Цель: познакомить учащихся с особенностями республиканской формы правления, устройством федерации и демократическим режимом России и США; дать понятие формы государства, формы правления, формы государственного устройства и политического режима; формировать умение анализировать и сравнивать формы государства двух стран; развивать у учащихся стремление к использованию положительного опыта демократии США с целью совершенствования демократии в России.
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами будет знакомиться с таким понятием, как форма государства. Это не просто случайная схема, а функциональная система организации власти в конкретных условиях общественной жизни.
Учащиеся знакомятся со схемой «Форма государства» (дается определение формы государства, формы правления, формы государственного устройства и политического режима).
Заполняется таблица:
Сравнение форм государства России и США.
Учащиеся приходят к выводу, что в той и другой стране одинаковая форма правления – республика, одинаковая форма государственного устройства (федерация), одинаковый политический режим (демократический).
Учитель: Получается, что у наших государств много общего. Так ли это? Давайте рассмотрим формы характеристики государства более подробно. К концу урока мы должны с вами определить, в чем различие между нашими странами и что мы можем позаимствовать друг у друга.
Начнем изучение формы государства с формы правления. Обратимся к истории. Сообщения учащихся «История возникновения республики в США», «История возникновения республики в России».
Прослушав сообщения, мы можем сделать вывод – республика для российского государства является более молодой формой, чем для американского. Таким образом, республика в Америке имеет не только более глубокие исторические корни, но и более глубокие традиции.
2-й этап урока – сравнение формы правления – республики России и США.
Республика – это такая форма правления, при которой источником власти является народ, а носителем власти – выборный государственный орган. Сообщения учащихся «История Федерации в России», «История Федерации в США».
Задания учащимся:
1-й вариант – проанализировать ст.80 и 81 Конституции РФ и ст.2 раздела 1 конституции США и ответить на вопрос: Кому принадлежит исполнительная власть по конституции США и России?
2-й вариант – проанализировать ст.80, 81 Конституции РФ и ст.2 раздел 1 конституции США и ответить на вопрос: Кто может стать президентом РФ и США?
3-й вариант – проанализировать ст.83,84,86,87 Конституции РФ и ст.4 раздела 3 конституции США и ответить на вопрос: В чем заключаются полномочия президента России и США?
Сравнение формы правления России и США.
Вопросы для сравнения США Россия
Основные черты (различие) Соединение в лице президента полномочий главы правительства и государства Президент не возглавляет правительство
Сильная власть главы государства Особое положение президента. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики (фактически является главой государства). Может издавать указы, т.е. возглавляет законодательную власть.
Парламент не может выразить вотум недоверия правительству Парламент может выразить вотум недоверия правительству
Президент не может распустить парламент Президент может распустить парламент и отправить в отставку правительство
Основные черты (общее) Президент избирается всенародным голосованием Президент избирается всенародным голосованием
Президент имеет право вето на решение высшего органа законодательной власти Президент имеет право вето на решение высшего органа законодательной власти
Вопрос: Можем ли мы теперь сказать, что республики США и России похожи?
Нет, у них больше различий, чем общего.
3-й этап урока – сравнение формы государственного устройства.
Федерация – сложное союзное государство, построенное на началах децентрализации, части которого являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом.
Задание учащимся –
1-й вариант – изучить раздел 10 Конституции США и ответить на вопрос: Какие принципы положены в основу Федерации в США?
2-й вариант – изучить ст.3,5,10,11,15 Конституции РФ и ответить на вопрос: Какие принципы положены в основу Федерации в России?
3-й вариант – изучить раздел 10 Конституции США и ст.65 Конституции РФ и ответить на вопрос: Что входит в состав федерации России и США?
Сравнение федеративного устройства США и России.
Вопросы США Россия
Принципы Федерации – принцип равноправия штатов; – республиканская форма правления каждого штата; – объединение штатов возможно только с согласия законодательного собрания и Конгресса. – принцип народного суверенитета; – принцип свободного регионального развития: – принцип равноправия наций; – разграничение компетенций между РФ и ее субъектами; – объединение субъектов возможно только с согласия и решения Совета Федерации.
Состав Федерации 50 равноправных штатов 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города Федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.
Деление территории, на графства, тауншипы, тауны, на районы, города, села, поселки.
Вопрос: Что общего и в чем различия федеративного устройства США и РФ?
В Федеративном устройстве много общего, но в РФ разные виды субъектов.
4-й этап – Демократический политический режим.
Демократия – власть народа. История демократии уходит в далекое прошлое. Сообщение учащегося «Возникновение демократии».
Учащиеся знакомятся с основными признаками демократического режима.
Признаки демократического режима:
1) Участие населения в осуществлении государственной власти методом прямой и представительной демократии;
2) Конституционный порядок, предусматривающий выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, наличие системы гарантий обеспечения их подотчетности избирателям, принцип открытости и гласности;
3) Принятие решения большинством при взвешенном учете интересов меньшинства;
4) Действия методов убеждения, согласования, компромисса и правового принуждения;
5) Реальное обеспечение прав и свобод человека;
6) Обеспечение принципа верховенства права;
7) Наличие политического плюрализма, многопартийности;
8) Осуществление власти на основе принципа разделения и равновесия ветвей власти;
9) Отлаженная и эффективная система ответственности граждан перед судом.
Учащиеся получают задание на дом:
1-й вариант – Приведите примеры, как реально обеспечиваются права человека в России и США, или примеры нарушения этих прав.
2-й вариант – Приведите примеры политического плюрализма и многопартийности в России и США.
3-й вариант – Приведите примеры ответственности граждан перед судом в России и США.
На следующем уроке проводится «круглый стол» «Демократический режим в России и США: где больше демократизма?», после проведения которого учащиеся заполняют таблицу:
«Сравнение демократического политического режима России и США».
В конце следующего урока ученики делают вывод, что форма государства – это форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима. И только изучив все признаки, можно решить, какая из этих форм является более совершенной.
Ирина КЕНЯ, учитель граждановедения, Брянск
Комментарии