Минпросвещения России разработало единую модель профориентации для школьников, которая со следующего учебного года будет рекомендована всем образовательным организациям страны. Об этом на Всероссийском фестивале «Билет в будущее» в Екатеринбурге заявил глава ведомства Сергей Кравцов. По его словам, модель рассчитана на учеников с 6‑го по 11‑й класс. «Мы планируем, что в рамках этой модели будет заложен универсальный набор инструментов по проведению профориентации учащихся. В рамках внеурочной деятельности и других мероприятий образовательные организации могут выбрать один из следующих уровней: базовый (40 часов в течение учебного года), основной (60 часов) и продвинутый (80 часов)», – прокомментировал министр. Сергей Кравцов уточнил, что профориентационный минимум апробирован в рамках проекта «Билет в будущее» и будет реализован по семи основным направлениям: профильные классы, урочная деятельность, внеурочная деятельность, организация воспитательной работы, дополнительное образование, профессиональное обучение и взаимодействие с родителями учащихся.
О том, на чем необходимо сделать акцент при организации профориентационной работы со школьниками, и незадействованных резервах в этой области размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:
– Профориентация часто не выходит за рамки разовых мероприятий. Согласно опросам ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» каждому третьему подростку недостает понимания, чем ему хотелось бы заниматься в будущем. О том, что в школе проводятся специальные тесты на выявление интересов, способностей и личностных качеств, сообщает только каждый второй школьник. Лишь 9% подростков упоминают, что участвовали в играх, мастер-классах или тренингах, которые позволяют сориентироваться в мире профессий. Многим не хватает общения с успешными людьми, презентаций вузов, техникумов, лекций о профессиях, экскурсий. Каждый пятый подросток утверждает, что школа никак не помогает определиться с будущей профессией.
Ключевое в профориентации – это профессиональные пробы и формирование готовности сделать выбор. Если анонсированный набор инструментов профориентации будет включать методические описания и интерактивные материалы, то это станет хорошим подспорьем учителям. Также к организации профориентационной работы можно подключить советников по воспитанию. Важно укреплять взаимодействие с предприятиями, колледжами, вузами, детскими технопарками, центрами допобразования. Для усиления этого направления Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования внес трудовые функции по профориентации в проект профстандарта преподавателя СПО. Мы также начали работу над профстандартом «Наставник». Одно из обсуждаемых направлений его работы – воспитание и социализация, в том числе помощь во входе в профессию.
Наталья НИКИФОРОВА, учитель года России-2009, директор средней школы №5 с углубленным изучением математики Магнитогорска, Челябинская область:
– В июле 2022 года Минпросвещения России направило в школы письмо с методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности, где час в неделю предложено отводить на занятия по профориентации.
В школьных программах воспитания один из модулей – это «Профориентация». Модуль формируется исходя из ресурсов и возможностей школы. Например, в нашей школе это циклы профориентационных часов общения, встречи с представителями профессий, посещение промышленных площадок, участие во всероссийских проектах (например, «Билет в будущее»), взаимодействие с родителями.
Если говорить о предлагаемой Минпросвещения единой модели профориентации, то пока непонятно, какие дополнительные ресурсы будут выделены школам (например, дополнительное финансирование на ставки специалистов?). Если этого не произойдет, то единая модель – это объединение в одну систему уже существующих элементов профориентационной работы, то есть школы останутся с набором своих ресурсов.
Наталья КОРЧИНСКАЯ, методист Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, Симферополь:
– Профориентация, на мой взгляд, сейчас очень важна для школьников. В последние годы все чаще сталкиваюсь с ситуацией, когда уже аттестат в руках, а уверенности в выборе профессии у выпускника нет. Думаю, единая модель профориентации при грамотной ее организации должна помочь с определением если уж не конкретной профессии, то хотя бы сферы деятельности.
При организации профориентационной работы со школьниками необходимо сделать акцент прежде всего на профессиях, востребованных в конкретном регионе. Нужна возможность погружения в профессиональную среду с помощью успешных в своей сфере людей, которые могут осуществлять функции наставничества и сопровождения будущих специалистов. Для этого в регионах должна пройти серьезная работа по установлению связей с предприятиями с целью организации площадок для профессиональных проб. А то ведь большинство школьников так и будут мечтать о карьере блогеров.
Екатерина ЛИБЕРЦОВА, заместитель директора по информатизации лицея №1 Петрозаводска, Карелия:
– В реализации любой идеи важна системность. У нас в лицее на уровне среднего образования реализуются индивидуальные образовательные маршруты. Для того чтобы ученики осознанно выбирали и наполняли свой маршрут, существует целая система профориентации. В нее входят профильные и предпрофильные классы, курсы внеурочной деятельности, профильные практики и профессиональные пробы, сопровождение школьников специалистами психологической службы, ведение портфолио успешной карьеры. Создание подобной системы на уровне государства – очень правильный процесс.
Константин ТХОСТОВ, директор лицея №369 Красносельского района Санкт-Петербурга:
– Правительство Санкт-Петербурга активно развивает программы ранней профессиональной ориентации школьников, предоставляя ребятам возможность знакомства с образовательными и производственными площадками, где наши юные горожане смогут реализовать свои самые амбициозные планы.
Кроме того, два последних года проходили под знаком формирования профильных классов в образовательных организациях города в рамках грантовых конкурсов. Наш лицей дважды выигрывал гранты и сформировал профильные лабораторные площадки по IT- и химико-биологическому направлениям. Это дало возможность приступить к ранней предпрофессиональной подготовке ребят школьного возраста по значимым не только для Санкт-Петербурга, но и для России специальностям.
Коллаборация вузов, промышленных, производственных и бизнес-структур при содействии правительства Санкт-Петербурга позволит решить задачи достижения технологического суверенитета и бесшовного перехода сегодняшних школьников в будущую профессию.
Эляна НЕБОГИНА, учитель русского языка и литературы Петропавловской школы, Воронежская область:
– Профориентационная работа – значимая часть моей педагогической деятельности. Через свои предметы, часы общения, классные часы веду постоянную работу в этом направлении.
Ученики, у которых я являюсь классным руководителем, уже становились участниками таких всероссийских проектов, как «Билет в будущее», «Проектория».
В нашей школе действуют профильные классы (технологический, естественно-научный, гуманитарный профили). Также на базе школы функционирует педагогический класс.
Единая модель профориентации для школьников – несомненно, хорошая идея. Из трех предложенных уровней можно будет выбрать один, соответствующий учебному плану школы.
Наталья ЧЕКАНОВА, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания средней школы №40 Бийска, Алтайский край:
– По опыту знаю, что значительное количество учеников 9-11‑х классов испытывают проблемы с профессиональным самоопределением. У нас в школе реализуется профильное обучение, проводятся внеурочные занятия, встречи с представителями учреждений профессионального образования, ведется разъяснительная работа с родителями. Но проблема все равно остается актуальной. На мой взгляд, выпускникам, жителям таких небольших городов, как наш, не хватает взаимодействия с учебными заведениями из крупных городов, может быть, в онлайн-формате.
И еще: единая модель профориентации нужна, чтобы мероприятия не представляли собой разрозненные бессистемные действия, а реализовывались целостно.
Светлана К., учитель, Великий Новгород:
– О профориентации хорошо говорить тем, кто работает в городских школах. Но в условиях сельской местности такие программы практически невыполнимы. Чтобы вывезти ребят в город на профориентационные мероприятия, директор должен где-то взять транспорт и средства на бензин и оплату труда водителя. Дистанционно проводить профориентацию можно, но это будет не так эффективно, здесь необходимы наглядность и интерактивность, личное участие ребенка. Выходом может стать выезд представителей разных профессий в сельские школы, а также оплата поездок школьников на профориентационные мероприятия из регионального или федерального бюджета.
Комментарии