Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Методика диагностики результатов обучения на основе достижений в исследовательской и проектной деятельности

УГ - Москва, №15 от 14 апреля 2015. Читать номер
Автор:

​Главная особенность исследовательских и проектных работ школьников – отсутствие однозначной шкалы оценки работы даже при хорошо формализованных критериях.

Оценка качества работы происходит, как правило, экспертным путем и требует подготовленных экспертов, которые могут оценить как предметное содержание работы (квалификация в конкретной научной области), так и степень владения материалом и самостоятельность при выполнении работы (квалификация педагога). Ни учитель даже самой высокой квалификации, ни маститый ученый не обладают необходимыми возможностями, так как нередко учитель работает в парадигме оценки усвоения учеником материала (экзамена), а ученый интересуется прежде всего объективной новизной полученного результата, степень включенности и самостоятельности ученика иногда остаются за пределами его внимания. Поэтому для адекватной экспертизы качества исследовательских и проектных работ школьников необходимы целенаправленная подготовка экспертов, их обучение по специальной программе повышения квалификации.Качество исследовательской или проектной деятельности школьника может быть оценено по портфолио достижений, то есть качества и количества дипломов, полученных на конференциях и конкурсах разного уровня. Качество определяет уровень достижений на конференциях (участник, призер, лауреат, победитель) и уровень (качество, рейтинг) этой конференции, который задает степень конкуренции между участниками. Для адекватной оценки уровня конференций, составления рейтинга и присвоения рейтингового балла А необходима систематизация исследовательских и проектных конференций и конкурсов, проходящих в Москве и на всероссийском уровне в нашей стране. Есть критерии, по которым может быть составлен рейтинг таких конференций. При всем кажущемся несовершенстве отдельных критериев в совокупности они дают достаточно адекватную оценку уровня конкретной конференции, которая в целом (на примере Московского региона) совпала с экспертной оценкой специалистов.A = E / N,где:А – коэффициент качества конференции;Е – сумма баллов, определенная по таблице;N – максимально возможная сумма баллов.(См. таблицы.)Таким образом, методика подсчета качества портфолио происходит по формуле:K =  (Ai * Bi),             iгде:К – искомый коэффициент качества портфолио достижений;Ai – коэффициент качества конференции (зависит от места конференции в общем рейтинге, например, если во взятом рейтинге 10 конференций, то первые 2 дают 1 балл, вторые 2 – 0,8 балла);Bi – коэффициент уровня достижений учащегося на конференции (победитель – 1 балл, призер – 0,5 балла, участник – 0,1 балла, при этом количество победителей должно составлять не более 10% от общего количества участников, призеров – не более 35%, как это принято в регламенте олимпиад школьников).Одна и та же работа учащегося в течение одного учебного года при подсчете коэффициента может быть учтена только три раза на трех уровнях: муниципальном, региональном, всероссийском (при условии выдвижения с предыдущего уровня на последующий как победителя). Учащийся может выполнить в течение одного года две работы по рекомендации педагогического совета школы, решение которого подтверждает, что вторая работа не влечет перегрузки и не идет в ущерб освоению общеобразовательных программ. В этом случае учащийся может получить гораздо более высокий балл портфолио, что отражает реальный уровень его возможностей.На основе рейтинга портфолио учащихся из разных образовательных учреждений может быть выстроен рейтинг учреждений по параметру качества организации исследовательской и проектной деятельности и разработана региональная система грантовой поддержки таких учреждений, что будет стимулировать их администрации к развитию образовательных программ, основанных на исследовательской и проектной деятельности. Это даст возможность к повышению качества работ учащихся и эффективной реализации ФГОС в части достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту