search
main
0

Методика. Учитесь релаксировать!Что такое стресс и как им управлять

Тема занятия: «Что такое стресс?» Цели: способствовать осознанию того, что здоровье человека – самое дорогое, что есть у него в жизни; показать влияние стрессовых ситуаций на отношения в семье и коллективе. Задачи: 1. Познакомить членов кружка с видами стрессов, стадиями протекания стресса; болезнями, связанными со стрессовыми ситуациями. 2. Научить бороться со стрессами, а именно вовремя снимать напряжение. Оборудование: мультимедиа, слайды, музыкальные диски для релаксации.

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Ход занятия

Ведущий: Редкая профессия сравнится с учительской по тем эмоциональным нагрузкам, которые ежедневно, ежеминутно испытывает ее представитель. Рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Все ли в вашей деятельности происходит гладко и спокойно? С какими проблемами вы сталкиваетесь ежедневно в школе, дома?

(Члены кружка говорят о своих проблемах.)

Каким общим термином можно обозначить все перечисленные ситуации?

Стресс – особое функциональное состояние, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу.

Стресс – современное слово. Оно широко используется, и часто неправильно, во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области практической психологии, стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Вы хотите от вашего мозга и тела такой реакции, которая помогла бы вам справиться с болезнью или пройти такое испытание, как участие в важном для вас конкурсе, аттестация. Иными словами, стресс далеко не всегда плох, он составляет важную часть повседневной жизни. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают возможность для адаптации к новым условиям.

Стресс далеко не всегда наносит вред. Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессоров, затрудняющих приспособление к требованиям ситуации.

Различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

В реакции на стрессор человек проходит три фазы: 1) стадию тревоги, 2) стадию сопротивления, 3) стадию истощения.

Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта.

Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая система готовит организм к борьбе или бегству.

Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Наступает стадия истощения, при которой снова возникают признаки стадии тревоги, но теперь реакция необратима и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва, иногда приводит к психическому заболеванию.

О том, как влияют стрессы на человека с медицинской точки зрения, расскажет Е.В.Исаева.

Сообщение участника кружка: При стрессе идет формирование комплекса неспецифических защитных, компенсаторных и патологических реакций организма, возникающих в ответ на действие чрезвычайных раздражителей.

В качестве стрессоров могут выступать различные по природе, силе, продолжительности и специфичности факторы: травмы, инфекции, интоксикации, кровопотеря, гипоксия, температурные воздействия, физическое или психоэмоциональное перенапряжение.

В нашей школе был проведен опрос о влиянии стрессов на здоровье человека. Было выявлено, что у работников нашей школы чаще возникают:

1. Головные боли, связанные с гипертонией, гипотонией, мигренью, – 10 человек.

2. Боли, связанные с гастритом и язвой желудка, – 6 человек.

3. Боли в области сердца – 4 человека.

4. Аллергические реакции – 2 человека.

5. Общая физическая и психическая усталость – 33 человека.

Ведущий: Итак, чрезмерный стресс может подорвать наше здоровье, поэтому каждый из нас должен знать, как вернуться к нормальному состоянию. Научит нас этому социальный педагог нашей школы Т.П.Иванова.

Социальный педагог: Действительно, мы сегодня поговорили о стрессе, о ситуациях, которые его вызывают, рассмотрели фазы протекания стресса, коснулись даже психосоматики. Но ни слова не сказали о том, как же преодолеть стресс.

В рамках нашей школы было проведено психодиагностическое тестирование:

– определение стрессоустойчивости и социальной адаптации личности в течение последнего года по методике Холмса и Раге (приложение №1);

– тест на стресс за последнюю неделю (приложение №2);

– тест на самооценку и стрессоустойчивость (приложение №3).

Теперь остановимся подробней на каждой методике.

Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации личности в течение последнего года

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенной диагностикой было установлено:

1. У большинства педагогов наблюдается высокий уровень стрессоустойчивости, что свидетельствует о низкой вероятности возникновения какого-то заболевания.

2. У двух человек степень сопротивляемости стрессу пороговая. Вероятность возникновения заболевания – 50%.

3. У двух человек вероятность приобретения какого-либо заболевания составляет 90%, степень сопротивляемости стрессу – низкая.

Тест на стресс за последнюю неделю

Результаты тестирования таковы:

«положение нормальное» – 17 человек;

«ситуация не слишком тревожная» – 2 человека;

«угроза налицо» – 0;

«здоровье в серьезной опасности» – 0.

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

Данный тест позволяет оценить уровень стрессоустойчивости по 9-балльной шкале: очень высокий, высокий, выше среднего, чуть выше среднего, средний, чуть ниже среднего, ниже среднего, низкий и очень низкий.

Все уровни ниже среднего свидетельствуют о том, что человеку необходимо поменять свой образ жизни.

Итак, результаты тестирования:

– высокий уровень стрессоустойчивости – 5 человек;

– выше среднего – 5 человек;

– чуть выше среднего – 2 человека;

– средний – 6 человек;

– очень низкий – 1 человек.

На основе изложенного можно сделать следующий вывод: в целом в коллективе высокие показатели стрессоустойчивости. Но необходимо обратить внимание и на наличие низких показателей. Поэтому в качестве профилактики и для повышения стрессоустойчивости сегодня мы познакомимся с упражнениями для релаксации.

Наверное, каждый из нас обращал внимание на то, что в стрессовой ситуации возникает не только эмоциональное, но и физическое напряжение. Напрягаются мышцы тела и лица. Выполняя определенные действия, можно устранить это напряжение. А снижая напряжение физическое, мы снижаем и эмоциональное. Это один из эффективных способов саморегуляции (релаксации) эмоционального состояния.

Для усиления эффекта мы будем использовать специальную музыку (демонстрация дисков).

Релаксация по Джекобсону

На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы:

1. Пальцы ног

2. Стопы

3. Икроножные мышцы

4. Мышцы бедра

5. Ягодичные мышцы

6. Живот

7. Мышцы спины

8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать)

9. Предплечье напрячь, расслабить

10. Трицепсы, бицепсы

11. Мышцы груди

12. Мышцы шеи

13. Упражнения для лица:

маска удивления: поднять высоко брови;

маска гнева: нахмурить брови;

маска поцелуя: сомкнуть губы как для поцелуя;

маска смеха: улыбка «Буратино»;

маска недовольства: сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта;

сильно зажмурьтесь и откройте глаза;

напрягите и расслабьте нос.

Теперь посидите несколько минут, насладитесь покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, вы полностью расслабились!

Мы приготовили памятки, которые помогут вам самостоятельно справляться со стрессовыми ситуациями. Спасибо за работу.

Ведущий: В ходе занятия мы выяснили, что стрессы подстерегают нас в повседневной жизни каждый миг. Но с помощью социального педагога мы научились вовремя снимать возникающее напряжение, чтобы бороться со стрессорами. Хочется надеяться, что сегодня на занятии каждый из нас узнал много интересного и полезного для себя.

Наталия ЛИТОВЧЕНКО,

председатель профкома средней общеобразовательной школы

с. Жадовка,

Дергачевский район,

Саратовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте