search
Топ 10

Мнение. Евгений МИНИБАЕВ, заместитель председателя экспертного совета по профессиональному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, ректор Восточного университета гуманитарных наук, экономики, менеджмента и управления:

– Как известно, десятилетиями у нас обсуждается проблема взаимоотношений бизнеса и образования. Сегодня, как никогда, важно найти реальные пути сближения бизнеса и педагогического сообщества для развития российского образования и подготовки высокопрофессиональных кадров для рынка труда, потому что многие проблемы мы можем решить только вместе с бизнесом и государством. Анализируя же политику бизнес-сообщества и государства, можно сделать два вывода. Государство пытается переложить ответственность за состояние в сфере профессионального образования на бизнес, считая, что он должен принимать в этом активнейшее участие, ибо сейчас у нас четыре пятых нашей экономики находится вне государственного сектора. Тут вроде бы совершенно справедлива постановка вопроса о том, почему же государство должно готовить кадры для частного сектора или негосударственного сектора в различных его вариациях?

С другой стороны, в материалах бизнес-сообщества мы видим принципиально другую позицию: какую строку ни посмотри, там на первом плане государство, и, как это ни странно, свободное бизнес-сообщество все пытается переложить на государство (в целом речь идет о профессиональной подготовке кадров), а бизнес-сообщество оставляет за собой право потреблять дешевые трудовые ресурсы, профессионально подготовленные за счет тех налогов, которые когда-то заплатили граждане России. Сейчас эта позиция бизнеса окончательно определилась, сформировались общественные организации работодателей, и они уже более четко отстаивают их интересы. Но и государство, как мы видим, тоже четко отстаивает свои интересы. В результате образование оказывается один на один со своими проблемами.

Где взять средства для того, чтобы удержаться на хорошем качественном уровне в профессиональной подготовке? Сможет ли их дать государство? К сожалению не сможет, а отчасти не захочет. Сможет ли помочь бизнес-сообщество? Тоже не может, а отчасти не хочет, потому что бесплатно потреблять ресурсы гораздо выгоднее, пока такая ситуация существует, как бы так оно и будет.

Что может оказать влияние, на наш взгляд, на решение этих проблем? Во-первых, государство все-таки должно определить приоритетные направления вложений бюджетных средств, сосредоточить их именно на тех сферах, тех отраслях (бюджетных прежде всего) либо приоритетных инновационных отраслях, которые оно берется поддерживать на самом высоком уровне, на уровне конкурентоспособности. Тут вообще-то надо на шаг идти вперед.

С другой стороны, мы должны остро поставить вопрос о том, что бизнес должен решать свои кадровые проблемы, используя собственные ресурсы, и поддерживать материально всю подготовку профессиональных кадров потому, что кадры он использует для получения добавочного продукта, своей прибыли. Почему же кто-то должен вкладывать средства в интеллектуальный потенциал, который потом будет использоваться, положим, частным, акционерным обществом или другими организациями?

Об этом можно спорить, можно говорить о том, что мы и так заплатили налоги. Но если бизнес-сообщество не будет способствовать решению кадровой проблемы еще и финансово, она не сдвинется с места.

Сегодня некоторые фирмы создают свои корпоративные профессиональные учебные заведения. Но таких примеров мало, потому что у бизнеса нет к этому интереса – в них невозможно получать прибыль. Хотя, если бы такая прибыль была и была возможность свободно пользоваться ею, я думаю, что очень многие предприниматели создали бы корпоративные учебные заведения и решали бы проблему подготовки для себя кадров. Но тут вновь возникает проблема создания образовательных организаций: если бы можно было создавать наряду с учреждениями образовательные организации, то бизнесмены могли бы вкладывать деньги и развивать систему профессионального образования для своих нужд, к тому же получая прибыль. Анализ, который проведен экспертами, изучающими состояние рынка образования в России, говорит о том, что пока не будет решена проблема интересов предпринимателей, никто из них ни копейки вкладывать в профессиональное образование не будет. Так что давайте остро поставим вопрос обеспечения интересов предпринимателей, потому что, не решив эту проблему, мы будем постоянно только говорить о каком-то мифическом участии и государства, и образования в совместной работе.

Уфа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту