Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию:
– В последние годы резко снизилось качество профессионального образования, подготовки специалистов в различных вузовских филиалах. Несмотря на ограничение в их открытии, в вузах, подведомственных Рособразованию, функционируют 911 филиалов, 40% их расположены в крупных городах, имеющих высшие учебные заведения, ведущие подготовку по тем же специальностям. Не секрет, что многие филиалы не способны на должном уровне обеспечить подготовку специалистов и превратились в пункты выдачи дипломов. Причем выдача эта идет не всегда безвозмездно. Серьезного анализа заслуживает и деятельность экстернатов: перед выпуском 2005 года от одного из вузов мы получили заявку на выделение дополнительно более 3500 бланков дипломов. Это повод не только для серьезных размышлений, но и решительных действий, направленных на контроль и принятие управленческих решений.
Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров:
– С 1992 года мы потеряли вкус к качеству, при этом расширились фактически до невозможных пределов (420 студентов на 10 тысяч населения). Безусловно, в результате этого качество российского образования упало. А ведь это один из основных капиталов государства.
Обратите внимание на Китай. Это государство поставило перед собой пять лет тому назад задачу вывести несколько своих университетов в число первых в мире. В то время это казалось нереальной задачей, ведь китайское образование не было тогда на передовых позициях. Но страна выделила на финансирование высшего образования огромные государственные средства (например, Пекинский университет и университет Синьхуа – два ведущих вуза Китая – получали в виде дотаций сотни миллионов долларов, каждый профессор – по 5 тысяч долларов, к зарплате просто потому, что он работает в университете). Задача была одна – вывести эти высшие учебные заведения в число передовых. И она удалась – несколько дней назад в приложении к газете «Таймс» был опубликован рейтинг: среди пятисот топ-университетов мира Пекинский университет занимает 15-е место. Это огромнейший успех, он означает, что внимание государства к качественному, эталонному образованию, безусловно, должно стать политикой. Это связано с наукой в образовании, поскольку наука и есть тот эталон, который помогает развивать качественное образование. Поэтому я всегда призывал и призываю бороться с усреднением при приеме в вузы, и с принятием одинаковых стандартов (они должны быть разными), и с одной и той же «ценой» диплома, полученного в разных вузах. Одно дело, если университет сам затратился на обучение, и другое – когда он имеет сотню филиалов и выдает тысячи дипломов всем желающим за энную сумму.
Комментарии