Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мобильный семинар. Когда одни управляют другими во благо последних

Учительская газета, №45 от 9 ноября 2004. Читать номер
Автор:

Английские специалисты подчеркивают, что у них в стране правительственные органы регулярно устанавливают так называемую официальную бедность. В зависимости от нее обычно устанавливается черта бедности.

– «эксперты по образованию в нацистской Германии» (дидактический материал: урок нацистской идеологии, сочинение).

Окончание. Начало в № 44

Вот как это делается (cм. таблицу).

Редакционный комментарий к таблице

«Говоря о бедности, люди придерживаются нескольких позиций. Бедность все еще широко распространена в этой стране. Ее нельзя объяснить только ленью. Конечно, без бедных общество станет богаче. Но согласимся, что сегодня бедность – менее распространенное явление, чем 50 лет назад. Так рассуждает обычный человек».

Иначе думает профессор Питер Таунсенд. В своей книге «Бедность в Англии» он утверждает, что 25% англичан живут в реальной бедности или около нее. Почти 50% постоянно в страхе из-за нее. Лишь немногие могут надеяться избежать печального опыта бедности на некоторое время в течение своей жизни. Причину он видит в капитализме. Возможно, политические пристрастия автора диктуют его расчеты, ибо они во многом оторваны на его субъективном индексе относительной деприватизации. Как и все левые, он считает, что национальный пирог не может расти. Поэтому, чтобы помочь бедным, надо его перераспределить.

Задание: На основе анализа необходимо внести 2-3 предложения в программу социальной защиты, разрабатываемой аналитической группой.

Группа 2

Работа с текстом статьи Т. Коростиковой «Новые бедные в России». АиФ, №11. 1997г.

«Общество раскололось на две неравные части: аутсайдеров и маргиналов (60%) и состоятельных (20%). Еще 20% попало в группу с доходом от 100 до 1 000 долларов, то есть с десятикратной разницей на полюсах. Причем одни ее «обитатели» явно тяготеют к верхнему полюсу, а другие – к нижнему. Между ними – провал, «черная дыра». Таким образом, среднего класса – основы стабильности общества – у нас до сих пор нет.

Нам постоянно внушают – как работаем, так и живем… Так что нечего, как говорится, на зеркало пенять… Да, производительность труда у нас ниже, чем, скажем, у американцев. Но, по мнению академика Д. Львова, наша зарплата безобразно мала даже по отношению к нашей низкой производительности труда. У нас человек получает лишь 20% от заработанного (да и то с огромными задержками).

Выходит, что в пересчете на 1 доллар зарплаты наш средний рабочий выпускает в 3 раза больше продукции, чем американец. Ученые считают, что до тех пор, пока зарплата не будет зависеть от производительности труда, рассчитывать на то, что люди станут работать лучше, не приходится.

Какой стимул к труду может быть, например, у медицинской сестры, если на свою зарплату она может купить лишь месячный проездной?

Считается, что выжить помогают дополнительные заработки. Но, как показывают исследования, больше возможностей подработать у тех, кто имеет деньги, – высококвалифицированных специалистов, людей, занимающих высокое служебное положение.

Таким образом, дополнительные заработки не сглаживают, а увеличивают разрывы в доходах в 25 и более раз. Но даже своей мизерной зарплаты люди не видят месяцами. И это еще одна причина массового обнищания.

Задание: Почему почти половина населения оказалась за чертой бедности? Могут ли дополнительные заработки решить проблему бедности? Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы добиться социальной стабильности общества?

Группа 3

Работа с документом. Материалы симпозиума «Куда идет Россия?». «Знание – сила». 1997, №6.

Социальная политика: возможные варианты решения проблемы бедности.

В мире сложились различные варианты долгосрочной социальной политики.

Европейский: население платит высокие налоги, большая часть из них используется государством на различные социальные программы: поддержки малоимущих, многосемейных, строительства дешевого жилья и т.д. Уровень социальных расходов высокий.

Азиатский: азиатские «тигры» предпочитают не тратить почти ничего на социальную сферу, рассчитывая на терпение своего народа и его привычку жить скудно. Это позволяет вкладывать огромные средства в развитие производства, обеспечивая значительные темпы его годового прироста – 5-7%.

Латиноамериканский: многие страны региона встали на путь приватизации социальной сферы. Как это осуществляется на практике, рассмотрим на примере пенсионного обеспечения и организации образования. Часть зарплаты каждого работающего идет на накопительные счета частной страховой компании, однако гарантируются эти суммы от различных рисков государством. К выходу на пенсию большинство успевают накопить достаточно, чтобы содержать себя в старости. Что касается финансирования образования, то и здесь есть элементы рыночных отношений. В Чили, например, среднее школьное образование оплачивает государство. При этом каждый ребенок школьного возраста получает от государства ваучер и родители могут отдать его в любую школу по своему выбору. Школа в свою очередь финансируется в прямой зависимости от того, сколько она набирает ваучеров. Начинается конкуренция, что весьма благотворно сказывается на уровне образования.

Задание: Обсудите каждый из вариантов социальной политики, выявляя их достоинства и недостатки. Есть ли среди этих вариантов приемлемый в наших условиях? Обсудите свой выбор. Внесите 2-3 конкретных предложения для программы социальной защиты учащихся гимназии.

КОММЕНТАРИЙ: При обсуждении проблемы можно сообщить учащимся дополнительные сведения. На путь частичной приватизации социальной сферы становятся и некоторые европейские постсоциалистические страны, осознавшие неподъемность для себя нынешних социальных расходов: Польша, Венгрия, Словения, Латвия. Принципиальное решение перейти на систему накопительных счетов в пенсионном обеспечении принято в Казахстане. В нашей стране также рассматривается проект финансирования общеобразовательных школ на нормативно-подушевой основе (по расчетам авторов, порядка 3,2 млн. руб. в год на учащегося). Это позволит реализовать принцип «деньги на учеников» («Финансовые известия», 30 сен. 1997г.

Группа 4

Статьи 2 и 7 Конституции РФ 1993г.

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Задание: Что означает термин «достойная жизнь»? Кто вел и ведет «достойную» жизнь в России? Как вы понимаете словосочетание «свободное развитие человека»? Назовите гарантии социальной защиты. Какие из этих гарантий не соответствуют должному уровню, обеспечивающему безбедную жизнь? Когда усиливается маргинализация общества? О чем она свидетельствует? Что надо сделать, чтобы человек свободно развивался в нашем обществе? Можно ли избежать бедности и неравенства в обществе? Внесите 2-3 конкретных предложения для программы социальной защиты учащихся гимназии.

Тема «Образование

в современном мире»

(Интегрированный урок по обществознанию и истории в старшей школе)

Авторы: А. Гуляев, О. Стрелова.

В результате занятия учащиеся смогут:

получить представление о сложной структуре содержания общего образования и факторах, влияющих на иерархию его компонентов;

относиться к образованию как к ценности и важнейшему условию становления личности, формирования демократического общества, развития культуры;

анализировать источники под критическим и аксиологическим углом зрения;

формулировать оценочные выводы, участвовать в дискуссии, проявляя уважение к иным точкам зрения;

задуматься о качестве получаемого образования и необходимости непрерывного образования, самообразования.

Этап мотивации

Что после окончания школы забывается в первую очередь?

А что остается? Что в таком случае, кроме знаний, является существенным и актуальным в содержании образования?

Организация работы в группах

Раздается дидактический материал. Объясняется принцип работы с источниками и представления результатов.

Группа 1 – «эксперты по образованию в нацистской Германии» (дидактический материал: задача, расписание уроков).

Группа 2 – «эксперты по образованию в нацистской Германии» (дидактический материал: урок нацистской идеологии, сочинение).

Группы 3 и 4 – «эксперты по образованию в советской школе конца 20-х – нач. 30-х гг.» (дидактический материал: обучение грамоте, задачи).

Группа 5 – «эксперты по современному образованию» (дидактический материал: 2-3 интервью с людьми разного возраста и социального положения по вопросам).

Выступление представителей групп по примерному плану из вопросов к источнику.

Каждое выступление обобщается и подводится к выводу о том, какой компонент содержания образования акцентируется в том или ином историческом примере.

Обобщающая дискуссия по заданию и вопросам:

1. Проранжируйте по значимости компоненты содержания образования в XX и XXI веке.

2. Как вы оцениваете качество своего образования? Какие компоненты в нем, на ваш взгляд, преобладают?

3. Что вы считаете главным в своем образовании?

4. Какое образование вы хотели бы дать своим детям?

5. Может ли быть образование свободным от идеологии? Свое мнение обоснуйте.

Это примерные вопросы к дискуссии. На самом деле рассуждения учеников могут обозначить новые направления беседы, расставить иные акценты в обсуждаемой теме. Например, об идеологизации образования, модернизации образования, о сути и значимости творческой деятельности, об особенностях национальной и региональной системы образования, о мировых тенденциях в образовании, об образовательном пространстве конкретной школы и конкретного класса.

Приложение

Образование в современном мире

Содержание школьного образования в Германии (1933 – 1942 гг.).

Документ 1. Задача из немецкого учебника по математике для средней школы (1939 г.):

«Юнкерс» вылетает с грузом 12 дюжин бомб, каждая весом 10 кг. Самолет держит курс на Варшаву, центр мирового еврейства. Он бомбит этот город. При вылете с полной бомбовой нагрузкой и бензобаком, содержащим 1500 кг горючего, самолет весит 8 тонн. При возвращении самолета из своего крестового похода он все еще имеет 230 кг горючего. Каков собственный вес самолета?»

Вопросы:

1. Что необычного, по вашему мнению, в содержании школьной задачи по математике?

2. С чем связано ее появление в немецком учебнике 1939 г.?

3. Как вы считаете, имеет ли значение содержание задач для обучения математике? Если да, то какое?

4. Как вы считаете, имеет ли значение содержание задач и заданий по физике, биологии и т.п. для изучения этих предметов? Докажите свою точку зрения.

В расписании занятий в немецкой школе для девочек 1933-1942 годов значатся такие уроки: расовое учение, расовая гигиена, идеология.

Образование в современном мире

Документ 2. «Урок нацистской идеологии»

Идеология – это система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.

Начиная с 1933 г. еврейских детей планомерно изгоняют из немецких школ. На уроке по нацистской идеологии, во время которого подвергались унижениям ученики-евреи, на доске были слова: «Еврей – наш самый главный враг. Будьте бдительны с евреями!»

Вот свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ».

Хильма Геффен-Людомер из берлинского пригорода Рангсдорфа: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А многие соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя общаться с евреями».

Жительнице Нюрнберга Лоре Ганг-Зальхеймер, которой в 1933 г. исполнилось 11 лет, разрешили учиться в немецкой школе, потому что ее отец был ветераном Первой мировой войны. Но и ей не удалось избежать изоляции. «Мы с тобой не можем идти домой, – говорили дети-немцы. – Нельзя, чтобы нас видели вместе на улице».

«С каждым новым днем нацистского правления, – писала Марта Аппель, – пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие».

1. Что изучалось на уроках нацистской идеологии?

2. В тексте выделите слова, которые передают чувства еврейских детей на таких уроках и после них.

3. Как подобные уроки влияли на взаимоотношения учеников еврейской и нееврейской национальности?

Сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете «Дер Штюрмер»

К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже «творенья Божьи» и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей – это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего, – это белая кожа. Среди жителей южных островов бытует поговорка: «Белый – от Бога и черный – от Бога, а вот гибрид – от дьявола». Иисус сказал однажды евреям: «Ваш отец не Бог, а дьявол». У евреев есть порочная книга их законов – Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем. Уже при дворе Карла Великого командовали евреи, и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам. Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого.

В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам. Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких…

Хайль Гитлер!

Как вы думаете, какие учебные предметы в расписании немецких школ 1933-1942 гг. повлияли на антисемитские взгляды и убеждения школьницы?

Содержание школьного образования в СССР (1930-е гг.).

Документ 1. Советское образование 30-х гг.

Важнейшим направлением всей системы образования было формирование коммунистического мировоззрения, атеизма.

