search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Гурманы отметят необычный праздник – Международный день эскимо, которому исполняется 100 лет

Международное сотрудничество

Шестой съезд Общероссийского профсоюза образования посетила большая делегация зарубежных коллег. Во главе с генеральным секретарем Интернационала образования Фредом ван Люэном в Москву приехали руководители учительских профсоюзов Германии, Нидерландов, Азербайджана, Чехии, Беларуси, Израиля и других стран. Все они были готовы не только побольше узнать о работе российского профсоюза, но и поделиться опытом.

Педагогов приходится защищать от агрессивных учеников

Франтишек ДОБШИК, председатель Профсоюза работников образования Чехии и Моравии:

– Наш профсоюз объединяет сотрудников основных, средних школ и детских садов. Это и педагоги, и обслуживающий персонал. Мы боремся за повышение заработной платы, ведем социальный диалог с правительством и министерством образования. Конечно, профсоюз помогает в решении трудовых споров и различных рабочих проблем, возникающих у сотрудников. Например, если ученики ведут себя агрессивно по отношению к учителям. Это серьезная проблема в Западной Европе, в том числе и в Чешской республике. Школьники грубят, обзываются, снимают педагогов на мобильные телефоны, поджидая, когда учитель совершит какую-то ошибку, запнется, оговорится. Потом выкладывают это в Интернет.

Я или мой заместитель выезжаем в школу и объясняем учителю, как ему защищаться от нападок учеников, разъясняем его права во взаимоотношениях с родителями и работодателями. В таких случаях профсоюз защищает только своих членов, но когда мы боремся за повышение заработной платы, в этот момент мы представляем всех учителей. У нас нет отдельных коллективных договоров в каждой школе. Мы заключаем общий коллективный договор для всех школ Чешской республики. Мы договариваемся с правительством, с министром образования. В этом случае мы работаем для всех. Но если речь идет о персональных проблемах, которые требуют юридического вмешательства и другой помощи от профсоюза, тогда мы помогаем только нашим членам.

Ориентируемся на социальные гарантии

Александр БОЙКО, председатель Профсоюза работников народного образования и науки Республики Беларусь:

– Я с удовольствием принял приглашение наших коллег из Российской Федерации поработать на съезде. У нас в апреле тоже пройдет съезд, полным ходом идет подготовка, но, несмотря на это, я приехал в Москву, потому что у наших стран крепкие исторические связи. И наши профсоюзы поддерживают дружественные отношения. Президиумы российского, белорусского и украинского профсоюзов образования регулярно встречаются.

У нас разный уровень вхождения общества в рынок. Поэтому нам интересен опыт Украины и России, которые более продвинулись в этом направлении. А в Беларуси хорошо отработана нормативно-правовая база по социальному партнерству, и коллег очень интересует, какова социальная защита педагогических работников в нашей республике, какие социальные гарантии остались у них еще со времен социализма. Наша республика тоже развивается в рыночных отношениях, но у нас социально ориентированное государство. Поэтому в Беларуси много делается для защиты работников образования, науки и студенчества.

В профсоюзе состоят 95 процентов работников отрасли и чуть более 86 процентов студентов. Профсоюзные взносы, как и в России, составляют один процент от зарплаты или стипендии. Но у нас студенты не отчисляют деньги в Центральный Комитет, они используют их в своей первичке. Так мы поддерживаем мотивацию профсоюзного членства среди молодежи, конечно, это только один из способов, и он срабатывает.

Безусловно, нам есть чему учиться друг у друга. Например, нам интересно медицинское страхование, кредитные союзы: мы знакомимся с практикой российских коллег и будем изучать ее более детально. Интересны пенсионные фонды, но у нас другое законодательство, мы не можем просто взять и перенести этот опыт в свою республику. Он подлежит изучению и экспертизе на основании белорусского законодательства. Надеюсь, в перспективе у нас много интересных совместных проектов.

У нас тоже есть интересный опыт, например, 15-процентные скидки на санаторно-курортное обслуживание не только для всех членов профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Беларуси, но и для их детей.

Нам интересна и новая система оплаты труда, о которой много говорилось на съезде, в том числе на встрече делегатов с представителями власти. У нас осталась система, применявшаяся в Советском Союзе, но элементы НСОТ, которые мы видим во многих регионах России, в республике тоже есть. Меня заинтересовало, что мнения по поводу новой системы оплаты труда у представителей разных регионов России разделились.

«Учитель» – самое уважительное обращение

Гумбат НАГИЕВ, первый заместитель республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки Азербайджана:

– В этом году исполняется 90 лет нашему профсоюзу. В него входят работники высшей, средней школы и всех учебных заведений, кроме научных учреждений. У Академии наук и научно-исследовательских институтов существует свой профсоюз.

Все мы выходцы из одной страны. Наша структура похожа на структуру российского профсоюза. В прошлом году мы подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве.

Мы приезжаем в Россию на семинары по охране труда, по другим вопросам. Российские коллеги приезжают к нам. И задачи у нас схожие, потому что не только в Азербайджане, России, но и во многих других странах профсоюзы образования добиваются того, чтобы труд учителя оценивался лучше.

В нашей стране образование объявлено приоритетом в политике государства. Ремонтируются и строятся школы, ежегодно поднималась заработная плата. Теперь средняя зарплата учителя приблизительно равна средней по стране. Сейчас этот процесс временно остановился из-за кризиса. Но мы бы хотели, чтобы внимание со стороны государства к образованию было постоянным.

В России много говорят о том, что профессия и личность учителя все меньше и меньше уважается обществом. У нас все относятся к учителю с большим уважением. Если в других странах к незнакомцам обращаются «господин», «мистер» и так далее, то у нас говорят «учитель». На Востоке принято такое обращение к старшему. Люди, которые непосредственно занимаются подрастающим поколением, – это уважаемые люди в Азербайджане. Но уважать – это одно, мы считаем, что и труд учителя должен оцениваться очень высоко. Мы бы хотели, чтобы учитель действительно ни в чем не нуждался, потому что он делает очень много, посвящая своему призванию всю жизнь. Мы работаем над этим и учимся у вас.

Солидарность – основа успеха

Янка ТАКЕВА, председатель Профсоюза учителей Болгарии:

– Наш профсоюз – самый многочисленный в Болгарии. Он объединяет 67 процентов учителей школ и работников детских садов. У работников высшего образования и науки в Болгарии есть свой профсоюз.

Мы успешно взаимодействуем с властью в рамках социального партнерства. На государственном, национальном уровне нашим партнером выступает министерство образования. На региональном – областные администрации, а на уровне общин – кметы, или по-русски – мэрии. Наши социальные договоры на всех уровнях заключаются на три года. Но, кроме того, мы ведем активные протестные действия.

Так, в 2007 году профсоюз организовал забастовку, которая проходила 42 дня. В Болгарии были закрыты все школы и детские сады. Акцию поддержали даже те, кто не состоит в профсоюзе. Тогда была очень сложная ситуация, но мы с помощью забастовки достигли больших результатов. Государство выделило большие деньги на образование, учителям в два раза была повышена заработная плата. Сейчас она выше средней по стране на 14 процентов.

Кроме того, мы приняли два очень важных документа. Первый – «Модуль карьерного развития учителей». Болгарские учителя теперь имеют пять должностей: младший учитель, учитель, старший учитель, главный учитель и учитель-методист. Педагоги получают дополнительные надбавки за каждую должность. Второй документ – это «Модуль дифференциации заработной платы». В конце каждого года учителя получают дополнительные деньги за достижения в образовательном процессе. Это не премия, а именно дифференцированная зарплата, которая рассчитывается по разработанным критериям, а премия выплачивается дополнительно. Мы считаем эти документы важными, так как они стимулируют педагогов работать качественно, а также создают заинтересованность у молодых учителей в профессиональном росте.

У нас в профсоюзе есть Пенсионный фонд для членов профсоюзных организаций, фонд «Безработица», с помощью социального фонда мы помогаем нашим работникам и их семьям, когда они в этом нуждаются.

Мы подписали коллективный договор с министром образования, по которому студенты педагогических вузов – дети членов профсоюза, получают дополнительную стипендию от государства. Так мы поддерживаем династии учителей Болгарии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте