Всякий раз, когда в СМИ речь заходит о современных школьниках, нам обязательно напоминают, что XXI век – эпоха цифровых технологий. А новое поколение детей, рожденных в 2000-е годы, совсем не похоже на нас, взрослых, – они первые наследники цифрового общества. У них в отличие от нас, свидетелей и соучастников цифрового «перевоплощения», нет страха перед новыми технологиями, так как знакомство с ними происходит с рождения и ежедневно, а то и ежечасно развивается.
Современный шестилетка может не уметь читать и писать, но при этом с легкостью вводит в родительском смартфоне подсмотренный пароль и находит нужные программы или игры. Удивляться нечему, ведь он с младенчества знаком с этой «игрушкой». Во втором классе он с удовольствием примеряет на себя роль учителя, когда объясняет бабушке с дедушкой алгоритм работы с браузерами на смартфоне, скачивает им нужные мессенджеры, заводит электронную почту и даже регистрирует их в социальной сети. Притом что его родители лишь через год или два начнут между собой обсуждение на тему «С какого возраста ребенку можно разрешить зарегистрироваться в соцсети». Они и не подозревали о том, что малыш уже давно там зарегистрирован и считает себя не просто очень активным, но и продвинутым пользователем. К пятому классу школьник чувствует себя настоящим интернет-серфингистом, и при этом большую часть навыков работы с информацией он приобретает сам, зачастую методом «тыка». Увы, ни дома, ни в школе этому не учат. С раннего детства ребенка приучают к личной гигиене и первым правилам этикета, в детском саду малыши по несколько раз в месяц повторяют правила дорожного движения, затем, в школе, изучают азбуку, грамоту, математику, языки… Но при этом школьник не имеет никакого представления об информационной безопасности и не обучен элементарным правилам информационной гигиены и экологии. Современные технологии изменили мир и внедряются в образовательную систему, но во многих школах методы обучения остаются прежними. Московским школам, в том числе нашему образовательному комплексу №2009, повезло больше – участие в проекте «Московская электронная школа» позволяет ребятам ощутить уникальное сочетание традиционного образования и новейших технологий. Но сами по себе современные технологии не панацея. Нужен новый подход к обучению, который научит ребят критически мыслить и работать с информацией, понимать степень ответственности при ее использовании. К сожалению, такого обязательного предмета, как медиаобразование, в современных российских школах до сих пор нет. Проводятся единые уроки кибербезопасности один раз в год в рамках акции для старшеклассников, но они, увы, не способны за 45 минут дать школьникам нужные знания в достаточном объеме. Скорее всего, через несколько лет медиаобразование появится в российских школах, но лишь в том случае, если найдутся квалифицированные специалисты, готовые работать с детьми.А пока многие образовательные учреждения, прислушиваясь к потребностям общества и запросу родителей, сами начали работу отдельных кружков и студий журналистики, на которых обязательно поднимаются эти темы. Наш опыт внедрения медиаобразования в школе №2009 можно охарактеризовать как начало пути. На занятиях кружка «Основы журналистики» школьники изучили жанры и технологии создания информации, пытались выйти за рамки школьного информационного пространства. Следом был создан школьный пресс-центр мультимедийной ученической редакции «Территория успеха». За три года, что он существует, ребятам удалось завоевать в городском медиапространстве свою нишу в качестве «мобильных репортеров». У нас, конечно, есть и видеокамеры, штативы, телестудия с возможностью производить съемку на хромакее… Но современная молодежь, особенно начинающие юнкоры из начальной школы, предпочитают работать на собственных смартфонах – на них они и снимают видеосюжеты, и монтируют их. Это никак не влияет на качество материала, зато значительно ускоряет процесс обработки и публикации ролика.Но прежде чем научиться создавать информационные продукты, школьники обязательно прослушивают курс информационной гигиены. Как объяснить школьнику, что это? Мы используем аналогию с обычной гигиеной и кулинарией. Каждый школьник знает, что нужно мыть перед едой руки, а также ягоды, фрукты и овощи, смотреть срок годности на банке с йогуртом, не есть сырыми мясо или грибы, чтобы не навредить здоровью. Но у информации тоже огромное влияние на здоровье человека. От одной информации человеку хорошо, от другой дурно, от третьей страшно. Одну информацию СМИ подают «пережеванной», другую сырой.На таких простых сравнениях школьники вникают в информационную гигиену, а затем приступают к изучению информации, ее «разделыванию» на аргументы, факты, изучают особенности слухов и домыслов. Проблеме кибербезопасности и ответственности тоже отводится целый курс с целью обучения ребят навыкам социализации и общения в виртуальной среде, методам работы с «троллями» и пониманию ценности человеческой жизни.Надеемся, скоро у нас получится увлечь вопросами информационной гигиены и малышей в дошкольной группе, чтобы они как можно раньше были готовы к восприятию огромного потока информации. Хочется верить, что мы сможем также поднять вопрос информационной экологии и в Интернете станет меньше мусора. Кстати, информационные свалки – следы нашего, взрослого, поколения, получившего огромные возможности создания виртуального пространства, но не знающего, как с этим работать. Поэтому в перспективе – создать возможность обучения информационной грамотности и для взрослых. Наталия РОМАНИВА, педагог дополнительного образования, руководитель мультимедийной ученической редакции «Территория успеха» школы №2009
Комментарии