search
main
0

Мизер

Стимулов для работы в школе у учителей все меньше и меньше

Зарплаты педагогов всех уровней – вечная тема, особенно она обострилась с тех пор, как ввели новую систему оплаты труда. Многие школы приняли НСО оптимистично, директора провели большую работу со своими коллективами, просчитали, объяснили, оценили новые рычаги воздействия и дополнительные источники стимулирования сотрудников. Другие восприняли иначе. Помню, восьмидесятилетний работник образования с огромным стажем, не потерявший интереса к текущим проблемам, попросил меня помочь ему разобраться в новшествах. Как только я упомянула, что вместо твердых окладов теперь создан фонд заработной платы, который отдан в распоряжение начальства, он меня остановил: «Все понял, принцип «кого люблю – того дарю». Возникнет множество проблем». То, что было понятно престарелому дедушке, прекрасно понимают простые учителя.

Сегодня читаю данные о средней заработной плате педагога в Новосибирске. Сорок тысяч рублей в месяц. Далее приведено интервью с молодой учительницей. Действительно, она получает 40000 рублей, но ведет 45 часов в неделю. Плюс подготовка к урокам, составление планов, проверка и написание контрольных работ, повышение квалификации, внеклассные мероприятия, проведение родительских собраний и праздников… Причем о своем жилье женщина и не мечтает, живет с мамой. Личная жизнь: «Что вы имеете в виду?» – «Чтение, культура, спорт?» – «Господь с вами».

Те, кто ведет 25‑35 часов в неделю, могут рассчитывать тысяч на 25 в месяц. Если же пытаются сохранять привычную норму 18 часов, то получают мизерную сумму, хотя исправно выполняют все задания второй половины педагогического дня (см. перечисленное выше). Живут репетиторством.

Откуда же берутся мифические 40000? В последние годы можно зай­ти на сайт мэрии и увидеть сведения о доходах руководящего состава, а именно директоров учебных заведений всех уровней, начиная от детского сада, кроме того, указаны и доходы их супругов. В тот же список входят бухгалтеры каждого учебного учреждения. Фонд заработной платы на словах зависит напрямую от количества учащихся. Чем больше учеников, тем больше денег выделяется школе из бюджетов разных уровней. Напомню, распоряжается финансами непосредственно директор, а бухгалтер, видимо, является чрезвычайно важной фигурой, даже важнее педагогического коллектива, потому что хорошо считает.

Посмотрев на список хорошо известных в Новосибирске школ, таких как гимназии №1 и 10 в центре города, лицей №130, гимназия №6 в Академгородке и другие, где устойчиво велик ежегодный набор учеников, можно найти сводки о доходах директоров. Их месячная зарплата превышает 90‑100 тысяч рублей. Заместители получают поменьше, а бухгалтеры, видимо, либо приравнены к ним, либо стоят даже выше на служебной лестнице. Директора школ, где учеников значительно меньше, имеют оклады существенно ниже. Например, директор школы №162 в Академгородке указывает доход всего 76000 рублей, хотя ее заместитель по УВР заработал 96000. Если проверять данные по Интернету, приведенные на разных сайтах, сведения немного различаются. Вызвано это тем, что не везде верно отмечен год. Так, один из директоров за 2018 год получил всего 93000, а в 2019 году – уже 101700. (Данные везде на сайтах приведены с точностью до рубля, копейки я здесь не указываю.) Директора практически всех остальных школ города, за исключением немногих специализированных лицеев, имеют куда более скромные доходы.

Средняя зарплата же учителя даже в престижных школах составляет всего 15000 рублей (!).

Теоретически заработки педагогов должны быть выше за счет доплат из стимулирующего фонда. Вот тут и наступает самое интересное. В первом полугодии предметники, подготовившие победителей олимпиад, представившие участников конференций, участвовавшие в различных проектах, получили разовые надбавки за достижения. В марте сего года на нас обрушился карантин, были отменены олимпиады, конференции, любые массовые мероприятия. Все учителя, включая тех, кто никогда не пользовался компьютером, оказались перед лицом суровой реальности дистанционного обучения. Да, министерство разработало платформы, пособия, программы. Однако педагогам пришлось самостоятельно осваивать новые навыки и умения.
Статистики подсчитали: для того чтобы провести один полноценный урок, один академический час дистанционно, требовалось полтора часа подготовки. Коллеги рассказывают, что буквально сутками сидели за компьютерами. Источники дополнительного заработка канули в пандемию, вести частные уроки через Интернет не было сил и возможностей ни у детей, ни у взрослых. К тому же многие прежде состоятельные родители если и не разорились, то оказались на грани обнищания.

Формально все зарплаты выплачиваются вовремя. Но я с изумлением услышала информацию о том, что стимулирующих доплат люди не получают, начальство мотивирует это тем, что «не за что» платить в связи с отменой традиционных мероприятий. При этом деньги в школы поступают в прежнем объеме, значит, стимулирующий фонд никто не отменил. Но разве не нужно оплачивать непомерную дополнительную работу по дистанционному обучению, с которой наши закаленные педагоги в основном справились?

Читаю на днях в новостях Яндекса: «А ведь вопрос с прибавкой к жалованью уже становится критическим!
Молодые специалисты не видят в преподавании никакой выгоды – ни моральной, ни финансовой, а значит, стремятся в совершенно иные отрасли. Многие из них следуют небезызвестному совету Дмитрия Медведева («Быть учителем – это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше»). Из-за этого в Москве и Московской области дефицит педагогов уже сейчас составляет порядка 31%». В регионах дела обстоят хуже. Знаю много примеров, когда школа набирает начальные классы, а дети оказываются без учителя. Занятия ведет либо педагог, уже имеющий своей класс и работающий в две смены, либо по принципу «кто свободен». «Буратино, кто вас воспитывал?!» – «Когда папа Карло, а когда никто».

Как обстоит дело с окладами в вузах? Цифры иные, а суть та же. Самый богатый ректор Горного университета в Санкт-Петербурге задекларировал доход 248 миллионов рублей. Самой бедной оказалась ректор Челябинского университета, всего 670 тысяч. «Средняя зарплата» преподавателя, по разным сведениям, 60‑67 тысяч рублей в месяц. Но начальная ставка ассистента – те же 15000. Нет, за дистанционное обучение прибавки к жалованью рядовые преподаватели не получили.

Нина КОПТЮГ, Новосибирск

Информация к размышлению

В США директор школы получает зарплату 60‑70 тысяч долларов в год, каждые пять лет стажа следует прибавка к жалованью. Учитель начинает с 30‑40 тысяч долларов в год, также получает прибавку каждые пять лет. Уходя на пенсию, проработавший в системе положенное количество лет педагог имеет оклад не хуже директорского. Моя коллега с мужем, оба педагоги, работают в Австралии, ждут не дождутся снятия ограничений, чтобы выполнить мечту пенсионеров: хотят отправиться в круго­светное путешествие.

NB!

22 июля в Госдуме в ходе отчета Михаила Мишустина выяснилось, насколько несовершенен механизм подсчета усредненной зарплаты учителей. По бумагам Росстата, педагоги получают 40 тысяч рублей, а в реальности – меньше. Об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. «Когда звучит цифра 40, нам сразу наши избиратели говорят, где мы нашли такие зарплаты. Средняя зарплата учителей – порядка 28 тысяч, начинающих – 18 тысяч», – привел данные спикер палаты. Теперь Минпросвещения совместно с Минтрудом, Минфином и Общероссийским профсоюзом образования должны представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учетом формирования базовой ставки заработной платы, исходя из установленной продолжительности рабочего времени. Соответствующее поручение опубликовано на сайте правительства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте