search
main
0

Микроклимат из ситца и сатина. Урок в 5-м классе на тему «Снятие мерок для построения чертежа выкройки»

Раздел: Технология изготовления швейного изделия (фартук).

ЦелиОбучающая: создать условия для усвоения новых знаний и формирования навыков практической самостоятельной работы.Развивающая: формировать навыки по измерению фигуры человека, познавательный интерес, развивать эстетический вкус. Воспитывающая: воспитывать аккуратность и внимательность в работе, умение работать в паре, слушать и слышать друг друга.Задачи:- ознакомить с историей  развития фартука;  – освоить правила снятия мерок с фигуры человека;- формировать навыки практической самостоятельной работы.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник, рабочая тетрадь, сантиметровая лента.Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, фронтальная.Межпредметные связи: информатика, изо, история.Ход урока1. Организационный моментПроверка готовности учеников к уроку. Определение темы урока.Доведение плана урока до учащихся.2. Актуализация темы урокаНа доске составлен ребус, разгадав его, вы узнаете тему нашего урока.3. Изучение нового материалаУчитель: Символ домашней одежды – фартук. Он выполняет защитную и эстетическую функции, символизирует чистоту и опрятность, требует минимальных затрат энергии и времени на приведение его в порядок.Фартук – ложная юбка, богато декорированный съемный перед, который прикалывали булавками к верхней юбке во французской моде XVII века, в настоящее время то же, что передник.Изначально функция фартука – прикрыть обнаженное тело. Чуть позже она стала шире – не только скрывать наготу, но и определять статус человека, который его носит. С этой целью его надевали в Древнем Египте фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе. Изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба. Потом он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.Конечно, крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали фартук сугубо утилитарно – они защищали им свою одежду. Шили его из простых тканей – льна, отбеленного полотна. Но уже в XVI веке женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины.В эпоху рококо (1715-1789 годы) платья дам были очень декоративными. Если в XVII веке женский костюм поражал своей торжественностью, то в XVIII веке он выглядел легкомысленно, кокетливо. «И вот когда стиль рококо достиг своего наивысшего расцвета, аристократия неожиданно обратилась к моде простолюдинов, ища подсказку, как сделать наряды более функциональными и комфортными». (Цитата из книги  «История моды с XVII по XX век. Коллекция института костюма Киото».) Поэтому их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто украшены вышивкой и дорогими кружевами.Сейчас это странно слышать, но дамы в XVIII веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку (променад).Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма. Девочки одевались как маленькие женщины: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок. В XIX веке появился детский фартук рinafore – сарафанчик, где есть не только передник, грудка, но и спинка. Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму.Передники были также неотъемлемой частью униформы сестер милосердия начала ХХ века. Форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу, который гласил: «Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…»Своего рода кружевной фартук носят англиканские епископы и архидиаконы. Как и гамаши, короткий фартук служит символом мобильности священников, ведь когда-то они ездили верхом, чтобы успеть посетить различные части епархии. Укороченное одеяние было намного более практичным, чем длинная ряса, а сам фартук защищал одежду от дорожной грязи. В последние годы он носит скорее символический характер.Носили и носят фартуки торговцы и рабочие. В Х веке Гильдия мясников взяла для своего щита синий цвет с серебром. Позже мясники стали носить передники непременно синего цвета с белыми полосками, чтобы показать, что они принадлежат к гильдии. К тому же на такой расцветке плохо видны кровавые пятна. Ширина полосы на фартуке показывала, кто был хозяином в лавке, а кто учеником.Кузнецы также носили фартуки, но, как правило, из тяжелой кожи. Такие фартуки защищали их от пламени и искр в кузнице.В XVI-XVII веках цвет передника во всех гильдиях рабочих был четко регламентирован: например, английские носильщики носили зеленые передники, а каменщики – белые и белые перчатки, чтобы защитить руки и одежду от извести. Вот отсюда, от простых каменщиков, фартук перешел к каменщикам вольным, т. е. масонам. Как нам рассказывает Википедия, «фартук (запон) – один из самых главных символов в идеологии ранних масонов, а также атрибут масонских регалий и ритуальный предмет. Изначально этот фартук строителя (вольного каменщика) был крайне незатейлив и лишен всяческих украшений. Позже он был заменен на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является до сегодняшних дней. Каждый посвященный в масоны получает фартук, который он должен носить в ложе».Ну и хочется вам напомнить, что фартук входит в состав многих национальных костюмов – чешского, венгерского и, конечно,  русского!Нагрудники составляли часть костюма замужней женщины, имели очень красивую вышивку, а основное значение вышивки на Руси – охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека. Изображения коней, солнца, птиц имеют символическое значение. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Изображения птиц – тепло и весну. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, он символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце (алый конь). Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»).Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и потустороннего мира. Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег. Запись в тетрадьНазначение хозяйственных фартуков бывает весьма разнообразным: для уборки, для мытья посуды и ручной стирки, для приготовления пищи, для приема гостей, для работы в домашней мастерской.К фартуку предъявляются гигиенические, эксплуатационные и эстетические требования.1. Гигиенические требования: а) оберегание от механических повреждений; б) создание благоприятного микроклимата; определяют удобство, степень приспособленности фартука к человеку в покое и при движении, условия микроклимата и состояние нервной системы.2. Эксплуатационные требования: а) сохранение формы изделия; б) удобство в использовании; в) должен хорошо стираться и сохранять внешний вид (показатели надежности определяют степень стабильности сохранения качества фартука в процессе эксплуатации).3. Эстетические требования:а) гармоничное сочетание с предметами интерьера;б) воспитание эстетического вкуса; в) соответствие направлению моды; г) изделие должно быть красивым, декоративно украшенным и аккуратно выполненным.Ткани для фартука: ситец, сатин, репс, парусина, плащевая, джинсовая ткани.Ткань для фартука необязательно покупать. Вполне может пойти в дело отслужившие свой срок юбка или платье. Удобный фартук получится из старой цветной мужской рубашки. Хорошую службу может сослужить рубашка из синтетической ткани, фартук из нее легко стирать и не нужно гладить. Выгоревшую, потерявшую вид ткань освежит отделка цветной тесьмой, аппликацией. Маленький нарядный передник получится из небольшого хлопчатобумажного платка. Края платка лучше окантовать бейкой, к углам пришить тесьму для лямок и пояса.ФизкультминуткаМерки, необходимые для построения фартукаМерки – основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.Запись мерокФигуру человека принято условно делить на две половины – правую и левую. Чертеж выкройки выполняют на правую половину фигуры. Поэтому при снятии мерок надо помнить, что мерки обхватов делят пополам и записывают в половинном размере. Мерки длин записывают полностью. Размер изделия определяют по мерке обхвата груди. Например, если обхват груди равен 84 см, то размер изделия 84-й.Прим. ред. Презентация к сценарию урока опубликована на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/805. ​Ольга ВАСИЛЬЕВА, учитель технологии средней школы №8 города Усть-Кута Иркутской области, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте