search
main
0

Мнение. На пути к самоуправлению

Успешность решения основной задачи местного самоуправления – социально-экономического развития территории – зависит и от становления местного сообщества. Дело в том, что не население, а местное сообщество является субъектом социально-экономического развития. Оно возникает тогда, когда люди начинают действовать и организовываться для решения каких-то проблем их жизни. Местное сообщество – это открытое самоорганизующееся и саморазвивающееся объединение граждан, проживающих на определенной территории, превратившееся в субъект местного самоуправления, которое включает в себя не только коммунальное хозяйство, но и прежде всего философию ответственности граждан за устройство своей жизни.

Эффективная социальная политика возможна тогда, когда государство, местное самоуправление совместно с институтами гражданского общества будет вырабатывать стратегию, приоритеты социальной политики и совместно претворять их в жизнь. Власть в таком случае возлагает на общество часть своей ответственности, если, конечно, она хочет, чтобы общество разделяло идеи местного самоуправления и стало ее социальным партнером. При этом требуется эффективная политика в решении социально-экономических вопросов во взаимодействии с местным сообществом. Поддержка гражданских инициатив – это своего рода социальное инвестирование. Так, в США труд членов некоммерческих организаций включен в рассчитываемую величину валового внутреннего продукта, где он составляет примерно 6%. В Европе до 40% финансирования социальной сферы идет через НКО.

Сегодня президент ставит задачу, решение которой поможет организации социального партнерства, а также выстраиванию механизма общественного контроля. Это серьезная проблема при сегодняшней слабой вовлеченности граждан в процесс принятия властных решений и определенной закрытости власти.

При подготовке плана социально-экономического развития города Красноярска региональное отделение общества «Знание» внесло свои предложения, которые можно свести к пяти направлениям:

1. Формирование законодательной базы, обеспечивающей взаимодействие в области подготовки, принятия и осуществления решений.

Здесь хотелось бы остановиться на ряде позиций. Взаимодействие зависит от творчества работников администрации, личности главы города, от задач, которые ставит перед собой команда, работающая в исполнительной власти, от уровня развития местного сообщества. Здесь очень важно определиться в «правилах игры» социального партнерства, определить зоны совместных интересов, выработать пути совместного или раздельного решения проблем и выразить это в общественном договоре. А на этой основе уже будет складываться необходимое правовое поле.

Законодательная база должна быть направлена на подготовку технологий выращивания, поддержки и развития местного сообщества, выработку механизмов взаимодействия с властью. Общественные объединения в своем развитии проходят как бы шесть этапов. Грамотно взаимодействовать с властью могут только те, кто освоил проектный подход в своей деятельности. А таких в России, по мнению специалистов, 1%. (В конкурсе на муниципальный грант в г.Красноярске приняло участие от 3 до 5% организаций). Хочу сказать, что поддерживать через гранты надо не тех, кому живется хуже, а тех, кто знает, как сделать лучше. У нас еще многие полагают, что если группа граждан создала общественное объединение с благой целью, то пусть она сама и думает, где взять деньги на реализацию этой цели. Бюджет здесь при чем? Власть и без общественных организаций со своими задачами справится, были бы средства. Но здесь надо понимать, что такие группы создаются, как правило, там, где у власти не дошли руки. В результате при таком подходе и она не выполняет свои функции, и граждане отторгаются от процесса организации их собственной жизнедеятельности, личного участия в решении насущных проблем города, района, на корню губятся гражданские инициативы. Количество работающих НКО является одним из показателей социальной зрелости муниципальной, краевой властей.

2. Мероприятия, направленные на разработку механизмов взаимодействия. В треугольнике власть, бизнес, некоммерческий сектор очень важно отношение к взаимодействию со стороны бизнеса. Социальная ответственность бизнеса перед обществом должна строиться на пяти основных принципах: отношение к потребителю; к работнику; к окружающей среде; к региональному, местному сообществу и власти; правам человека.

3. Формирование организационных структур взаимодействия. Сегодня взаимодействие власти и НКО разнонаправленно и бессистемно, следовательно, сколько-нибудь значимое социальное воздействие со стороны третьего сектора на социально-экономическую ситуацию слабо заметно. Нами даны предложения по объединению НКО и созданию Фонда развития городского сообщества для поддержки гражданских инициатив. Опыт работы таких фондов есть уже в более чем 30 городах России.

4. Наличие информационного поля, освещающего социальное партнерство. Реализация этого пункта связана во многом и с вопросами открытости органов власти. У нас до сих пор нет полноценных механизмов доведения решений органов власти до населения. В СМИ все зависит от гражданской зрелости журналиста. Поэтому мы предложили расширить информационное поле, привлекать специалистов, ученых через формы устной информации: лекторские группы, дни науки, дни депутатов, информационные дни и т.д. Отсутствует достаточная информированность о программах развития города, механизмах их формирования, месте общественных объединений в их реализации. Может быть, поэтому нет ответственного участия местного сообщества в планировании и развитии территории. Разработка законодательной базы не сопровождается обучением и просвещением населения, а это в свою очередь вызывает социальные конфликты, которые возникают при ущемлении интересов и потребностей людей, неадекватности восприятия изменений, происходящих в обществе, неверной или искаженной информации.

Сильная власть – открытая власть, ей нет необходимости скрывать свои ресурсы. Сегодня необходима система, которая информировала бы население о том, в какой степени его интересы учитываются в процессе принятия решений, реализовала бы конституционные права граждан на получение достоверной и объективной информации из первых рук, в результате способствовала более активному и осознанному участию людей в жизни города.

5. Последнее, но наиболее важное направление для построения местного сообщества, организации его взаимодействия с властью – это развитие демократии на местном уровне. Кто-нибудь задумывался о том, почему в России после конституционного закрепления в 1993 году крайне слабо развивается демократическая система управления? А сейчас в соответствии с главой 5 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» мы должны привлекать население к управлению через референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан, публичные слушания и т.д.

Характер власти, формы взаимодействия населения с ней зависят от утвердившейся в обществе гражданской (политической, правовой, нравственной) культуры.

Сегодня в обществе нет согласия по базовым ценностям, это вызывает определенные трудности в осуществлении интеграции различных социальных групп вокруг общезначимых целей. Граждане должны уметь компетентно участвовать как в развитии местного сообщества, так и во взаимодействии с властью. В первом случае у них должны быть умения работы с информацией, принятия взвешенных и ответственных решений, генерирования идей и передачи их другим участникам, взаимодействия в гражданской группе при достижении общих целей, бесконфликтной работы в команде, лидирования и т.д.

Во втором случае гражданин коллективно или индивидуально должен уметь: добывать, отбирать, анализировать и оценивать информацию; определять, какие институты ответственны за решение тех или иных вопросов; правильно выделять уровень общественных проблем и просчитывать последствия тех или иных принимаемых мер; лоббировать свои интересы и т.д.

Гражданская культура имеет свой темп и диалектику формирования, которые не совпадают с социально-экономическими изменениями. Как правило, развитие гражданской культуры отстает от реформ, поэтому политические решения власти зачастую не сочетаются с реальной гражданской культурой населения. Это несоответствие приводит к политическим кризисам, конфликтам, взаимному непониманию. Важнейшие компоненты гражданской культуры, навыки политического участия граждан формируются через систему гражданского образования. В современных условиях гражданское образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и приобретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское образование – фундаментальная база общественно-политических реформ, которая предполагает создание самими людьми, на основе своей инициативы и под свою ответственность на своей территории достойных условий жизни. Создание такой системы мы предложили внести в план социально-экономического развития города. Эта система создает предпосылки для конструирования образования не как института, направленного на подготовку функционеров для производства, а как института, обеспечивающего диалог культур, где его участники ориентируются не только на профессиональную деятельность, но и на гражданское участие в делах местного сообщества. Гражданское образование повышает компетентность граждан при участии в решении ряда социально-экономических проблем: формирует функциональную грамотность населения. Только культурный, нравственно воспитанный, духовно обогащенный человек способен показывать высокие результаты в учебе, труде и общественной деятельности; выступает одним из факторов социального партнерства власти и общества; позволяет довести до понимания населения принимаемые законодательные акты, а от их усвоения напрямую зависит эффективность деятельности органов власти; позволяет обучить население навыкам участия в государственном, муниципальном управлении; вносит существенный вклад в развитие правовой культуры у избирателей и т.д.

Таким образом, одним из ключевых моментов активизации граждан в общественно-политической и социально-экономической жизни города может стать система гражданского образования. Для этого необходимо, чтобы в органах местного самоуправления были: структура с ведущими функциями для выработки и внедрения управленческих решений по гражданскому образованию; целевая программа по развитию гражданского образования населения. Наши предложения хотя и не исчерпывают спектра возможных шагов, но являются по меньшей мере необходимыми для выполнения плана социально-экономического развития города.

Геннадий ОВЧИННИКОВ, председатель правления Красноярского отделения общества «Знание», президент Сибирской ассоциации образования взрослых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте