Люблю участвовать в конкурсах. Это возможность не только показать себя, но и, что, пожалуй, даже важнее, возможность на других посмотреть, найти что-то для себя новое, полезное. Наша профессия предполагает совершенствование профессиональной компетентности на протяжении всего педагогического пути. Тем более это актуально во времена всероссийской модернизации образования. А где еще можно найти что-то новое и интересное, как не на конкурсах?
В этом году в конкурсе «Сто друзей» приняли участие 15 учителей начальных классов и педагогов дошкольного образования. Всего было представлено 20 работ. Впечатляет география участников: республики Хакасия, Башкортостан, Калмыкия; Кемеровская, Курская, Владимирская, Тульская, Ростовская области; города Пенза, Новосибирск, Сызрань; Пермский край.Работы все разные и по содержанию, и по оформлению. Но практически во всех материалах просматриваются творческая жилка педагогов и современные тенденции, которые смело воплощаются на практике.Самыми популярными оказались номинации «Сценарии уроков» и «Организация внеклассной работы по предмету».Давайте пройдемся по положению о конкурсе и проверим, все ли требования выполнили конкурсанты. Очень важный пункт, на который мы, эксперты, обращаем внимание, – авторство. В положении о конкурсе говорится: «К методическому состязанию допускаются только оригинальные авторские разработки, ранее нигде не опубликованные и не участвовавшие в других педагогических конкурсах». Разве можно назвать материал авторским, если уникальность текста в нем 39%? Или же викторину, составленную из уже готовых чужих вопросов? Отдельным пунктом в положении оговаривается: «Если вы используете чужие идеи, цитаты, разработки – любое чужое творчество, обязательно указывайте источники. Также обязательно прилагайте список использованной литературы». Конечно, используя чужие материалы, мы обязаны указывать первоисточники. Это относится и к использованным в презентационных ресурсах изображениям. Но, во-первых, необходимо правильно указывать ссылки на источники. Особенно это касается иллюстративного материала, взятого из Интернета. Во-вторых, существует предел заимствования. Вряд ли будет считаться авторской работа, сотканная из чужих находок, даже если все использованные ресурсы будут указаны по всем правилам. В положении также говорится, что «каждый автор имеет право состязаться во всех конкурсных номинациях». Но это не значит, что одна разработка может быть представлена сразу в нескольких номинациях. Смотрим дальше: «К каждому материалу необходимо приложить краткую аннотацию. Обязательно приложите к материалам титульный лист». Что должно быть указано на титульном листе, обговаривается отдельно. Удивительно, иногда нет не только титульного листа, но даже имя конкурсанта, название материала приходится долго искать. К критериям оценки относится и «аккуратное оформление материалов». Создалось впечатление, что некоторые авторы отправили на конкурс черновой вариант работы, настолько сумбурно она была представлена. Обязательное условие – «наличие целей, задач, четко выстроенной структуры работы». Соответственно их отсутствие сказалось на общем балле. Хочется остановиться более подробно на работах, которые порадовали, приятно удивили, научили.Елена Михайловна Акимова, учитель начальных классов средней школы №3 города Железногорска Курской области. Урок на тему «Разнообразие облаков» во 2-м классе. Форма учебного занятия: урок открытия нового знания. Четко поставленные цель и задачи урока соответствуют современным требованиям. Основной метод обучения на данном уроке – исследование. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение учащимся предстоит найти самостоятельно. На протяжении всего урока ребята выдвигают гипотезы, проверяют выдвинутые доказательства путем наблюдений, исследований. Четко выстроенная технологическая карта урока отражает не только все этапы урока, но и действия с презентацией, при помощи которой поддерживается познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока. А также видно, как формируются УУД на каждом отдельном этапе урока.В еще одной работе этого же автора – «Организация проектной работы в начальной школе. Издательство детской литературно-познавательной газеты для младших школьников» – подробно описывается работа кружка маленьких журналистов «Юный издатель», которая предполагает включение в систему средств массовой коммуникации общества учащихся младших классов. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации познавательной деятельности младших школьников. Новизна рабочей программы кружка «Юный издатель» состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске собственной детской литературно-познавательной газеты, творческой активности на уроках. Автор предлагает готовый продукт работы кружка – газету «Переменка», которая не только имеет практическую ценность, но служит примером эстетического оформления материала. Актуальна программа курса внеурочной деятельности «Я – будущий предприниматель» для учащихся начальных классов, составленная учителем начальных классов гимназии №53 Пензы Ириной Александровной Питеренко. Цель данного курса – формирование компетентности учащихся в вопросах предпринимательства, и предназначен он для учащихся 3-4-х классов. Программа курса выстроена таким образом, что усвоение теоретических знаний тесно связано с развитием художественно-конструкторского, речевого творчества. Автор предлагает разнообразные формы занятий по реализации курса, учебно-тематическое планирование, подробно описывает содержание основных разделов. Порадовали работы педагогов дошкольных учреждений.Наталья Алексеевна Пылева, воспитатель центра развития ребенка – детского сада №14 города Ефремова Тульской области, представила занятие для детей 5-6 лет на тему «Путешествие в зимний лес». Занятие не только способствует закреплению имеющихся у детей математических знаний, но и помогает развивать конструктивные способности и расширять представления детей об окружающем мире. Используется демонстрационный и раздаточный материал.Ее коллега Елена Викторовна Фокина на занятии «Поссорились – помирились» в игровой форме расширяет и углубляет представления пятилетних детей о добре, обучает давать моральную оценку происходящему, воспитывает желание быть добрым и совершать положительные поступки.Воспитатель детского сада №14 города Батайска Ростовской области Евгения Юрьевна Таран на своем мероприятии «Путешествие в страну Эмоций», предназначенном для детей старшего дошкольного возраста, дает представление об основных человеческих эмоциях, помогает повысить устойчивость эмоциональных состояний и укрепить уверенность в себе, развить самосознание.Уже много лет конкурс «Сто друзей» радует нас новыми открытиями, профессиональными находками. По праву этот конкурс стал народным. Его можно смело переименовать в «Миллион друзей». А кто такой друг? Это человек, который порадуется твоим достижениям, подскажет, где ты ошибся, и научит, как можно исправить ошибку. Мы надеемся, что участие в конкурсе помогло вам подняться на еще одну профессиональную ступеньку. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и ждем ваших новых творческих находок. Татьяна КАСАТИНА, учитель начальных классов основной школы №8 города Каширы Московской области
Комментарии