search
main
0

Мнения

Владимир БАЗАРНЫЙ, доктор медицинских наук, профессор: – Сможет ли работать учитель по стандартной программе, если в одном классе будут разные по возрасту дети? Любой педагог скажет: это невозможно. Но сегодня сложилась именно такая ситуация. Учителя работают по усредненной, отрешенной от чувств ребенка школьной программе. Трагедия с первого класса. Мы с помощью своих исследований это доказали. Девочки на 2-3 года старше мальчиков-сверстников и генетически, и духовно. Мальчик никогда не примирится с тем, что девочка его сильнее и умнее. У него начинаются страшные патопсихические комплексы. Комплексы неполноценности.

Мы провели эксперимент, который выявил, что формирование мужского и женского начала осуществляется с помощью слова, чувства, действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами. Бесполая культура закончилась бесполой дидактикой. И какое нас ждет продолжение? В некоторых городах Запада сексуальное меньшинство уже становится большинством.

Валентина ЕРЕМЕЕВА, заведующая лабораторией нейропсихологических основ образования взрослых Института образования взрослых РАО:

– Девочки и женщины биологически запрограммированы на большую выносливость, однотипность, устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, меньшую подверженность вредным влияниям.

На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (среди них больше и гениев, и идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг, сильнее функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций – длительнее все стадии развития, а значит, они младше по биологическому возрасту, чем девочки.

Ольга СМИРНОВА, директор школы №180:

– При раздельном обучении нет обычной нормальной конкуренции: девочек среди девочек, мальчиков среди мальчиков. Любая девочка хочет быть красивой в глазах противоположного пола, и любой мальчик должен выглядеть сильным перед девочкой. В однородной среде этого духа соперничества нет. Разве это естественно? Найдите в природе хоть один пример такой обособленности. В ней мужское и женское начало всегда вместе.

Я считаю, что замкнутая система не готовит к социальной адаптации. Никто не будет в реальной жизни создавать особые условия для девочек и для мальчиков. Обучение в однородной среде не несет пользы ни тем, ни другим. При совместной деятельности распределение ролей идет с первого класса. Учитель, заканчивая занятие, говорит: мальчики, поставьте стульчики, девочки, уберите класс.

Если в дореволюционное время в Смольном институте девушек готовили к определенному статусу, то каков сейчас этот статус? При массированной атаке прогресса на женщину она давно стала олицетворением бизнес-леди, а не матери и жены. Возвращаться в прошлое уже не имеет смысла.

Петр МУРЛАНОВ, директор школы №141:

– Я сторонник совместного обучения. Согласен, с одними девочками, например, гораздо спокойнее, нежели с одними мальчиками. Если последних вообще нет в школе, то в ней могут сохраняться даже те вещи, которые отсутствовали бы при совместном обучении: цветы, картины, зеркала. Но давайте зададимся вопросом: что тогда делать с мальчиками? Да, отдельные классы, отдельные школы. По сути, все они будут кадетскими. То есть у мальчика одна перспектива – армия. И вот он, все детство и всю юность не знавший опыта общения с девочкой, вступает во взрослую жизнь. Я боюсь, что мы столкнемся с ситуацией, когда он, став взрослым, не сможет понять массу вещей. Отсюда конфликты, полярные взгляды и глобальное отчуждение. А ведь природой заложено, что девочка для мальчика – продолжение мамы. Общение им необходимо хотя бы для того, чтобы говорить на одном языке. Раздельное обучение, может, и имеет право на существование, но не повсеместно.

Елена СТОЛБОВА, директор гимназии №587:

– На мой взгляд, обучение в однополой среде имеет определенные минусы. Особенно с точки зрения воспитания. Не будут ли дети, изолированные друг от друга, в чем-то ущербны? Мальчики у нас, например, идут в армию, но кто сказал, что в их однополом общении – идиллия? Та же «дедовщина». Она закономерна? Где гарантия, что в чисто женском коллективе не возникнет подобного явления?

Мне кажется, совместное общение более содержательно, нежели раздельное. Взять те же школьные спектакли: девочки будут исполнять мужские роли? Если говорить только об обучении, а не о внеклассном общении, то разве не важно, к примеру, на уроке литературы чтение в лицах, обсуждение поведения героя? Разве плохо, когда звучат мужская и женская точки зрения? Потом во внеклассной работе мальчики малоактивны. Девочки их подтягивают, помогают в формировании активной жизненной позиции. Мальчики, наоборот, выручают девочек, когда учитель ставит проблемный вопрос и хочет, чтобы в классе на него все же прозвучал ответ.

У нас в гимназии существуют физико-математические классы, где подавляющее большинство – мальчики, и гуманитарные классы, где много девочек. Что можно сказать? Они друг без друга страдают. Не только во время спортивных соревнований или уроков хореографии, но и вообще. Мальчики, когда их большинство, становятся грубее, агрессивнее, тогда как присутствие девочек их смягчает.

Я сама сначала училась в раздельной школе и хорошо помню период, когда нас объединили. Это произошло в восьмом классе. Учиться стало интереснее. Сразу появилась юношеская влюбленность. Да и дружба стала складываться по-иному: она одна среди девчонок и совершенно другая среди мальчишек.

Cанкт-Петербург

Говорит психолог

Если внимательно понаблюдать за ребятами старших классов при смешанном обучении, то можно заметить: большинство из них скованны, зажаты. Им достаточно сложно высказаться, поскольку все время идет оглядка друг на друга. Даже уверенный в своем ответе ребенок подумает: как я буду смотреться перед девочкой (мальчиком)? В подростковом возрасте на первый план выходит мнение не родителей, не учителей, а сверстников. От их оценки зависит путь социальной адаптации ребенка. Примут девочку или мальчика или прилепят ярлык «гадкого утенка» – решит ситуация, но если опыт окажется негативным, то ребенок попадет во власть комплекса.

В смешанном классе у девочки, например, вырабатываются два типа поведения: либо доказать, что я не хуже других, либо выбрать позицию примирения. Сам факт борьбы друг с другом повышает в ней агрессивность. Отсюда формирование неправильных взаимоотношений между полами. Можно привести жизненный пример. Мой сын учится в смешанном классе, и, воспитывая его мужские качества, я спрашиваю: «Зачем ты обидел девочку – будущую маму?» Он отвечает: «Она обозвала меня нецензурными словами и ударила ногой – какая из нее мама?»

Раздельное обучение позволяет девочке общаться с мальчиком в положительной обстановке: на балу, на празднике, в гостях. Ей не нужно ничего никому доказывать. Даже если она – «гадкий утенок», в однополой среде ее никто не отрицает. В школе с раздельным обучением нет понятия «драка». Конечно, бывают ссоры, неприятности, но никто никого не бьет портфелем по голове.

Еще один положительный аспект раздельного обучения – отсутствие острого физиологического различия. Когда мы учились, увы, мы смотрели на своих одноклассников свысока: они были ниже ростом, тщедушнее и казались глупее. Все девочки заглядывались на ребят старше, не представляя, какую психологическую травму наносят мальчикам-ровесникам.

Часто слышится упрек: раздельно обучавшиеся молодые люди не будут счастливы в семейной жизни. Но разве совместно обучавшиеся составляют сто процентов счастливых семейных пар? Этот упрек безоснователен. Неофициальная статистика говорит о том, что выпускницы женских гимназий, например, вступают в успешные долговременные браки.

Галина НАСЛЕДОВА

Комментарий специалиста

В нашем городе учебных заведений, занимающихся раздельным обучением мальчиков и девочек, немного, но это не показатель настороженного отношения к разнополому обучению. Если есть человек, который одержим подобной идеей, если ему удается сплотить вокруг себя дееспособный для реализации этой идеи коллектив, то мы готовы оказывать всяческое содействие и помощь. Судя по результатам, умение и желание организаторов найти эффективные методы и способы в этой модели обучения позволяют добиваться достаточно высоких показателей как в области успеваемости, так и в области здоровья, что в связи с интенсификацией учебного процесса, увеличением объема знаний, расширением количества и изменением качества учебников немаловажно.

Геннадий СОКОЛЕНКО, первый заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте