В конце января в подмосковном Литвинове состоялся мобильный семинар. Сюда приехали 42 участника из тридцати регионов России. Среди них директора центров гражданского образования, учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, методисты общественных дисциплин региональных институтов повышения квалификации; представители общественных и правозащитных организаций, директора школ и т.д. Мобильный семинар – это особый вид семинарских занятий, который, естественно, включает подвижность состава групп, смену аудиторий, тренеров, форм и методов их проведения. И то, что на них дается концентрированный объем знаний, новых приемов, которые потом уже сами слушатели, вернувшись в свои регионы, подпитывают собственными наработками, идеями, примерами, новыми поворотами тем. Участники такого семинара получают заряд, закваску, которая поднимает их на творчество в дальнейшей своей работе, на новаторское проведение своих семинаров.
В Литвиново приехали разные по степени подготовки люди и по своей роли, своей причастности к гражданскому образованию. Это и те, кто уже почти полтора десятка лет занимается воспитанием и обучением будущих граждан, и те, кто совсем недавно вступил на эту ответственную и нелегкую стезю, и те, кто, не работая в школе, другими способами помогает становлению у нас демократического общества. И забегая вперед, можно сказать, что все три категории участников получили для себя ожидаемое. Среди участников немало было таких, кто сам решил стать тренером. Все занятия строились так, чтобы внимание, включенность в общее исследование проблемы слушателей не ослабевали в течение всего дня. Этому, естественно, способствовали и интерактивные методики.
В ходе семинара его участники получили достаточное количество нужной для них информации. В том числе о том, что нового в дальнейшем развитии гражданского образования. Об этом говорил директор партнерства «Сивитас-Россия» Евгений Беляков. Он подробно рассказал об истории создания и дальнейшем развитии партнерства, о программе «Мозаика», которая позволяет включать в уроки сравнительные компоненты. Она способствует установлению прямых контактов между странами, между учителями. Многие впервые услышали о программе по повышению преподавательского потенциала для вузов и ИПК, инициатором и разработчиком которой стал Санкт-Петербургский институт права имени принца П.Г.Ольденбургского. В ней уже согласились участвовать шесть регионов.
Первый вице-президент Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» Наталия Воскресенская сообщила об учебных пособиях, изданных за последние годы этой организацией.
Сами занятия проходили в двух группах. Один из организаторов и ведущий занятий, заместитель директора партнерства «Сивитас-Россия» Андрей Иоффе провел с будущими тренерами урок на тему «Гражданское образование». Сначала было предложено перечислить понятия, которые выражают его суть. Были названы: гражданская позиция, гражданское общество, права, гражданин, свободы, обязанности, ценности, адекватность, выбор, политическое участие, личность, ответственность.
Группа была разделена на четыре малые. Каждая должна была выбрать из этого перечня ключевое для себя слово. Одна выбрала понятие «гражданское общество», изобразив его в форме дерева. Корни дерева – гражданское общество, ветви с одной стороны – живые, каждая символизирует одно из понятий – права, политическая свобода, политическая активность, гражданская позиция, свободная личность – они «растут» при демократии, а на другой стороне дерева засохшие ветви, на которых должны были разместиться эти составляющие гражданское общество, но их погубил тоталитаризм.
Другими ключевыми словами для малых групп стали: «гражданин», «права», «личность». Членам жюри предстояло оценивать работу каждой по следующим критериям: оригинальность и содержательность наглядного пособия (рисунка, схемы) по ключевому слову, логичность доказательств, актуальность (связь с сегодняшним днем). Кроме жюри, каждая малая группа смогла высказать свое мнение по поводу работы остальных.
Подобного рода занятия, как рекомендовал Андрей Иоффе, можно использовать на занятиях по любой теме, в том числе и на уроках истории. Скажем, при обсуждении причин Второй мировой войны. При этом нужно показать ученикам, что все перечисленные понятия важны.
Все участники семинара в самом начале были поделены на две большие группы с красивыми названиями: «Лотос» и «Лилия». И в первый же день при церемонии знакомства каждый, представляясь, называл имя, регион, который он представляет, а также придуманный себе символ. Удивительно, но многие своим символом назвали солнце. Первое занятие с группой «Лотос» провела Наталия Воскресенская. Были рассмотрены формы и модели гражданского образования.
Вначале слушатели получили интересную информацию о развитии гражданского образования в мире, о том, что особо ускоренными темпами оно продвигается в странах, вступивших на путь демократии. Во всем мире идет движение за создание стандартов, в том числе и по общественным дисциплинам, это поможет определить содержательные рамки.
Что еще влияет на содержание образования? Слушатели называют: общественные ценности, образовательные сообщества, государство. У нас здесь по-прежнему государство на первом месте, хотя и есть некоторый перевес со стороны общественного влияния, а также родители и сами ученики.
Что определяет содержание образования? В советской педагогике выделялись три сферы: знания, умения и навыки, потом добавились интеллектуальные умения и эмоциональная сфера. Конкретно в гражданское образование входят: гражданские знания, гражданские умения, навыки, ценностные установки, а также навыки участия в реальной жизни.
Слушатели подметили особенности гражданского образования в нашей стране. Это прежде всего разрыв между знаниями и навыками: «У нас сама жизнь не создает стереотипов поведения». «Мы мало говорим о тех проблемах, которые возникают у ребенка, изучающего граждановедение. В школе он узнает одно, а в жизни происходит другое». «Необходимо формировать гражданские умения». В результате обсуждения пришли к выводу: увязывать знания и умения на уроках и во внешкольной деятельности детей. И еще необходимо создание в школах правового пространства, которое есть у Тубельского и в школах Красноярска, а также участие в социальных проектах.
Были перечислены подходы к гражданскому образованию: ситуативный подход (анализ ситуации); правовой подход (знание законов, умение ими пользоваться); политологический подход (изучение государственного устройства, избирательных систем); общественный подход (система знаний об обществе).
В какой степени нужно развивать гражданское образование в странах с давно установившейся демократией? Учащихся и там необходимо знакомить с демократическими ценностями, тем более что демократический процесс постоянно развивается. Во Франции и Германии граждановедение преподается давно. В Англии с 2002 года. Там бизнес, гражданское общество и родители требуют усиления гражданского воспитания и обучения. Им нужна свободная личность. В тоталитарном обществе человек – винтик, от него ничего не зависит. В демократическом – мыслящий и ответственный гражданин, готовый к сотрудничеству, а не к конфронтации. Слушатели на этом занятии успели обсудить такие важные для гражданского образования темы, как толерантность, честь и достоинство, а еще самоограничение. Последнему дано следующее определение: это собственное ограничение своей свободы, чтобы не нарушать свободы другого. И еще каждому нужно заниматься самоидентификацией в современном мире, чтобы не утратить собственной индивидуальности. Наталия Михайловна подчеркнула, что содержательное наполнение этих компонентов может меняться с течением времени.
Для слушателей было важно исследовать такую проблему: чему учить детей и что прежде всего развивать у них на уроках по граждановедческим дисциплинам. Заведующий кафедрой истории Пермского педуниверситета Андрей Суслов считает, что главная цель гражданского образования – работа с ценностями и гражданскими качествами.
Были определены модели гражданского образования: предметная, институциональная, проектная (разработка школьниками социальных проектов). Какая модель наиболее эффективна? Лучше использовать все три. Полина Даминова, директор школы из Новоуральска, добавила: детей надо учить ответственно делать самостоятельный выбор.
Глубоко познавательным получился урок на тему «Избирательные системы», который провел директор финансово-экономического лицея №29 в г. Пенза Константин Уланов. Он прошел в форме мозаики (сравнительной характеристики). Интрига проблемы заключалась в том, что Константин Николаевич сам участвовал в выборах в городскую Думу как кандидат в депутаты. Он подробно рассказал о своих впечатлениях. Какие качества необходимы, чтобы проявить себя во время избирательной кампании? Умение вести полемику, артистизм, ораторские данные, умение завоевывать аудиторию, хорошее здоровье, поддержка со стороны политических кругов.
Участие избирателей в голосовании – право или обязанность? У нас это воспринимается только как право. В Бельгии, скажем, еще и обязанность. За неучастие в выборах полагается штраф.
Были рассмотрены достоинства и недостатки пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Затем проведена ролевая игра «Политические дебаты и выборы». Участники игры: ведущий дебатов, доверенные лица, кандидаты от партий, представители от СМИ, избирательная комиссия. Группа разделилась на малые группы по названию известных российских партий. Кандидаты выступили со своими предвыборными программами. Разумеется, был при этом учтен личный опыт Константина Уланова.
В конце каждого дня занятий подводились своеобразные итоги: анализ анкет слушателей, их устные замечания и пожелания, высказывания тренеров и организаторов семинара. Средний балл работы тренеров и организаторов оценивался по 10-балльной шкале. Самую высокую оценку получила организация семинара – 9,86; возможность применения предложенных методов и содержания занятий определена в 9,43; установление коммуникации между преподавателями и участниками – 9,67, степень заинтересованности и включенности участников семинара во время занятий – 9,36 балла.
Вот некоторые отзывы участников семинара. Полина Даминова, директор школы г. Новоуральска:
– Считаю, что цели и задачи, которые ставили преподаватели, тренеры, были достигнуты. То, чего я сама ожидала от семинара, получено мною в полной мере. Считаю особо удачным подбор аудитории. Это и учителя, и преподаватели вузов, и представители общественных организаций, работники органов управления образованием. Когда за стол обсуждения граждановедческих проблем садятся люди, связанные с разными направлениями, но имеющие отношение к становлению гражданского общества, к продвижению демократии, кажется, что все лучшее, что они знают в этой области, объединяется и появляются совместные интересные находки.
Понравился общий настрой. Ощущалось, что сюда приехали подготовленные, увлеченные люди. Не было случайных. У всех уже есть свои определенные знания, умения, навыки, поэтому вся работа, которая проходила на семинаре, велась с одинаковой целью: познакомиться с гораздо большим количеством идей, мнений, которые существуют, и все это работало на общий положительный результат.
С помощью активных методов слушатели постоянно были максимально вовлечены в обсуждение, поиски совместных решений. Все занятия, как мне показалось, были подготовлены и проведены на самом высоком уровне.
Очень хорошо, что собравшиеся пытались передать другим все лучшее, что было накоплено по нашим проблемам в регионах. Кто-то привез с собой презентацию пособия, проекта, кто-то показал мастер-класс. Руководители семинара нашли возможность предоставить им аудиторию. Самое главное, что эти люди, приехавшие в Литвиново, у себя на местах способствуют развитию демократических принципов и идей. И круг таких единомышленников становится все шире.
Я тоже занимаюсь гражданским образованием не первый год, и тем не менее здесь нашла для себя немало интересного и в смысле содержания, и в смысле новизны приемов, или же увидела использование уже известного метода в новом ракурсе. Это высокий уровень самих тренеров. Только что приехавший из Санкт-Петербурга Аркадий Гутников, узнав, что через несколько минут ему придется проводить занятие совсем с иной по составу аудиторией, нежели он ожидал, тут же перестроился и провел урок тем не менее на очень высоком уровне.
На таких семинарах получаешь не только дополнительные знания, но и дополнительную энергию, приобретаешь новых друзей. Усиливается желание работать с большей отдачей.
Понравилось, что каждое занятие разбиралось методически. Организаторы семинара время от времени делали остановку, чтобы выяснить, что нашло отклик, а что можно было сделать по-другому. Это была действительно учеба.
Наиболее яркие отзывы других слушателей:
«Семинар активизирует, дает возможность переосмыслить свою деятельность». «Больше всего мне понравились атмосфера, стиль, манера и методика проведения занятий. У меня появились мысли о том, как с применением подобных методик можно провести занятия с детьми, разъяснить им сложные вещи на простых примерах».
Для дальнейшего развития гражданского образования в России партнерству «Сивитас-Россия» были сделаны конкретные предложения, в частности: организовать конкурс методических материалов, создаваемых в области гражданского образования для публикации их в сборниках; провести семинары для административных работников, поддержать региональные конференции по гражданскому образованию.
Комментарии