25 ноября Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, в которую входят общероссийские профсоюзы образования, здравоохранения и культуры, обратилась в адрес Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева и председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова в связи с серьезной озабоченностью профсоюзов перспективами финансового обеспечения деятельности государственных учреждений здравоохранения, образования и культуры в 2016 году.
В представленном проекте федерального бюджета на 2016 год расходы на государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и «Развитие здравоохранения» сокращены в сравнении с 2015 годом на 10 и 12 процентов соответственно, в то время как общие расходы на реализацию государственных программ в целом увеличились. Фактически предусмотрено снижение нормативов финансового обеспечения реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, принятой в целях исполнения «майских указов» Президента.
Мы публикуем полный текст этого обращения, направленного Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации рассмотрел проекты федеральных законов № 911755-6 «О федеральном бюджете на 2016 год» и № 911758-6 « О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» (далее – проекты федеральных законов), внесенные Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектами федеральных законов, и отмечает следующее.
Проектом Федерального бюджета на 2016 год предусмотрено существенное снижение объёма финансирования сферы образования. Объем бюджетных ассигнований в 2016 году по разделу «Образование» уменьшен по сравнению с уровнем 2015 года более, чем на 50,00 млрд. рублей. По отношению к объему ВВП расходы по разделу «Образование» составят в 2016 году 0,7 процента против 0,9 процента в 2015 году, а по отношению к объёму расходов федерального бюджета – доля расходов уменьшится с 4,1 процента в 2015 году до 3,6 процента в 2016 году.
Доля расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение по отношению к объёму ВВП уменьшится с 3,8 процента в 2015 году до 3,4 процента в 2016 году. Планируемый рост государственных расходов на здравоохранение в 2016 году сохранит неизменной их долю в структуре расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относительно 2015 года, но не позволит сохранить реальный уровень финансирования отрасли из-за высокого уровня инфляции в 2014 и 2015 годах и последующего роста номинальных расходов, связанных с обеспечением оказания медицинских услуг.
В представленном проекте федерального бюджета на 2016 год расходы на государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы и «Развитие здравоохранения» сокращены в сравнении с 2015 годом почти на 10 и 12 процентов соответственно, при том, что общие расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации, как и расходная часть самого федерального бюджета в целом увеличились.
Фактически предусмотрено снижение нормативов финансового обеспечения реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, принятой в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».
В бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования предусмотрено изъятие страховых средств, передаваемых федеральному бюджету в 2016 году в сумме 187,9 млрд. рублей. Запланированное уменьшение расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, сформированного на 2016 год с дефицитом, создаёт дополнительные риски по практическому обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи и выполнению Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы применительно к работникам системы здравоохранения.
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации отмечает, что запланированный объём финансирования из средств федерального бюджета сферы образования, здравоохранения и культуры:
не предусматривает проведение индексации размера заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, реализуемой в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
уменьшает в 2016 году объём дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в части финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
не предполагает индексации стипендий (размеров стипендиального фонда) студентам высшего и среднего профессионального образования.
Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации отмечает, что принимаемые в рамках бюджетной политики меры в сфере образования, здравоохранения и культуры снижают уровень обеспеченности трудовых и социально-экономических прав и интересов работников, что может привести к ухудшению качества и снижению объемов оказываемых населению услуг в сфере образования, медицины и культуры.
В связи с вышеизложенным просим оказать личное содействие в учёте предложений Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации по проектам федеральных законов с целью принятия дополнительных мер в рамках реализации бюджетной и социальной политики Российской Федерации в 2016 году:
проведение индексации заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, принятой в целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
сохранение, а в необходимых случаях увеличение размеров дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в части финансового обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
увеличение размеров стипендиального фонда для обучающихся по программам высшего образования, а также по программам среднего профессионального образования, исходя из необходимости первоочередной поддержки социально незащищенных категорий студентов;
финансовое обеспечение деятельности учреждений образования, здравоохранения и культуры в объёмах, обеспечивающих выполнение государством социальных обязательств перед своими гражданами.
Президент Совета Ассоциации,
Председатель Профсоюза работников
здравоохранения РФ М.М.Кузьменко
Вице-президент Совета Ассоциации,
народного образования и науки РФ Г.И.Меркулова
Председатель Российского профсоюза
работников культуры С.Н.Цыганова
Фото Марии Голубевой
Комментарии