search
main
0

Минпросвещения представило единую модель профориентации для школьников

Минпросвещения России разработало единую модель профориентации для школьников, которая со следующего учебного года будет рекомендована всем образовательным организациям страны. Об этом на Всероссийском фестивале «Билет в будущее» в Екатеринбурге заявил глава ведомства Сергей Кравцов. По его словам, модель рассчитана на учеников с 6‑го по 11‑й класс. «Мы планируем, что в рамках этой модели будет заложен универсальный набор инструментов по проведению профориентации учащихся. В рамках внеурочной деятельности и других мероприятий образовательные организации могут выбрать один из следующих уровней: базовый (40 часов в течение учебного года), основной (60 часов) и продвинутый (80 часов)», – прокомментировал министр. Сергей Кравцов уточнил, что профориентационный минимум апробирован в рамках проекта «Билет в будущее» и будет реализован по семи основным направлениям: профильные классы, урочная деятельность, внеурочная деятельность, организация воспитательной работы, дополнительное образование, профессиональное обучение и взаимодействие с родителями учащихся.

О том, на чем необходимо сделать акцент при организации профориентационной работы со школьниками, и незадействованных резервах в этой области размышляют наши эксперты и читатели.

 

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Профориентация часто не выходит за рамки разовых мероприятий. Согласно опросам ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» каждому третьему подростку недостает понимания, чем ему хотелось бы заниматься в будущем. О том, что в школе проводятся специальные тесты на выявление интересов, способностей и личностных качеств, сообщает только каждый второй школьник. Лишь 9% подростков упоминают, что участвовали в играх, мастер-классах или тренингах, которые позволяют сориентироваться в мире профессий. Многим не хватает общения с успешными людьми, презентаций вузов, техникумов, лекций о профессиях, экскурсий. Каждый пятый подросток утверждает, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией.

Ключевое в профориентации – это профессиональные пробы и формирование готовности сделать выбор. Если анонсированный набор инструментов профориентации будет включать методические описания и интерактивные материалы, то это станет хорошим подспорьем учителям. Также к организации профориентационной работы можно подключить советников по воспитанию. Важно укреплять взаимодействие с предприятиями, колледжами, вузами, детскими технопарками, центрами допобразования. Для усиления этого направления Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования внес трудовые функции по профориентации в проект профстандарта преподавателя СПО. Мы также начали работу над профстандартом «Наставник». Одно из обсуждаемых направлений его работы – воспитание и социализация, в том числе помощь во входе в профессию.

 

Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009, директор средней школы №5 с углубленным изучением математики Магнитогорска, Челябинская область:

– В июле 2022 года Минпросвещения России направило в школы письмо с методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, где час в неделю предложено отводить на занятия по профориентации.

В школьных программах воспитания один из модулей – это «Профориентация». Модуль формируется исходя из ресурсов и возможностей школы. Например, в нашей школе это циклы профориентационных часов общения, встречи с представителями профессий, посещение промышленных площадок, участие во всероссийских проектах (например, «Билет в будущее»), взаимодействие с родителями.

Если говорить о предлагаемой Минпросвещения единой модели профориентации, то пока непонятно, какие дополнительные ресурсы будут выделены школам (например, дополнительное финансирование на ставки специалистов?). Если этого не произойдет, то единая модель – это объединение в одну систему уже существующих элементов профориентационной работы, то есть школы останутся с набором своих ресурсов.

 

Наталья КОРЧИНСКАЯ, методист Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, Симферополь:

– Профориентация, на мой взгляд, сейчас очень важна для школьников. В последние годы все чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда уже аттестат в руках, а уверенности в выборе профессии у выпускника нет. Думаю, единая модель профориентации при грамотной ее организации должна помочь с определением если уж не конкретной профессии, то хотя бы сферы деятельности.

При организации профориентационной работы со школьниками необходимо сделать акцент прежде всего на профессиях, востребованных в конкретном регионе. Нужна возможность погружения в профессиональную среду с помощью успешных в своей сфере людей, которые могут осуществлять функции наставничества и сопровождения будущих специалистов. Для этого в регионах должна пройти серьезная работа по установлению связей с предприятиями с целью организации площадок для профессиональных проб. А то ведь большинство школьников так и будут мечтать о карьере блогеров.

 

Екатерина ЛИБЕРЦОВА, заместитель директора по информатизации лицея №1 Петрозаводска, Карелия:

– В реализации любой идеи важна системность. У нас в лицее на уровне среднего образования реализуются индивидуальные образовательные маршруты. Для того чтобы ученики осознанно выбирали и наполняли свой маршрут, существует целая система профориентации. В нее входят профильные и предпрофильные классы, курсы внеурочной деятельности, профильные практики и профессиональные пробы, сопровождение школьников специалистами психологической службы, ведение портфолио успешной карьеры. Создание подобной системы на уровне государства – очень правильный процесс.

 

Константин ТХОСТОВ, директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга:

– Правительство Санкт-Петербурга активно развивает программы ранней профессиональной ориентации школьников, предоставляя ребятам возможность знакомства с образовательными и производственными площадками, где наши юные горожане смогут реализовать свои самые амбициозные планы.

Кроме того, два последних года проходили под знаком формирования профильных классов в образовательных организациях города в рамках грантовых конкурсов. Наш лицей дважды выигрывал гранты и сформировал профильные лабораторные площадки по IT- и химико-биологическому направлениям. Это дало возможность приступить к ранней предпрофессиональной подготовке ребят школьного возраста по значимым не только для Санкт-Петербурга, но и для России специальностям.

Коллаборация вузов, промышленных, производственных и бизнес-структур при содействии правительства Санкт-Петербурга позволит решить задачи достижения технологического суверенитета и бесшовного перехода сегодняшних школьников в будущую профессию.

 

Эляна НЕБОГИНА, учитель русского языка и литературы Петропавловской школы, Воронежская область:

– Профориентационная работа – значимая часть моей педагогической деятельности. Через свои предметы, часы общения, классные часы веду постоянную работу в этом направлении.

Ученики, у которых я являюсь классным руководителем, уже становились участниками таких всероссийских проектов, как «Билет в будущее», «Проектория».

В нашей школе действуют профильные классы (технологический, естественно-научный, гуманитарный профили). Также на базе школы функционирует педагогический класс.

Единая модель профориентации для школьников – несомненно, хорошая идея. Из трех предложенных уровней можно будет выбрать один, соответствующий учебному плану школы.

 

Наталья ЧЕКАНОВА, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания средней школы №40 Бийска, Алтайский край:

– По опыту знаю, что значительное количество учеников 9-11‑х классов испытывают проблемы с профессиональным самоопределением. У нас в школе реализуется профильное обучение, проводятся внеурочные занятия, встречи с представителями учреждений профессионального образования, ведется разъяснительная работа с родителями. Но проблема все равно остается актуальной. На мой взгляд, выпускникам, жителям таких небольших городов, как наш, не хватает взаимодействия с учебными заведениями из крупных городов, может быть, в онлайн-формате.

И еще: единая модель профориентации нужна, чтобы мероприятия не представляли собой разрозненные бессистемные действия, а реализовывались целостно.

 

Светлана К., учитель, Великий Новгород:

– О профориентации хорошо говорить тем, кто работает в городских школах. Но в условиях сельской местности такие программы практически невыполнимы. Чтобы вывезти ребят в город на профориентационные мероприятия, директор должен где-то взять транспорт и средства на бензин и оплату труда водителя. Дистанционно проводить профориентацию можно, но это будет не так эффективно, здесь необходимы наглядность и интерактивность, личное участие ребенка. Выходом может стать выезд представителей разных профессий в сельские школы, а также оплата поездок школьников на профориентационные мероприятия из регионального или федерального бюджета.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте