search
main
0

Миф подросткового возраста

Тинейджеры лучше, чем вам о них говорят

Считается, что психологи должны просвещать родителей об особенностях подросткового возраста. К сожалению, содержание такого рода просвещения обычно очень сомнительного качества.

 

Кирилл КАРПЕНКО

Давайте разберем один из официальных просветительских материалов на эту тему. Он достаточно типичен для такого рода текстов. Минобрнауки России в письме от 28.04.2018 №07-2498 «О направлении методических рекомендаций» рекомендовало использовать «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». Данные рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» (fcprc.ru).

Раздел 3 этих рекомендаций называется «Психологический портрет современных детей и подростков и психологическая безопасность».

Характеристики подростков в этом «портрете» я разделил на банальные, негативные, спорные и универсальные, то есть относящиеся и к другим возрастам.

В следующих четырех параграфах я привожу все без исключения характеристики подростков, указанные в этом документе.

 

Банальные

В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения.

Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).

Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита Y и Z, миллениалами, поколением быстрых кнопок, цифровым поколением.

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости.

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире.

 

Негативные

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии).

Внутреннее противоречие между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью.

Внутреннее противоречие между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников – с другой.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной не­устойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

 

Факторы угроз психологической безопасности

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это в свою очередь повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:

– несформированность системы ценностных ориентаций: отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости, аутодеструктивное, асоциальное поведение и т. д.);

– отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений: для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала, его осмысление в целом имеет размытые очертания;

– отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей: лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»);

– кризис самооценки: неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;

– отстраненность и противопоставление себя взрослым: избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;

– потребность и сложность в общении: высокая потребность в общении, наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков;

– интернет-зависимость: сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно поэтому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат отсылы к интернет-пространству, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков;

– ориентация на развлечения: в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм, среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.

 

Спорные

Появление чувства взрослости, желание подростка признания своей взрослости, стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Внутреннее противоречие между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску.

Внутреннее противоречие между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитыми волей и силой характера, необходимыми для их достижения.

Внутреннее противоречие между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни.

 

Универсальные

Открытие и утверждение своего «я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.

Внутреннее противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

Внутреннее противоречие между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  •      Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
  •      Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность.
  •      Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  •      Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе связанного с насилием в семье, т. к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  •      Боязнь позора, насмешек или унижения.
  •      Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий не­успешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов).
  •      Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
  •      Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  •      Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  •      Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде.
  •      Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

 

Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:

– целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

– неуемная жажда деятельности, сменяемая апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

– повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях, быстро сменяющиеся ранимостью и неуверенностью в себе;

– развязность в поведении, порой сочетающаяся с застенчивостью;

– романтические настроения, нередко граничащие с цинизмом, расчетливостью;

– нежность, ласковость на фоне недетской жестокости;

– потребность в общении, сменяемая желанием уединиться.

 

Эйджизм

Мрачный портрет получился. Как будто подростки – это ходячее недоразумение. Такое описание – это эйджизм в чистом виде.

Эйджизм – это дискриминация по возрастному признаку. Понятие «эйджизм» описывает стереотипы (что мы думаем), предрассудки (что мы чувствуем) и дискриминацию (как мы действуем) по отношению к другим людям и самим себе на основании возраста. Эйджизм переплетается с проявлениями дискриминации по другим признакам, таким как половая принадлежность, цвет кожи или состояние здоровья, и усугубляет их.

 

В 2021 году в докладе ООН о глобальной проблеме эйджизма помощник Генерального секретаря ООН Мария-Франческа Спатолизано заявила: «Эйджизм по отношению к молодым и пожилым людям широко распространен, не признается в качестве проблемы, не вызывает возражений, но имеет далеко идущие последствия для нашей экономики и общества».

Эйджизм настолько распространен и общепринят, что мы его даже не замечаем. Например, во время борьбы с пандемией COVID-19 подростки и пожилые подвергались дискриминации: пожилым запрещали выходить из дома, подросткам – посещать ТРЦ. Такие дискриминационные решения принимались на основе лишь одного критерия – возраста. И никакой общественной дискуссии по этому поводу не было.

По данным ВОЗ, половине мирового населения свойственно негативное отношение к пожилым людям, а в Европе – единственном регионе, где имеются соответствующие данные по всем возрастным группам, молодые люди сообщают о том, что сталкиваются с возрастной дискриминацией чаще, чем представители других возрастных групп.

 

Объективность

В методических рекомендациях Центра защиты прав детей нет ни одной ссылки на научные доказательства предложенного портрета подростков. Когда же я читаю про подростков в самых авторитетных научных изданиях, портрет современных подростков выглядит иначе.

Например, ВОЗ в результатах исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» за 2009-2010 гг. указывает на то, что подростки во всех странах сообщают о хорошем здоровье и самочувствии, высокой удовлетворенности жизнью, здоровых формах поведения, положительном опыте и взаимоотношениях в семье, школе и в более широком контексте среды обитания.

А вот несколько выводов из глав про подростков в книге Грэйса Крайга «Психология развития»:

  •      Меньшинство подростков вовлекаются в потенциально деструктивное авантюристическое поведение, большая их часть проводит свое время конструктивно.
  •      Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны, хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
  •      Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинейджеров.
  •      Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.

Иначе говоря, кризиса подросткового возраста не существует. Кризис подросткового возраста – это когда родители не поспевают за развитием ребенка. Поскольку многие родители более или менее своевременно меняют свое отношение к детям по мере их взросления, никаких серьезных конфликтов и проблем у них не возникает.

Образовательные организации и психологи должны заниматься развитием эмпатии граждан, развенчивать ложные представления о людях разных возрастных групп и снижать предрассудки посредством предоставления точной информации и примеров, идущих вразрез с устоявшимися стереотипами. Но к сожалению, рассмотренный психологический портрет и многие другие материалы на эту тему направлены на укоренение негативных предубеждений относительно подростков, а не на их развенчание.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте