search
main
0

Мир нужно изменять, иначе он начнет изменять нас самих

​Жизнь наша последние два года протекает в большой гимназии: в 2012 году состоялась реорганизация в формате присоединения к гимназии №1517 четырех школьных зданий и четырех детских садов. Сегодня в нашей большой школе (никак не в холдинге) 9 зданий. Другая жизнь. Это не значит, что мы не помним своего прошлого до 2012 года.

Именно история каждого здания, традиции и опыт оказались основой для новой жизни. Мир начал менять нас. Как людей здравомыслящих (смеем себя таковыми считать), и нас волновали перемены и инновации. Точнее, даже не так: в 2012 году мы четко формулировали себе преимущества, возможности и перспективы большой школы. Надо заметить, что все эти понимания претерпевают изменения и корректировки по сей день. Очевидно, что с увеличением числа участников образовательного процесса растут требования, множатся идеи, предложения, возможности. Угол зрения не только меняется, но и увеличивается. Иван Бузина в своем письме задает вопрос: «Как это может быть? Директору всех зданий не объехать. Директор ни учеников, ни сотрудников в лицо не знает, настроение учителя не чувствует». А должен ли профессионал зависеть от настроения? Что важнее директору: настроение или создание условий для профессионала, в которых учитель реализует свой профессионализм? В нашем случае реализация педагогического профессионализма – это успешность ученика, понятие крайне сложное и многогранное. Для ребенка это и выступление на сцене, и победа в составе гимназической футбольной команды, написанная статья в гимназическую газету или альманах, участие в организации и руководстве конференцией, шаг на новую ступень в уровне знаний и многое другое. Наши ученики вместе с учителями и родителями делают каждый свои шаги, каждый день, не замечая того, а ведь это не каждому взрослому под силу. В большой школе количество вариантов таких шагов для учащихся умножается многократно. В течение двух лет возникают новые, смею предположить, что и будут еще открываться новые возможные направления. У учителей появился новый выбор: можно попробовать себя в разных зданиях, найти свое место, не написав заявления об увольнении и понимая уклад каждого здания как целого. Находясь в рейтинге московских школ по итогам 2012-2013 учебного года на 32-м месте, мы самостоятельно проводим аттестацию учителей. Таким образом, результат учителя, воплощенный в результате учеников и отношении к гимназии, создает определенный рейтинг и как следствие доверие. На протяжении двух последних лет задаю всем – родителям, детям, учителям – вопросы: «Есть ли изменения? Какие они?» Надо заметить, что ответ на эти вопросы полтора года назад был один: «Не понимаем, сумбур. Вы все правильно говорите, все логично обещаете, но…» (Ох уж эти «но»!) Родители поверили и поддержали, мы начали работать в совете гимназии, в социальных сетях, на родительских собраниях. Не могу сказать, что сегодня все родители удовлетворены положением дел, но (опять «но») смею надеяться, что каждая семья, каждый ученик и учитель точно знают, что нам удалось приблизиться (или мы очень близки) к такой системе взаимоотношений, где каждый будет услышан, ведь конструктивное мнение каждого важно. (В научном обществе гимназии есть правило: «Критикуя – предлагай».) Хочу привести некоторые примеры из жизни большой гимназии.Родителям дошкольников при выборе первого класса не нужно проходить регистрацию, и с трехлетнего возраста ребенка семья выбирает учителя, программу, здание гимназии, понимая уклад образовательного учреждения. Нашим ученикам выпускных девятых классов не нужно искать школу для продолжения обучения в 10-11-х классах. У большой гимназии есть возможность сформировать все возможные существующие на сегодняшний день профили по запросу учащихся и родителей, от самых популярных до самых экзотических. Школа с одним зданием и небольшим штатом учителей этого себе позволить не сможет, ни с точки зрения финансов, ни с точки зрения кадров. Как ни странно, большая школа более мобильна и более гибка к запросам социума. Часто говорю родителям: «Мы с вами не знаем, какой профиль будет через пять лет, возможно, что это будет нанопрофиль, но, будьте уверены, мы найдем возможность его реализовать». Не очень хочется говорить о деньгах, так как известен и понятен факт – финансирование доводят до школы на 100%, но именно распределение финансовых потоков дает возможность большой гимназии создавать условия. А что, как не организация учебного процесса и его результат, главный критерий выбора семьей школы и результат работы самой школы?! Не могу сказать, что все получается. Новая для нас степень самостоятельности, новые функции ведения хозяйственных вопросов образовали новые задачи, не хочу говорить о проблемах – неконструктивно, тупиково. До недавнего времени многие вопросы решали за нас. Было не важно, что нужно школе: парты или шкафы, ремонт коридора или коммуникаций, поставки учебных досок или ноутбуков, бери что дают. У какого хозяина это возможно? Школа по-прежнему дом, но в большой школе есть сильно запущенные «комнаты», не было оборудования или оно лежало «на складе». Однако в доме должен быть хозяин, который понимает и решает вместе с советом, куда направить силы, аккумулировать ресурсы. Не могу не признать, что за два года у нас по тем или иным, несомненно, объективным причинам получилась малая часть задуманного, но мы учимся, и, что самое главное, все в наших рука в прямом и переносном смысле. «Менять менталитет» – вот еще одна тема, о которой мы много говорим на педагогических советах, родительских собраниях, на директорских клубах, на совете. С кого начать? С директора? Конечно! С заместителя директора? Несомненно! С учителя, с родителей, с детей… Стоп! Вот уж кому не надо менять менталитет, так это ребенку. Живя во времени, далеком от письма турецкому султану, наши дети не считают перемены чем-то особенным. Трудно только нам, взрослым, это мы статичны, а мир наших учеников быстр, переменчив и этим интересен. Вернусь к директору. Вот уж на кого направлены взгляды со всех сторон. Взгляды с пристрастием, требовательные. Споры в обществе подогревают: что должен знать директор, чего не должен, а человек нормальный всего знать не может… Но (снова «но») директор учится с сумасшедшей скоростью, если не знает, должен(!) знать, где узнать. Мы учим наших детей: учись на протяжении всей жизни, работай над собой, мы не можем позволить себе не развиваться, иначе станем неинтересны: ученикам, коллегам, родителям, да и школе в целом. Потому растут требования не только к учителям, но и к администрации, директору в частности. Надо быстро учиться: новым формам работы (не забывая классиков), технологиям, новым инструментам, самостоятельности, распределению финансовых потоков и чему-то еще, о чем, возможно, мы и не догадываемся. Но вот что важно: меняются финансовые потоки, цвет стен, меловая доска на интерактивную, ручка на стилус, тетрадь на планшет, урок в классе на урок по Skype, а квадратное уравнение, строение атома, письмо Татьяны Онегину вечны. Важно, что писать, а потом уже, чем. Важно содержание. Инструмент – это соответствие времени, которое важно каждому цивилизованному человеку, чтобы говорить на одним языке. Двадцать пять лет назад я в девятом классе писала сочинение на тему «Нужно ли образование в современном обществе». В этом году наши десятиклассники в рамках промежуточной аттестации писали сочинение. Тема номер пять: «Образование создает разницу между людьми» (Джон Локк). Смею думать, что перекликающиеся через двадцать пять лет темы школьных сочинений – подтверждение того, что наш выбор правильный.Анна ВАХНЕЕВА, директор гимназии №1517

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте