search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Мнение

Я могу!

Это заставляет учителей принимать участие в ежегодном конкурсе “Учитель года”? Или – кто заставляет? “Вторая половина” как воплощение дамоклова меча, постоянно напоминающая о нищенском существовании семьи? Коллеги, подзуживающие на предмет “давай-давай, мы тебе поможем, ты молодой, мы старые”? Администрация школы, которая очень хотела бы иметь у себя такой козырь (в случае положительного исхода дела, конечно)? Вышестоящие начальники, “мягко, но твердо” намекающие, что “не следует останавливаться на достигнутом, после победы в районе обязательно нужно идти “на область”, постоять за честь родного района, который, собственно, и сделал вас победителем”?..

Но прежде всего все-таки нужно опять обратиться к личности самого учителя. Ибо самое главное – это сознание того, что “я хочу и могу”. Для чего и следует разъяснить, по каким мотивам “я хочу”.

Возможность заявить о себе. Если ты молодой педагог, которому не терпится показать себя, жалко терять годы, пока там тебя заметят, выделят из общей массы, то и “карты в руки”. Допустим, человеку пришла на ум великолепная идея, находка, да не одна. Конечно, можно тихо-смирно воплощать это в жизнь. А можно и так: показать товар лицом перед уважаемой комиссией, коллегами из других школ, прессой. Глядишь, заметят. Но опасайся: здесь может быть и так – “или пан, или пропал”, ведь одно дело блеснуть перед массами, а другое – осрамиться, засветиться. Не дай Бог, чтобы потом о тебе во всем районе или городе вспоминали: “А, это тот пустоцвет, который непонятно зачем решил выпятить свою чахлую педагогическую грудь!”

Заявить о себе не грех и опытным учителям, уже имеющим обширный багаж наработок, отточенного методического арсенала, привыкшим к открытым урокам и знающим, что их может ожидать в этом соревновании. Да вот беда: с годами вообще пропадает желание к взвешиваниям, рассуждениям.

Стремление доказать кому-то что-то. Например, классическое “я могу!”. Работает человек, работает, зарабатывает о себе мнение коллег и начальства. Но про себя думает: “Я способен на большее! И я докажу это!” И впрямь, часто случается, что победителем становится “серая лошадка”, не в смысле серости, а в плане непредсказуемости данной победы. Я встречался с одним методистом, для которого участие и победа в конкурсе были делом его профессиональной чести, поскольку его начальство имело несколько иные представления о его “педагогической состоятельности”. Характерное наблюдение: среди конкурсантов процент женщин гораздо ниже, чем среди обычных учителей, работающих в школе. Наверное, мужчины более падки на это стремление к победе – не настолько же они умнее, насколько их меньше в школе! Хотя… “У школы женское лицо, но мужская голова?”

Желание вырваться из рутины. Конкурс – это разнообразие. Можно долго вспоминать, когда, в каком году ты выпускал тот или иной класс, но год вашего участия в конкурсе запомнится навсегда. Как и все сопутствующее этому: подготовка, проведение уроков и мероприятий, встречи с новыми людьми, поездки в рамках программы, посещение других школ, культурные и кулуарные мероприятия…

Шанс выйти на новый уровень развития. Под лежачий камень вода не течет. В естественных условиях карьера учителя может состояться в течение долгих лет. А тут подворачивается возможность ступить на эскалатор, везущий тебя вверх по профессиональной лестнице. Учителей года разных уровней гораздо охотнее приглашают на работу в управление народного образования, рекомендуют и т.д. Меня могут подвергнуть остракизму, но я все же выскажу крамольную мысль: кое-кто идет на конкурс с тайной, глубоко запрятанной надеждой: наконец-то уйти из школы с повышением. У нас не принято вслух рассуждать о здоровом карьеризме. Но если учитель решил заявить о себе, о своих перспективных планах, чтобы ему предоставили шанс воплотить их в жизнь на высоком уровне, разве это плохо?

Создание условий безвыходного положения. Спрашивается, а кому нужен этот мазохизм? Оказывается, что и при этом подходе есть рациональное зерно – условия конкурса довольно жесткие: нужно подготовить документацию, привести в порядок собственные методические разработки, разбросанные по углам, удивить всех оформлением кабинета, дать прекрасные уроки и много – много прочего. Как советуют некоторые менеджеры сетевого маркетинга, для создания мощного стимула к развитию необходимо просто поставить себя в невыгодные условия, например, занять у кого-нибудь большую сумму и пустить ее в оборот. А потом уже хочешь не хочешь, а придется крутиться, чтобы отдать долг. Так и здесь. Многие благодарны конкурсу хотя бы за то, что он заставил их подтянуться, собраться, разложить все по полочкам. Да так, что теперь не страшны ни любая проверка, ни аттестация. Копните любого в школе: если сам он не педант, то наверняка окажется, что у него нет образцового порядка в папках с конспектами разработанных и данных авторских уроков, программ, публикаций, результатов работы за прошлые годы и так далее. Как вы знаете, это фактически проецирование процесса эволюции на педагогическую бытность: не будешь работать головой, не победишь. Вот тут и рождаются совершенно уникальные идеи и находки, до которых в нормальных условиях просто нет дела, ведь нормальные условия – это стабильность, а конкурс специально выбивает почву (табуретку?) из-под ног, чтобы посмотреть, кто и с какими методическими-дидактическими-психологическими костылями более устойчив.

Материально-финансовые интересы. Я знаю точно: многие педагоги пошли на это испытание исходя из главного соображения – хоть таким образом поправить свое материальное положение, попытать счастья получить жилплощадь, повысить по результатам конкурса категорию, что также эквивалентно повышению зарплаты. И уж если на него выделены определенные средства, то пусть же они достанутся стремящимся, нежели будут пущены на издание весьма вопросительного качества методической литературы последней волны. Как говорит один убеленный сединами московский методист: “Я всегда был противником этого шоу, называемого конкурсом, до того момента, как повстречался с одним участником из провинции. Он сказал, что здесь его все равно ждет награда – не обязательно ценный подарок или сумма, а хотя бы бесплатная экскурсия по столице. Когда еще доведется побывать здесь!”

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте