search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Мнение. На пути к самоуправлению

Успешность решения основной задачи местного самоуправления – социально-экономического развития территории – зависит и от становления местного сообщества. Дело в том, что не население, а местное сообщество является субъектом социально-экономического развития. Оно возникает тогда, когда люди начинают действовать и организовываться для решения каких-то проблем их жизни. Местное сообщество – это открытое самоорганизующееся и саморазвивающееся объединение граждан, проживающих на определенной территории, превратившееся в субъект местного самоуправления, которое включает в себя не только коммунальное хозяйство, но и прежде всего философию ответственности граждан за устройство своей жизни.

Эффективная социальная политика возможна тогда, когда государство, местное самоуправление совместно с институтами гражданского общества будет вырабатывать стратегию, приоритеты социальной политики и совместно претворять их в жизнь. Власть в таком случае возлагает на общество часть своей ответственности, если, конечно, она хочет, чтобы общество разделяло идеи местного самоуправления и стало ее социальным партнером. При этом требуется эффективная политика в решении социально-экономических вопросов во взаимодействии с местным сообществом. Поддержка гражданских инициатив – это своего рода социальное инвестирование. Так, в США труд членов некоммерческих организаций включен в рассчитываемую величину валового внутреннего продукта, где он составляет примерно 6%. В Европе до 40% финансирования социальной сферы идет через НКО.

Сегодня президент ставит задачу, решение которой поможет организации социального партнерства, а также выстраиванию механизма общественного контроля. Это серьезная проблема при сегодняшней слабой вовлеченности граждан в процесс принятия властных решений и определенной закрытости власти.

При подготовке плана социально-экономического развития города Красноярска региональное отделение общества «Знание» внесло свои предложения, которые можно свести к пяти направлениям:

1. Формирование законодательной базы, обеспечивающей взаимодействие в области подготовки, принятия и осуществления решений.

Здесь хотелось бы остановиться на ряде позиций. Взаимодействие зависит от творчества работников администрации, личности главы города, от задач, которые ставит перед собой команда, работающая в исполнительной власти, от уровня развития местного сообщества. Здесь очень важно определиться в «правилах игры» социального партнерства, определить зоны совместных интересов, выработать пути совместного или раздельного решения проблем и выразить это в общественном договоре. А на этой основе уже будет складываться необходимое правовое поле.

Законодательная база должна быть направлена на подготовку технологий выращивания, поддержки и развития местного сообщества, выработку механизмов взаимодействия с властью. Общественные объединения в своем развитии проходят как бы шесть этапов. Грамотно взаимодействовать с властью могут только те, кто освоил проектный подход в своей деятельности. А таких в России, по мнению специалистов, 1%. (В конкурсе на муниципальный грант в г.Красноярске приняло участие от 3 до 5% организаций). Хочу сказать, что поддерживать через гранты надо не тех, кому живется хуже, а тех, кто знает, как сделать лучше. У нас еще многие полагают, что если группа граждан создала общественное объединение с благой целью, то пусть она сама и думает, где взять деньги на реализацию этой цели. Бюджет здесь при чем? Власть и без общественных организаций со своими задачами справится, были бы средства. Но здесь надо понимать, что такие группы создаются, как правило, там, где у власти не дошли руки. В результате при таком подходе и она не выполняет свои функции, и граждане отторгаются от процесса организации их собственной жизнедеятельности, личного участия в решении насущных проблем города, района, на корню губятся гражданские инициативы. Количество работающих НКО является одним из показателей социальной зрелости муниципальной, краевой властей.

2. Мероприятия, направленные на разработку механизмов взаимодействия. В треугольнике власть, бизнес, некоммерческий сектор очень важно отношение к взаимодействию со стороны бизнеса. Социальная ответственность бизнеса перед обществом должна строиться на пяти основных принципах: отношение к потребителю; к работнику; к окружающей среде; к региональному, местному сообществу и власти; правам человека.

3. Формирование организационных структур взаимодействия. Сегодня взаимодействие власти и НКО разнонаправленно и бессистемно, следовательно, сколько-нибудь значимое социальное воздействие со стороны третьего сектора на социально-экономическую ситуацию слабо заметно. Нами даны предложения по объединению НКО и созданию Фонда развития городского сообщества для поддержки гражданских инициатив. Опыт работы таких фондов есть уже в более чем 30 городах России.

4. Наличие информационного поля, освещающего социальное партнерство. Реализация этого пункта связана во многом и с вопросами открытости органов власти. У нас до сих пор нет полноценных механизмов доведения решений органов власти до населения. В СМИ все зависит от гражданской зрелости журналиста. Поэтому мы предложили расширить информационное поле, привлекать специалистов, ученых через формы устной информации: лекторские группы, дни науки, дни депутатов, информационные дни и т.д. Отсутствует достаточная информированность о программах развития города, механизмах их формирования, месте общественных объединений в их реализации. Может быть, поэтому нет ответственного участия местного сообщества в планировании и развитии территории. Разработка законодательной базы не сопровождается обучением и просвещением населения, а это в свою очередь вызывает социальные конфликты, которые возникают при ущемлении интересов и потребностей людей, неадекватности восприятия изменений, происходящих в обществе, неверной или искаженной информации.

Сильная власть – открытая власть, ей нет необходимости скрывать свои ресурсы. Сегодня необходима система, которая информировала бы население о том, в какой степени его интересы учитываются в процессе принятия решений, реализовала бы конституционные права граждан на получение достоверной и объективной информации из первых рук, в результате способствовала более активному и осознанному участию людей в жизни города.

5. Последнее, но наиболее важное направление для построения местного сообщества, организации его взаимодействия с властью – это развитие демократии на местном уровне. Кто-нибудь задумывался о том, почему в России после конституционного закрепления в 1993 году крайне слабо развивается демократическая система управления? А сейчас в соответствии с главой 5 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» мы должны привлекать население к управлению через референдумы, муниципальные выборы, сходы граждан, публичные слушания и т.д.

Характер власти, формы взаимодействия населения с ней зависят от утвердившейся в обществе гражданской (политической, правовой, нравственной) культуры.

Сегодня в обществе нет согласия по базовым ценностям, это вызывает определенные трудности в осуществлении интеграции различных социальных групп вокруг общезначимых целей. Граждане должны уметь компетентно участвовать как в развитии местного сообщества, так и во взаимодействии с властью. В первом случае у них должны быть умения работы с информацией, принятия взвешенных и ответственных решений, генерирования идей и передачи их другим участникам, взаимодействия в гражданской группе при достижении общих целей, бесконфликтной работы в команде, лидирования и т.д.

Во втором случае гражданин коллективно или индивидуально должен уметь: добывать, отбирать, анализировать и оценивать информацию; определять, какие институты ответственны за решение тех или иных вопросов; правильно выделять уровень общественных проблем и просчитывать последствия тех или иных принимаемых мер; лоббировать свои интересы и т.д.

Гражданская культура имеет свой темп и диалектику формирования, которые не совпадают с социально-экономическими изменениями. Как правило, развитие гражданской культуры отстает от реформ, поэтому политические решения власти зачастую не сочетаются с реальной гражданской культурой населения. Это несоответствие приводит к политическим кризисам, конфликтам, взаимному непониманию. Важнейшие компоненты гражданской культуры, навыки политического участия граждан формируются через систему гражданского образования. В современных условиях гражданское образование рассматривается как система воспитания и обучения личности, предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и приобретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Гражданское образование – фундаментальная база общественно-политических реформ, которая предполагает создание самими людьми, на основе своей инициативы и под свою ответственность на своей территории достойных условий жизни. Создание такой системы мы предложили внести в план социально-экономического развития города. Эта система создает предпосылки для конструирования образования не как института, направленного на подготовку функционеров для производства, а как института, обеспечивающего диалог культур, где его участники ориентируются не только на профессиональную деятельность, но и на гражданское участие в делах местного сообщества. Гражданское образование повышает компетентность граждан при участии в решении ряда социально-экономических проблем: формирует функциональную грамотность населения. Только культурный, нравственно воспитанный, духовно обогащенный человек способен показывать высокие результаты в учебе, труде и общественной деятельности; выступает одним из факторов социального партнерства власти и общества; позволяет довести до понимания населения принимаемые законодательные акты, а от их усвоения напрямую зависит эффективность деятельности органов власти; позволяет обучить население навыкам участия в государственном, муниципальном управлении; вносит существенный вклад в развитие правовой культуры у избирателей и т.д.

Таким образом, одним из ключевых моментов активизации граждан в общественно-политической и социально-экономической жизни города может стать система гражданского образования. Для этого необходимо, чтобы в органах местного самоуправления были: структура с ведущими функциями для выработки и внедрения управленческих решений по гражданскому образованию; целевая программа по развитию гражданского образования населения. Наши предложения хотя и не исчерпывают спектра возможных шагов, но являются по меньшей мере необходимыми для выполнения плана социально-экономического развития города.

Геннадий ОВЧИННИКОВ, председатель правления Красноярского отделения общества «Знание», президент Сибирской ассоциации образования взрослых

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте