Учитель-инноватор сегодня – это педагог, способный последовательно и целенаправленно вносить новаторские идеи в практику своей профессиональной деятельности, достигая при этом гарантированных качественных результатов. Профессиональный путь учителя-инноватора не всегда триумфален. Горечь временных поражений – неизменный спутник ищущего педагога-практика.
Извлечь из всего этого достойные уроки – значит стать мастером своего дела, педагогом-профессионалом, способным на качественно высоком уровне, мудро и просто поделиться с коллегами достигнутым, порой уберечь их от бесплодных метаний, необдуманных поступков и опрометчивых решений.
Высокий класс мастерства учителя – а именно так в одном из вариантов можно объяснить идею мастер-класса – как раз и должен быть отмечен воплощенными в жизнь признаками инновационности. Но инновационности не спонтанно эмпирической, а системно проработанной, выверенной до уровня технологически последовательного алгоритма педагогических действий, ведущих к заранее обозначенному воспитательно-образовательному результату. Предусмотреть все нюансы такого многотрудного действия, обеспечить их достойным методическим инструментарием крайне непросто.
Это весьма важная и ответственная процедура, высоко ценимая в работе любого мастер-класса.
Конечно, достичь высокого класса профессионального мастерства по всему спектру направлений воспитательно-образовательной деятельности учителя практически невозможно. Речь может идти о мастерстве на отдельных участках работы педагога-практика. Но даже здесь практически качественный результат обучения и воспитания детей еще не является надежным залогом успешного проведения мастер-класса. Практический результат не есть стабильный признак высокого профессионализма. Непрерывно меняющиеся условия обучения задают стандарт мобильности и коррекции имеющегося у педагога профессионального опыта. Учителю нужна технология системного реагирования на возникающие проблемы. А для этого необходимо осмыслить, отрефлексировать опыт на целостной научно-методической основе. Именно такая проработка дает учителю-практику не только успех в работе, но и реальную возможность связно и последовательно, с пользой для дела представить свои достижения коллегам, администрации, методическому объединению, наконец, аттестационной комиссии. Сегодня это важное требование к профессионализму педагога становится едва ли не самым важным и сложным для выполнения прежде всего по причине отсутствия в нашей системе образования устойчивых традиций систематического самоанализа и взаимоанализа опыта профессиональной деятельности.
Декларируемая свобода для профессиональных творческих проявлений учителя без наличия достойного научно-педагогического сопровождения существенно сдерживает рост профессионализма, самостоятельности в его приобретении. Среди особо важных ракурсов постановки этой проблемы назовем развитие у педагога способности к научно-объективной оценке проделанного, умения систематически работать над своим профессионализмом и др. Этому надо постоянно учиться. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение воспитательной и преподавательской деятельности. Оптимальной же формой на сегодняшний день как раз и является, на наш взгляд, мастер-класс.
Следовательно, мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя в той или иной конкретной сфере «педагогического производства».
Следует отметить, что достижение высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного профессионального опыта для его обмена в ходе проведения мастер-класса предъявляет весьма существенные требования и к стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне, воспринимающей и оценивающей. В этой связи возникает проблема научно-методической компетентности участников мастер-класса. Учителям сегодня есть чем поделиться. Но весь вопрос состоит в том, как это лучше сделать, как обеспечить проведение мастер-классов на качественно высоком уровне.
Велика роль в такой поисково-исследовательской работе районных информационно-методических центров, где прежде всего и должна быть сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но не только. Информационно-методические центры района должны стать первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о мастер-классе. Результатом такой аналитической проработки должно стать научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка. В сущности, нужно развернутое представление о центральном звене педагогического опыта, его «ядерной» части, «стержне», действительном источнике достигаемых конкретным педагогом воспитательно-образовательных успехов. Вот почему подготовка и проведение мастер-класса – кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже.
Теперь несколько замечаний методического порядка. Во время подготовки и проведения мастер-класса весьма важно сочетать «здоровую» описательность имеющегося опыта и аналитичность, понимаемую в данном случае как способность участников (а прежде всего самого педагога-мастера) проникнуть за грань видимого, понять внутренние психолого-педагогические и методические «пружинки», принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы. Нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал. Из сочетания этих компонентов возможно спроектировать и профессионально грамотно реализовать на практике идею мастер-класса. Сразу же возникает вопрос о наличии у педагога-мастера письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов. Их наличие позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время понять суть представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически непоследовательное, безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Результатом работы в мастер-классе станет досада по поводу напрасно потраченного времени, у всех пришедших сложится неправильное представление о том, что опыт данного учителя-мастера есть тайна за семью печатями. С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта.
Еще один важный момент технологии подготовки и проведения мастер-класса касается предваряющего прояснения вопроса о том, на каком структурном уровне профессионального опыта учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея. В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:
уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;
уровень общеметодического порядка: он более широкий и объемный, допускающий перенос наработанных учителем-мастером технологических моделей на сферу других предметных областей, учебных предметов, реализуемых в данном образовательном учреждении;
уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-педагогических структур ребенка в процессе создания мотивационно-потребностного поля организуемого учителем воспитательно-образовательного пространства;
уровень собственно педагогический, задающий особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.
Конечно, значительное число практических достижений учителей-инноваторов захватывает все перечисленные уровни. Тем не менее поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной схеме создает условия для его последовательного разбора, не разрушает его целостность и в то же время позволяет проникнуть в его сущностное «ядро», понять индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога.
Сказанное ставит перед учителем, готовящимся к мастер-классу, реальную практическую задачу – поиск адекватных форм и способов представления опыта. Это и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-классов могут познакомиться заранее, еще до начала совместной работы, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, эскизных видеозарисовок или принципиально важных фрагментов уроков, факультативов, бесед и др.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики подготовки и проведения мастер-класса. Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем выпускников, родителей, учителей-коллег. Такое разнообразие создает весьма желательную атмосферу открытости мнений, многопрофильности оценок, многоракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта. Но в целом форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от стиля профессиональной деятельности учителя-мастера. А желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, дальнейшего активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и совершенствования.
(Публикуется в сокращении).
Л.И. Боровиков, к.п.н., доцент, проректор по научно-методической работе Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, журнал «Сибирский учитель», №4, 1999 г.
Комментарии