Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Путь в профессию: строим будущее сегодня

Межвузовский академический центр навигации

Инновационные подходы в современном образовании по естественно-научному направлению
УГ - Москва, №47 от 21 января 2021. Читать номер
Автор:

​В современных условиях развития общества требуются новые подходы, адекватные задачам и требованиям, предъявляемым к современному образованию. В нашем случае очень важны методы и приемы в направлении изучения естественно-научных предметов.

Важнейшими в современном образовательном процессе являются инновационные интерактивные приемы, способные расширять кругозор учащегося, помогающие творчески подходить к изучаемому объекту. Для работы с детьми необходимы новые методические подходы и приемы, которые мы активно применяем в рамках музейной практики. В этом направлении успешно работает первый в РФ Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля, созданный на базе Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского РАН совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина и РГГРУ имени Серго Орджоникидзе.

В рамках работы центра успешно продолжается системная работа по поиску и формированию кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Образовательная и просветительская деятельность центра на базе ГГМ РАН направлена на поддержание и реализацию позиции Президента РФ о возрождении статуса инженерных специальностей минерально-сырьевого сектора экономики. Очень важно, чему уделяется особое внимание, зародить уважение и любовь к профессии у школьников, сформировать в сознании ребенка интерес и желание освоить специальность. На материалах музея сегодня готовятся и проводятся интерактивные уроки для учащихся школ, семинары, лекции, мастер-классы. Слушателями являются как школьники младших классов, абитуриенты из числа талантливых учащихся школ РФ, так и студенты профильных вузов, молодые специалисты. Все представленные инновационные методические приемы, насыщенные интерактивными решениями, позволяют усилить работу вузов в рамках профориентации.

Основная цель центра – поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливых детей и молодежи для производства и науки. Сегодня мы наблюдаем развитие очень яркого и важного проекта для непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического, металлургического и нефтегазового профиля. Профессия горного инженера становится все более востребованной. Ярким доказательством этого являются представляемые работы учащихся образовательных учреждений на конкурсных проектах, проводимых в рамках центра. Одним из ведущих является социально значимый проект «Богатство недр моей страны». Конкурс проектов учащихся общеобразовательных учреждений «Богатство недр моей страны» призван способствовать практической реализации знаний в области наук о Земле, развитию интереса к изучению окружающего мира, природных ресурсов и состоянию окружающей природной среды, к приобретению фундаментальных естественно-научных знаний. Способствует привлечению внимания общественности, образовательных учреждений к проблемам рационального природопользования, к роли минерально-сырьевого комплекса в развитии российской экономики и науки. Развивает интерес к горно-геологическим профессиям, профильному обучению в области освоения природных ресурсов. В этом году он прошел в два этапа. Защита проекта состоялась в Государственном геологическом музее имени В.И.Вернадского РАН. Учащиеся со всех уголков страны представили интересные проекты, продемонстрировав высокие научные знания и серьезный профессиональный подход.

Второй этап – награждение победителей прошло в Государственной Думе РФ и превратилось для ребят в настоящий праздник. Лауреатов поздравил председатель партии «Справедливая Россия» С.М.Миронов.
19 ноября в рамках работы Центра ГГМ РАН стартует Всероссийский научно-просветительский проект «Дети – детям». Уникальность проекта «Дети – детям» заключается в том, что все проводимые мероприятия готовят и представляют сами учащиеся – победители и призеры конкурсов научно-исследовательских и проектных работ школьников. В программе научно-познавательные мастер-классы, доклады детской научно-практической конференции «Первые шаги в науку в системе непрерывного образования детей и молодежи в области геологии и природопользования», интерактивные экскурсии юных геологов в экспозиционных залах Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского РАН.

Инновационные формы, создаваемые и активно внедряемые в рамках работы центра, включают совокупность методологических подходов, приемов, формирующие современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Работа центра способствует усилению единого пространства «школа – вуз – производство», поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки. Для разных возрастных групп подбирается соответствующий набор инструментариев, отвечающий их интеллектуальному уровню, психологическому восприятию и физиологическим возможностям. Для этого создаются инструменты, позволяющие осуществить поставленные перед центром задачи.

Одним из инструментариев является методически правильно подобранная форма дистанционного взаимодействия посредством телемостов во все образовательные регионы РФ. Телемосты включают в себя серию лекционных курсов, презентаций, подобранных по научным направлениям с участием академиков РАН, ведущих ученых и производственников. Проект включает не только образовательные учреждения РФ, но и отраслевые вузы стран ближнего зарубежья (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении).

Объединение ведущих отраслевых вузов и образовательных учреждений в едином проекте – телемост с научным и производственным сообществом РФ и ближнего зарубежья по отраслевому признаку, вовлечение в единую научно-просветительскую систему с использованием инновационных интерактивных приемов в образовательной системе – формирует принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле, профориентации на специальности горно-геологического профиля.

На площадке центра сформирована коммуникационная среда, позволяющая вести системную работу в сегменте «школа – вуз – производство». Созданы естественные условия гармоничного развития, воспитания, просвещения школьников. Через интерактивные приемы и инновационные методические подходы создаются условия интереса и свободного выбора профессии. Подготовлены и успешно реализуются уникальные образовательные программы естественно-научной направленности.

В учебное время учащимися образовательных учреждений из-за плотного графика занятий сложно использовать весь перечень предлагаемых программ. Летнее каникулярное время самое подходящее для полноценного представления всех интерактивных программ и приемов. В связи с этим на площадке Центра ГГМ РАН подготовлены специализированные программы для организации отдыха детей в период летних школьных каникул, что расширяет просветительский сегмент. В этом году у школьников появилась возможность посетить музей в рамках городской программы летнего отдыха школьников «Московская смена».

Подобная системная форма работы в совокупности с реализуемыми приемами и программами определяет идею расширения возможностей детей и молодежи в рамках созданной коммуникационной площадки для восприятия материала, их адаптации в социуме, возрождения интереса к естественно-научным предметам и уже через них к традиционным специальностям минерально-сырьевого сектора экономики РФ.

Юрий МАЛЫШЕВ,
академик РАН, президент Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского РАН;
Ася ТИТОВА,
доктор технических наук, заместитель директора Государственного геологического музея имени В.И.Вернадского РАН


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt