В рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялось много разных мероприятий, в том числе Международная научно-практическая конференция «Чтение: многообразие возможностей». Как подчеркнули организаторы конференции, на этот раз ее главной отличительной особенностью стало присутствие среди участников педагогов образовательных организаций. По мнению книгоиздателей, книготорговцев и библиотекарей, никогда не поздно поделиться с педагогическим сообществом наболевшими вопросами, касающимися приобщения детей к чтению.
Естественно, разговор начался с проблем. Одна из них, по мнению директора Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург) Александра Вислого, заключается в том, что массовый читатель, который приходил знакомиться со свежей периодикой и читать для души, стремительно покидает уютные библиотечные стены. Остается та категория читателей, которые приходят «потребить информацию» или повысить свой профессиональный уровень. Эта тенденция, конечно, свойственна библиотечным пространствам больших городов. В межпоселенческих и сельских библиотеках ситуация, разумеется, несколько иная. Там люди по-прежнему относятся к библиотекам, как к единственным культурным центрам. Впрочем, удивляться тому, что происходит с чтением во всем мире, по меньшей мере странно. Например, как рассказала профессор Кельнского университета (Германия) Кристина Гарбэ, по данным ряда исследований, каждый 5-й подросток в Европе не умеет ни писать, ни читать. С другой стороны, считать, что миром овладели повальная безграмотность и невежество, тоже неправильно. Опять же, как показывает ряд исследований, дети все-таки относятся к читающей категории. Падение интереса к чтению в начале 2000-х годов фиксировали и в США, и в Великобритании, однако, несмотря на паническое настроение взрослых, дети вновь взялись за чтение. Подъем интереса к книге отмечается сейчас также в странах Африки и в Индии. По словам главного научного сотрудника Российской государственной детской библиотеки (Москва) Веры Чудиновой, пока еще большинство детей предпочитают бумажные версии книг. Что касается Интернета, то там развивается так называемое обыденное чтение, то есть дети интересуются новостями, текстами, включенными в школьную программу, рассказами о знаменитых личностях и т. п. Констатировать можно еще одну особенность сегодняшнего времени: в условиях небольших тиражей мотивацию к прочтению той или иной книги определяет мода. То есть многие из детей при выборе книги руководствуются мнением или отзывом блогера или старшего сверстника. Или делают совершенно случайный выбор. Нельзя не отметить, что доступность и возможность повлияли на позитивные изменения в детском читательском интересе, во всяком случае, в России. Сегодня много электронных платформ, где можно получить ценные советы по развитию чтения, прочесть рецензию на ту или иную книгу, ознакомиться с откликами на нее. К слову, в Исследовательском центре «Библиотека. Чтение. Молодежь» Российской государственной библиотеки для молодежи (Москва) провели целое исследование, касающееся именно откликов подростков на прочитанное литературное произведение. Молодые люди на различных интернет-площадках обсуждали поведение своих литературных ровесников – героев отечественной литературы XIX, XX, XXI веков. Любопытно, что подростки чаще всего предпочитают говорить о классике. Возможно, это происходит потому, что о ней ведется много бесед в школе. В то же время совсем незначительно влияние на мнения ребят школьной оценки поведения того или иного персонажа. Кроме того, обращение к классике часто не связано с выполнением учебных заданий. Многие ребята из продвинутой читательской группы отметили, что читают классику потому, что им интересно. В лидерах по популярности – Федор Достоевский и Лев Толстой. Таким образом, ясно, что классика является безусловной ценностью для тех, кто выбирает ее не в связи с домашним заданием, а по личному убеждению. Как отмечают авторы исследования, в обсуждении ребят привлекают не образы, метафоры и стили, а острые социальные темы – роль денег, несправедливость распределения жизненных благ, неравенство перед законом и т. д. Они «примеряют» поступки литературных героев на себя и пытаются понять, как бы поступили сами в той или иной ситуации. Но если классика не теряет позиции лидера и, пожалуй, никогда ее не потеряет, то с отечественной литературой советского периода дела обстоят иначе. В отличие от классики она не выступает в качестве фона для интернет-бесед и интернет-дискуссий. Особое место занимают только «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. В основном молодым людям важна тема любви в этих произведениях. Что касается литературы последних десятилетий, то здесь картина еще красноречивее. Многочисленная армия подростков читает лишь детективы, фэнтези и фантастику. Единственное, что может обратить взор молодежи к реалистической современной отечественной литературе, это экранизация произведения. Например, так произошло с романом Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Причем мнения молодых читателей в оценке главного персонажа очень разнятся. Кто-то считает его «маленьким» несчастным человеком, кто-то осуждает, кто-то восхищается и желает подражать. По мнению молодой читательской аудитории, ничего нового и нужного из уст современных писателей-реалистов они не могут услышать, и никакие престижные литературные премии влияния на это безапелляционное мнение оказать не в силах. Важно, что при этом подростки гораздо лучше знают героев современной зарубежной литературы, и поэтому в Интернете в разы больше обсуждений и споров о проблемах, сюжетах и персонажах тех или иных зарубежных романов. Это, по мнению авторов исследования, повод задуматься не только сообществу библиотекарей, но и отечественным литераторам и педагогам. Вообще роль библиотекаря, в том числе школьного, должна серьезно измениться, особенно в сельской местности. В условиях малых тиражей педагоги просто не знают, какие книги и каких авторов выходят и какие из них можно порекомендовать почитать ребятам, поэтому библиотекарь должен взять на себя функции отчасти навигатора и отчасти мудрого литературного критика. Кроме того, ему не нужно бояться предлагать реализовывать в библиотечном пространстве интересные творческие проекты, которые будут способствовать повышению интереса к чтению. Тем более что такие примеры есть в России, а также в других дружественных странах, к примеру, в Беларуси. В минских библиотеках реализуется такой проект, как «Улыбчивое чудо», когда мастера-умельцы делают персонажей книги. Особенно полюбились «золотым рукам» герои детских книжек. Теперь от детей в детских библиотеках нет отбоя, каждому хочется познакомиться, потрогать и поиграть с тем или иным персонажем, а заодно прочесть о нем. Некоторые из мастеров уже пробуют воплотить в жизнь героев взрослых книг. Если школьная библиотека станет притягательным местом для молодежи, то читательский интерес рано или поздно пробудится в ребенке. Взрослым нужно понять, что новые реалии требуют формирования нового образа книжного и библиотечного пространства, и работать над этим нужно как представителям культурного, так и представителям педагогического сообщества. Санкт-Петербург
Комментарии