В 30-е гг. все девочки и мальчики с 8 лет должны были ходить в школу. При советской власти все школы стали государственными, назывались они «едиными трудовыми школами». Уроки проводились по расписанию, у всех детей в стране были одинаковые учебники. Особо поощрялись успехи в точных и естественных науках. Однако задачей школы было не только давать знания, но и воспитывать коммуниста, человека «будущего». Во всех классах обязательно висели портреты вождей мирового пролетариата и партийных руководителей, плакаты, антирелигиозные лозунги.

В 30-х гг. один урок продолжался 45 мин. Каждый был посвящен определенной теме, и изменить ее учитель не мог. Кроме того, на любом уроке учитель обязательно объяснял детям, что Бога нет, рассказывал о революции, руководителях партии, борьбе пролетариата. Чтобы ученики лучше усваивали материал, их водили на фабрики, заводы, в музеи, в кино. Самое пристальное внимание уделялось урокам математики, физики, биологии. Над теми, кто получал плохие оценки, одноклассники брали шефство. Каждую четверть дети составляли «ударные обязательства», где обещали хорошо учиться и примерно себя вести.

1. Какие учебные предметы были главными в советской школе 30-х гг.? Почему?

2. Как выглядели школьные классы? Какую образовательную нагрузку несли портреты вождей мирового пролетариата и партийных руководителей, висевшие в каждом классе?

3. На плакате, изображенном на иллюстрации, можно разобрать незаконченный лозунг: «Будем учиться и работать под…». Закончите его самостоятельно. Обоснуйте свое мнение.

4. Попробуйте самостоятельно придумать несколько подобных плакатов с лозунгами. Если бы ваши плакаты и лозунги висели в советских школьных классах, какие идеи они бы отражали?

Документ 2. Задачи из советского учебника по математике для младшей школы (30-е гг.).

Младшая школа

1) В деревне 90 домов. В 10 из них живет беднота, которая получает поддержку от комитета крестьянской взаимопомощи. Сколько домов не пользуется этой помощью?

2) В больнице лежали 32 больных дизентерией. Из них 30 выздоровели, а остальные умерли. Сколько больных умерло?

3) 1 Мая впереди сельской процессии шла школа. Шестеро из учащихся несли школьное знамя и плакаты с надписями (лозунгами). За ними правильными рядами шли 80 их товарищей. Сколько было всего детей в процессии?

4) В детском доме было 30 детей крестьян, 40 детей рабочих и 10 детей служащих. Сколько всего детей воспитывалось в детском доме?

1. Что необычного, по вашему мнению, в содержании школьных задач по математике? С чем связано их появление в школьном учебнике математики?

2. Подумайте, какие мысли и чувства у учеников рождали подобные задачи? Попробуйте оценить воспитательный эффект этих задач?

3. Как вы считаете, имеет ли значение содержание задач для обучения математике (физике, биологии и т.д.)? Если да, то какое?

Содержание школьного образования в СССР (1930 – 50-е гг.).

Документ 3. Задачи из советского учебника по математике для средней школы (30-е гг.).

Средняя школа

1) На 1 октября 1928 г. в СССР было в наличности 15523 паровоза. За пятилетку должно прибавиться 4617 паровозов, а будет исключено из инвентаря 1297 паровозов. Сколько паровозов будет в наличности к концу пятилетки?

2) В одном из совхозов ударница-трактористка засевала в день 26 га против предельной нормы 22 га. На сколько процентов была превышена норма?

3) В ноябре 1929 г. в САСШ (Северные Американские Соединенные Штаты, ныне – США) было выпущено 226 тыс. автомобилей, а в ноябре 1930 года вследствие переживаемого САСШ глубокого экономического кризиса было выпущено автомобилей на 40% меньше. Сколько автомобилей было выпущено в ноябре 1930 года?

4) В колхозе трудоспособных мужчин 178, женщин 197, подростков 107 и нетрудоспособных 228 человек. Сколько всего едоков в колхозе?

Андрей ИОФФЕ, директор мобильных семинаров; Ольга ЧЕРНЕНКО, представитель Русско-американского центра Петропавловска-Камчатского, Хабаровск

Различные способы измерения бедности (составитель П. Таунсенд)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту