Мы часто говорим о том, что природа крайне уязвима перед человеческой деятельностью, особенно по мере того как эксплуатация земных ресурсов приобретает все более масштабный, глобальный характер. Но и человек по-прежнему не защищен от природных катаклизмов, многие из которых порождены именно антропогенным вмешательствам. Кстати, по мнению ряда ученых, вспышки опасных болезней – это тоже ответ на такое вторжение. И потому так важно выстроить гармоничные отношения человека и природы.
Владимир Путин (на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай»)
Экологическое образование нацелено не только на изучение взаимоотношения человека и природы или взаимосвязи природных объектов и явлений, но и – прежде всего – на развитие у обучающихся природоохранных и здоровьесберегающих императивов, готовности жить в этом постоянно изменяющемся мире, проектируя свою деятельность как экологически безопасную.
В школе №1507 Москвы экологическое образование является одной из приоритетных направлений работы. У нас осуществляется проектирование экологического образования на основе интеграции учебных предметов. Эти методы используются педагогами давно, ведь экологические аспекты есть и в курсе физики, химии, биологии. Накоплен достаточно большой опыт в этом направлении и у педагогов нашей школы. Система интегрированных уроков позволяет шире взглянуть на изучаемую тему, оценить ее не только с научной, но и с духовно-нравственной позиции. Эффективны интегрированные уроки педагогов нашей школы. Многие из них решено опубликовать для того, чтобы поделиться опытом с коллегами:
Александрова В.П., Теплякова Н.П., Копылова Е.В., «Природные сообщества. 6 класс». Курс изучения биологии в 6‑м классе завершается темой «Природные сообщества», и, как показывает практика, эти уроки в большинстве случаев проходят не очень интересно, поэтому в конце курса ботаники можно провести урок-праздник «Прощание с ботаникой». Организация подготовки и проведения данного урока придаст окончанию учебного года праздничное настроение, сделает его ожидаемым и желанным. Данный урок проводится на основе интеграции учебного материала по предметам «Биология», «Литература» и «Изо». Причем материал по литературе и изо также соответствует учебному плану по предметам в 6‑м классе. По курсу литературы проводится обобщение темы «Произведения Михаила Пришвина о природе», по курсу изо – повторение и обобщение темы «Пейзаж».
Александрова В.П., Малютина И.С., «Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина». Путешествуя по странам и континентам, ребята узнают о многообразии животных, особенностях их строения и жизнедеятельности в зависимости от условий обитания. Интеграция географии, биологии, экологии в 7‑м классе в форме деловой игры дает возможность ребятам повторить путь известного ученого. К каким открытиям это приведет?
Александрова В.П., Короткова О.К., «Генетика совести (нравственный выбор человека)». Предметом изучения на этом уроке является история генетики. Урок посвящен научному и гражданскому подвигу Николая Ивановича Вавилова, а окунуться в ту эпоху позволяет произведение Владимира Дудинцева «Белые одежды».
Короткова О.К., Александрова В.П., «Темперамент. Характер. Личность (по страницам зарубежной литературы)». Урок рекомендуется приурочить к 23 апреля (день рождения и смерти Уильяма Шекспира). По программам учебных предметов эта дата примерно соответствует прохождению темы «Темперамент. Характер. Личность» по биологии в 8‑м классе и изучению творчества Шекспира во внеклассном чтении зарубежной литературы. Рассмотрение видов темперамента и его роли в формировании характера и поступков человека на примере литературных героев дает возможность педагогу более ярко и точно показать значение данных психологических характеристик в судьбе человека, научиться использовать психологические характеристики личности в литературных описаниях и анализе своих поступков. В основу содержания урока берутся анализ характеристики героев «Отелло» и «Гамлет» и изучение влияния темперамента героев на их судьбу и судьбу близких. На примере «Трех мушкетеров» рассматривается вопрос: может ли людей с разными темпераментами объединить общее дело? Урок посвящен формированию психологической грамотности школьника как основы развития многих его личностных качеств.
Развитие компетенций проектной и исследовательской работы строится на основе преемственности в системе «дошкольное образование – начальная школа – основная школа – старшая школа». На базе нашего образовательного комплекса, который включает отделения дошкольного образования, совместно с педагогами-предметниками ежегодно проходит межрайонный фестиваль семейного проектирования для дошкольников «Мир вокруг нас», который помогает педагогам познакомиться с их будущими учениками, выстроить партнерские отношения с родителями на ранних этапах обучения. Такое знакомство со школой и учителями направляет будущих первоклассников к осознанному выбору профиля, увеличивает процент детей, остающихся для дальнейшего обучения в образовательном комплексе. В 7‑м классе естественно-научного профиля введен курс экологии, по итогам которого проходит конкурс авторских экологических проектов в рамках школы. Ребятам, показавшим наиболее высокие результаты, рекомендуют принять участие в конкурсах более высокого уровня. Для учеников 10‑х профильных классов разрабатывают индивидуальный проект под руководством ученых МИРЭА, технопарка «Слава».
Примеры некоторых проектов:
– «Создание авторских проектов на основе рециклинга полиэтилена», автор Диана Савицкая, победитель городского фестиваля «Бережем планету вместе», конкурса «Техносфера»;
– «Использование мушки дрозофилы фруктовой (Drosophila melanogaster) как модельного организма при изучении влияния потепления климата на изменение биоразнообразия планеты», автор Екатерина Андрианова, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии;
– «Разработка экологического паспорта родника «Холодный» города Москвы», автор Мария Тюменцева, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии;
– «Оценка загрязненности воздуха в урбанизированной среде по содержанию сульфатов в листьях деревьев», автор Анастасия Дементьева, победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Большую роль в развитии природоохранных компетенций играют реальная работа в природной среде и проведение социально значимых мероприятий. Обучающиеся нашей школы регулярно принимают активное участие в уборке пришкольной территории на субботниках, в акциях «Покорми птиц зимой», конкурсе «Скворечники и кормушки для птиц своими руками», сборе макулатуры, акциях по утилизации пластика «Добрые крышечки», акции «Час Земли».
Мы учимся по учебным пособиям линии «Основы экологической культуры», которая рекомендована для учеников 6-11‑х классов и включает в себя четыре модуля и программу для педагогов: «Экология живых организмов» (6-7‑е классы), «Культура здоровья человека» (8‑й класс), «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека» (9‑й класс), «Изучение водных экосистем в урбанизированной среде» (10-11‑е классы). Содержание линии включает основы таких предметов, как биология, география, литература, история, право, причем программы модулей коррелируют с программами учебных предметов основной и старшей школы и соответствуют психофизиологическому уровню развития обучающихся. Структура учебных пособий позволяет проектировать эколого-биологическое образование на основе системно-деятельностного подхода. Данный комплект можно использовать как дополнительный ресурс к общему образованию, в качестве программы и методики дополнительного образования, а также для организации работы экологических лагерей и проектных исследований. Линия непрерывного экологического образования «Основы экологической культуры» в 2015 году была удостоена премии Правительства Москвы в области охраны окружающей среды.
Организация работы по данным направлениям меняет значимость предмета экологии в школе. Для детей экология становится не столько наукой, дающей новые знания, сколько стилем жизни и мышления. А это стиль жизни современных деловых людей, обладающих универсальными умениями и опытом, способных учиться и сотрудничать, проектировать экологически безопасную деятельность и работать на результат, эффективно справляться с жизненными и экологическими проблемами, психическими нагрузками, большими объемами информации.
Вера АЛЕКСАНДРОВА, учитель биологии школы №1507, кандидат биологических наук
Комментарии