В школе №1387 получают знания, но помимо этого ребята осваивают необходимые во взрослой жизни soft skills, такие как умение решать конфликты, принимать важные решения, дружить, отстаивать свои интересы, а также учатся занимать активную позицию в общественной жизни. В приобретении этих навыков им помогают опыт участия в школьном самоуправлении и предпрофессиональное образование. Уже с 5‑го класса ученики могут погрузиться в конкретное образовательное направление: гуманитарное (лингвистическое), естественно-научное, технологическое или социально-экономическое.
В школе существует ряд образовательных вертикалей, благодаря которым школьники еще в средней школе могут выбрать траекторию будущей карьеры и начать углубленно изучать наиболее интересующие их предметы. Обучение в вертикалях помогает ребятам осознанно подойти к выбору направления предпрофессионального образования в старших классах и своей будущей профессии.
Целью «Лингвистической вертикали» является мотивация учеников к освоению профессий в области лингвистики, которые будут востребованы в будущем. Все лингвисты нашей школы изучают не только иностранные языки, но и зарубежную историю и литературу, искусство и музыку, а все учителя являются экспертами в своих областях, каждый из них проходит обязательную сертификацию и курсы повышения квалификации. В отличие от стандартной языковой подготовки программа «Лингвистической вертикали» опирается на ресурсы города и мероприятия в вузах-партнерах. В этом учебном году партнером вертикали был Московский государственный педагогический университет. Благодаря проекту каждый ученик может осознанно подойти к выбору профессий в гуманитарных и других сферах.
Технологическое направление подразумевает изучение математики и информатики на углубленном уровне, участие в различных мероприятиях ресурсного центра, которым является Московский физико-технологический институт, а также участие в городских мероприятиях, олимпиадах и конкурсах. На уроках информатики в школе №1387 дети начинают свой IT-путь в среде программирования Scratch для детей. После ее освоения ребята изучают язык программирования Python. И с помощью полученных знаний ученики 10‑11‑х классов могут самостоятельно написать код для создания телеграм-бота или мобильного приложения. А большим плюсом данного направления является то, что у каждого ученика есть возможность поступить на расширенный курс программирования в Академию Яндекс.
У учеников, которые выбрали социально-экономическое направление, много уроков истории, обществознания, географии и других гуманитарных наук. Это направление подходит детям, которые в будущем хотят стать маркетологами, финансовыми аналитиками или юристами. Социально-экономический класс поможет уже в школе получить основные финансовые и юридические знания для будущей профессии. Учащиеся социально-экономического направления показывают превосходные результаты на ЕГЭ, а одна из учениц стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, чем нельзя не гордиться.
Естественно-научное направление направлено не только на получение теоретических знаний, но и на формирование практических навыков. Помимо того что у ребят много уроков биологии и химии, они часто ездят на экскурсии и в экспедиции, пишут практические, исследовательские и проектные работы. Также у ребят естественно-научного направления есть возможность обучаться при помощи медицинского оборудования, которое установлено в медицинских классах школы №1387. Оно позволяет детям окунуться в медицинскую среду и подготовиться к главному событию их обучения – к ЕГЭ.
В следующем учебном году в школе №1387 будет функционировать и медиакласс. Благодаря ему у детей не только сформируется представление о работе в сфере медиа, но и появится творческое портфолио в выбранном направлении медиасферы. Ребята данного класса будут углубленно изучать русский язык, обществознание, литературу, иностранный язык. Параллельно с обучением в школе ребенок сможет учиться в колледже и получать свою первую профессию, которой могут быть «оператор видеозаписи», «фотограф», «оформитель (графический дизайн)» и др. Помимо этого ребята будут погружаться в профессию на экскурсиях в Медиацентр Департамента образования и науки города Москвы, на Первый канал, в «Москва медиа», «Просвещение» и в другие партнерские медиакомпании. Будут участвовать в мастер-классах, семинарах и практикумах под руководством преподавателей ведущих вузов-партнеров, примерят на себя роль студента на предпрофканикулах, встретятся с известными блогерами и медийными личностями.
Мы развиваем целый ряд проектов по инициативам самих школьников, например систему наставничества внутри актива школы, реализуем программы обучения активистов в формате «дети – детям», вносим свой вклад в решение различных вопросов управляющим советом школы, в организацию образовательной среды и многое другое. В первую очередь это интересно самим участникам ученического самоуправления и другим участникам образовательного процесса.
Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка и даже образовательной организации. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивной форме не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет ее должным образом. Ученическое самоуправление – это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное «я», предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.
Сотрудничество с социальными партнерами, такими как «Мосволонтер», РДДМ «Первые», помогает получить прямой доступ ко всей информации, связанной с волонтерской деятельностью, и возможность принимать активное участие в жизни не только школы, но и района, города и всей страны.
У ученического самоуправления свой неповторимый путь, который может быть дополнен опытом старших товарищей. Деятельность ученического самоуправления не останавливается только на развитии детей, это также отличная возможность развития личных профессиональных компетенций педагога. Например, для развития волонтерского движения существует большое количество курсов повышения квалификации, которые дают необходимые практико-ориентированные знания для развития данного направления.
Участие в конкурсе «Большая перемена» дает педагогу-наставнику два курса повышения квалификации, а также возможность участия в образовательном блоке для наставников победителей в Крыму, где происходит обмен опытом с коллегами со всей России, а также получить ценные призы. Личный опыт участия в конкурсе станет отличной мотивацией для участия коллег в качестве наставников, а пример победы обучающихся даст старт большому количеству учеников, желающих попробовать свои силы в этом конкурсе.
Деятельность и конкурсы Российского движения детей и молодежи – отличная возможность для повышения компетенций детей, а также их развития в различных направлениях, ведь это огромное сообщество, где каждый найдет для себя полезное, сможет раскрыть свой потенциал в многогранной палитре возможностей. Участники движения развивают себя, а значит, будущее нашей страны.
Дарья БЕЛИК, специалист школы №1387
Комментарии