Предусмотрен новым документом “Основные направления развития естественно-математического образования в Российской Федерации”
1. Естественно-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Естественно-математическое образование должно сохраниться в системе общего среднего образования.
2. Анализ содержания образования и учебных планов, начиная с 1945 года, показывает, что количество часов в неделю, отводимое на изучение естественно-математических дисциплин, постоянно уменьшается (с 64 часов до 45 часов в неделю по математике, с 40 часов до 32 часов – по естественным дисциплинам).
Это сокращение привело в первую очередь к ослаблению практической направленности обучения, к снижению качества усвоения учебного материала, уровня общеобразовательной подготовки школьников.
Таким образом, время на изучение предметов естественно-математического цикла не должно сокращаться.
3. Традиционно система построения курсов математики, химии и биологии состояла из двух концентров, по физике – из трех. В настоящее время предметы естественно-математического цикла по структуре и содержанию соответствуют структуре общеобразовательной школы и состоят из трех концентров – пропедевтический, основной курс, обязательный для всех, и профильный. Следует продолжить осуществление непрерывности каждой из составляющих естественно-математического образования.
Необходимо сохранение трех коцентров в настоящее время и в будущем в 12-летней школе.
4. Традиционно российская школа в отличие от зарубежной включает в учебный план систематические курсы по естественно-математическим предметам (математика, физика, химия, биология). Эти курсы дают школьникам фундаментальные знания основ наук, развивают мышление учащихся, формируют у них умения наблюдать и объяснять явления природы, дают представления о достижениях современной науки.
Необходимо обязательное сохранение изучения систематических курсов по алгебре, геометрии, биологии, физике, химии для учащихся 13-15 лет, в том числе и в 12-летней школе.
5. Учащиеся основной школы практически не получают знаний по информатике и вычислительной технике. Этим наносится существенный ущерб общенаучной и политехнической подготовке выпускников основной школы. В этом возрасте дети проявляют большой интерес к предмету, у них формируются основные логические структуры мышления. Уже в начальной школе в учебном процессе используются компьютерные игры.
Ввести информатику как самостоятельный предмет в основной школе весьма перспективно. Тогда в старшей школе информатика будет являться средством обучения при изучении предметов естественно-математического цикла.
6. В настоящее время в учебном плане основной школы отсутствует астрономия, хотя астрономические знания для детей в этом возрасте значимы и интересны.
Интеграция астрономических знаний в содержании систематических курсов физики, биологии, географии и химии основной школы, а также пропедевтические курсы “Окружающий мир” в 1-4-х классах, “Естествознание” в 5-6-х классах позволят дать учащимся представления об общей картине строения и эволюции окружающего мира, обеспечат иммунитет против суеверий.
7. Для общеобразовательной школы разработаны обязательный минимум содержания образования, который является ядром образования, определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемый школой учащимся.
Необходимо взять курс на реализацию обязательного минимума содержания естественно-математического образования для основного и среднего (полного) образования.
В 12-летке, не увеличивая объем содержания, появится реальная возможность сохранения 3-х концентров и осуществления перехода от линейных курсов к концентрическим.
8. Основная школа является обязательной. По содержанию она единая, но в ней обучаются учащиеся, отличающиеся по способностям. Поэтому уровень изложения учебного материала может быть разным.
Необходимо в основной школе активно вводить уровневую дифференциацию без расширения содержания образования и увеличения количества часов на предмет в учебном плане.
9. Старшая школа – профильная школа, школа дифференцированного обучения, в которой выделяются следующие основные профили: гуманитарный, общеобразовательный, естественно-математический (физико-математический, биолого-химический, технический). Этим профилям соответствуют уровни А и Б обязательного минимума содержания среднего образования по естественно-математическим предметам. Уровень А определяет минимальное содержание областей и курсов, которое должно быть реализовано во всех видах общеобразовательных учреждений независимо от их профиля. Уровень Б является более высоким по сравнению с уровнем А. По своему содержанию он близок к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ российской школы. Общеобразовательные учреждения физико-математического, биолого-химического, технического профилей должны обеспечить содержание образования по профильным дисциплинам на более высоком уровне, не ниже уровня Б.
Введение 12-летки позволит еще больше усилить дифференцированный подход к обучению в средней школе.
10. Интеграция естественно-научных дисциплин будет способствовать сближению и объединению физики, химии, биологии, географии и астрономии. Основными идеями интеграции являются идеи единства человека и природы, их целостность и взаимодействие, идея связи, системности, причинности и историзма в познании этого единства.
В начальной школе целесообразно сохранять такие интегрированные курсы, как “Окружающий мир”, который формирует элементарные представления о мире в системе “человек-природа-общество”, а в 5-6-х классах основной школы – курс “Естествознание”, интегрирующий физику, химию, биологию, географию, астрономию и дающий целостное представление о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.
Необходимо разработать интегрированный курс “Естествознание” для гуманитарных профилей старшей школы.
11. Осуществление прикладной направленности в обучении расширит научно-теоретический кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие предмета на мировоззрение, повысит качество знаний, сформирует устойчивый интерес к предмету, подготовит учащихся к практической деятельности. От умения выпускников общеобразовательных учреждений развивать и применять усвоенные знания в общественной и производственной практике в большой степени зависит успех развития всего общества.
В связи с этим необходимо усилить практическую и прикладную направленность преподавания курсов естественно-математического цикла.
Маргарита ЛЕОНТЬЕВА,
руководитель Департамента общего среднего образования
Наш комментарий
12 апреля Коллегия Министерства образования рассмотрела вопрос о перспективах развития преподавания естественно-математических дисциплин в школе. Главный докладчик – Маргарита Леонтьева, руководитель Департамента общего и среднего образования. Предполагалось принять важнейший директивный документ “Основные направления естественно-математического образования в Российской Федерации”. Но принятие окончательного решения было отложено на некоторое время – Коллегия сочла необходимым продолжить обсуждение документа и расширить круг обсуждающих. Мы помещаем проект “Основных направлений”, чтобы каждый читатель мог высказать свои пожелания.
В этой связи еще вот какие соображения. Естественнонаучные и математические дисциплины – это примерно половина нашей школы. И она неразрывно связана с другой половиной – гуманитарной. Можно ли оторвать одно от другого? Можно ли здесь что-то реформировать по отдельности? Ведь и заседание Коллегии показало воочию, что рассмотрение части непременно затрагивает целое, всю структуру школьных предметов. И это в особенности ярко видно в отношении старших классов, где нам предлагается целый комплекс мер. Касающийся как дифференциации преподавания, так и интеграции учебного материала по естественнонаучному и гуманитарному профилю одновременно.
Согласно “Основным направлениям”, у старшеклассников будет не один обязательный минимум, а два: А и Б, узкий и широкий. Так что, например, в гуманитарном профиле гуманитарные предметы будут ориентироваться на уровень Б (широкий), а остальные – на уровень А. Эти “минимумы” появятся уже к следующему учебному году.
Министерство общего и профессионального образования России представило важнейший документ, касающийся будущего всей школы. Важный не только математикам или, скажем, физикам, но и словесникам, обществоведам, историкам. То есть – всем нам. И я убежден: учительская общественность обязана включиться в обсуждение.
Евгений БЕЛЯКОВ
Комментарии