные и общественные). Объединяет все конкурсные задания система единых подходов, которые базируются на ряде общих принципов организации профессионального конкурса педагогов:- открытость и прозрачность (максимальное количество выложенных в Сеть материалов, интернет-трансляции, заранее определенные четкие критерии и показатели);- коммуникация (умение работать в команде, общение конкурсантов с аудиторией, требования к коммуникативной культуре в большинстве конкурсных заданий);- информационная и организационная культура (особый акцент на целеполагание, понимание своих действий, широкий кругозор и использование различных источников информации);- проектирование (выстраивание алгоритмов, планирование, моделирование, понимание ожидаемых результатов);- оригинальность, новизна и поддержка творчества (нестандартность мышления, преодоление стереотипов и шаблонов, проявление индивидуальности);- развивающий характер образования (поддержка самостоятельности и результативности в образовании, учет индивидуальных траекторий, в том числе в рамках инклюзивных подходов и работы с одаренными детьми);- воспитательные акценты и ценностные ориентиры в образовательной деятельности (личностные и мировоззренческие эффекты педагогической деятельности).На основе перечисленных принципов приняты четкие и целесообразные критерии каждого конкурсного задания, имеющие равнозначную ценность и охватывающие все направления педагогической деятельности в определенной области. Каждый критерий содержит от 3 до 7 показателей, позволяющих делать объективные, обоснованные и прозрачные экспертные заключения по итогам выступления каждого конкурсанта. Последовательность критериев и показателей не имеет принципиального значения. Были учтены замечания о том, что в выделенных показателях должны быть система критериальной базы и четкость. Этот подход стал основой внесения корректив в оценивание конкурсных заданий.Виртуально-реальное портфолио: конкурсные задания заочного тураВ 2015 году остается три типа конкурсных заданий с тем же распределением баллов по каждому из них – «Интернет-ресурс», «Методический семинар» и «Я – учитель». В каждом из них скорректированы критерии, а также выделены конкретные показатели.В современном мире умение не только пользоваться электронными ресурсами, но и участвовать в создании виртуальной образовательной среды признается важной характеристикой успешной педагогической деятельности. Поэтому конкурсное задание «Интернет-ресурс» не только определяет владение педагога компетентностью в области ИКТ, но и его способность быть востребованным в широких массах профессиональной общественности, привлекать внимание и вызывать интерес к своим наработкам и идеям. Виртуально это сделать подчас более сложно, чем в прямом общении. Поэтому здесь проявляется комплекс преподавательских качеств как в технической грамотности, так и в содержательном отборе актуального материала.Для оценки сформулировано 5 критериев, в каждом из которых содержится по 7 показателей (всего 35 показателей, что соответствует максимальному количеству баллов в данном конкурсном задании). Учтены значимые для образовательного ресурса требования – грамотная и корректная работа с информацией, актуальность и регулярность обновлений, удобство в пользовании, наличие коммуникации с пользователями и удачный дизайн. Показатели помогут каждому конкурсанту обратить внимание на структурирование своих материалов в электронном формате, а также провести самооценку.​Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук; Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте