search
main
0

Метод Шаталова и современная система образования – соперники или союзники?

На встрече президента Владимира Путина с лауреатами конкурса «Учитель года России»-2020 прозвучала инициатива об издании книги о выдающихся педагогах страны, в частности, Викторе Федоровиче Шаталове. Об этом ранее рассказывало сетевое издание «Учительская газета».

Виктор Шаталов и Сергей Виноградов. Москва, 2010 год. Фото: Виктора Давыдова

Своим особым взглядом на некогда популярную методику поделился в интервью последователь известного педагога руководитель Школы Шаталова в Москве, кандидат философских наук Сергей Виноградов.

Сергей Николаевич, спасибо за готовность ответить на вопросы. Хочу представить Вас читателям сетевого издания «Учительская газета». Расскажите о себе. Вы москвич?

– Пожалуй, москвич. Лет тридцать живу в этом прекрасном городе. Родился в Костроме, но малой родиной стал Тамбов, куда, по службе, переехали мои родители. Я тоже выбрал военную профессию. Окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. А с методикой Шаталова познакомился в Военно-политической академии имени Ленина. Войска, к тому времени, элементы методики Шаталова успешно применяли на политзанятиях с солдатами. Последователи учителя-новатора были и в военных училищах.

– В Военно-политической академии имени В.И. Ленина в Москве Вы защитили диссертацию по методике Шаталова. Коротко, если это возможно, в чем ее суть?

– Все гениальное просто и объяснимо. Методика Шаталова построена на естественных законах усвоения предмета, тех, что даны нам природой, или, если угодно, самим Богом. По этим законам бабушки всех народов строили обучение на сказках. Правда, бабушки интуитивно следовали открытиям, которые потом назвали именами Выгодского, Проппа, Миллера, Домана, Флэша и других. Индустриальный век изгнал из школы эволюционный отбор текстов, взвинтил темпы обучения, и породил «родимые пятна», которые сегодня хорошо известны. Наши педагоги-новаторы вернули в школу движение по предмету от целого к части. Это естественный механизм понимания. Собирать пазлы без общей картины – задача непродуктивная. Тут не помогут ни розги, ни калачи. Здесь нужна подсказка в виде опорного конспекта, эскиза и метафоры. По сути, это всеобщий закон. Физики говорят, что рождение Вселенной измерялось в секундах.

Шаталов мог за один урок описать контур изучаемого предмета, подать его целиком, а уже затем переходил к детальному обсуждению частностей. Когда, например, мы показываем детишкам собаку, то не говорим: «Вот хвостик, ушки, ножки…», а уже потом – «…это все и есть собака». Сначала животное, остальное – в деталях. То же самое происходит с геометрией или астрономией, русским языком, историей или математикой.

Распространенное правило – чем больше дашь, тем больше останется – Шаталов переиначил с точностью до «наоборот». Виктор Федорович придерживался ленинской установки «Лучше, меньше, да лучше», а также следовал народной мудрости «Повторение – мать учения».

«Повторяемость выше и успеваемость выше!» – считал педагог-новатор, который придавал этому способу усвоения учебного материала первостепенное значение, в отличие от традиционной школы. А еще Шаталов был категорически против «двоек». Он говорил, что нормальный учитель не может без сомнения и даже боли поставить школьнику такую оценку. И ребенка жалко, и терзает мысль – может, сам виноват.

У Виктора Федоровича такое было исключено, поскольку он «доучивал» весь класс до самого последнего ученика, пока тот не говорил: «Да, я все понял». Для Шаталова было важно, чтобы его подопечные усваивали каждую конкретную тему, что называется, до точки. А в школе как бывает? Допустим, получил ученик «неуд» за незнание событий французской революции, а потом исправил оценку, ответив на вопрос о первом полете человека в космос. Привет, Франция!

В школе преподаватель опрашивает пять-семь учеников, не больше. Шаталов выслушивал всех до одного, к нему приходили, как на работу. Тут уж не спрячешься, не схитришь и не смухлюешь. Поэтому в классе дети были всегда внимательными и активными. Они понимали: чем больше усвоишь на уроке, тем меньше придется корпеть над домашними заданиями. На них ученики Шаталова тратили не больше часа. Остальное время уходило на интеллектуальные увлечения и занятия спортом. Среди воспитанников Виктора Федоровича 64 мастера спорта, его выпускники отличались крепким здоровьем.

– Свою методику Шаталов использовал в школе, или у него тоже, как у Вас, существовало что-то в виде студии?

– Он-то как раз имел нормальную школу, с перестраховочной добавкой – «экспериментальная». Шаталов ее себе, что называется, выбил. Он дошел до ЦК КПСС, нажив кучу врагов на Украине, но спорить с Москвой никто не решался. В ЦК партии Виктор Федорович пришел с улицы, постучал в окошко с табличкой «Прием граждан» и сказал: «Я новую методику изобрел, хочу рассказать об этом». Звонок из ЦК требовал ответ. Высокий чиновник не мог отказать в аудиенции, сказав при этом, что у него есть полчаса времени до совещания. Будучи тренированным человеком, Шаталов, перескакивая через ступеньки, преодолел путь со Старой площади до Добрынинской в рекордные сроки.

Фото: Сергея Виноградова, 2012 г.

Школа, которая считалась своеобразной лабораторией, была узаконена Академией педагогических наук СССР, а Шаталов стал директором. Школьную программу его ученики осваивали за 9 лет. Это отмечено в Российской педагогической энциклопедии. Все 33 ученика первого экспериментального выпуска поступили в вузы. 17 из них получали повышенные стипендии. Безнадежные ученики из «Г» и «Д» классов добивались неожидаемых от них успехов. Среди воспитанников Шаталова больше 80 кандидатов и 15 докторов всяческих наук.

Донецк считался педагогической Меккой. Последователи методики Шаталова успешно ее используют во многих странах мира. Бывшая учительница из Москвы Людмила Москалина преподавала по ней в Чикаго, ее коллега Ли Игао – в Пекине, Вольтер Чантурия – в Батуми, Эмилия Ламакина в Северодвинске учила подводников и далее. К великому сожалению, школа просуществовала около 20 лет. В начале девяностых прекратилось финансирование из Москвы, а местному бюджету было не до образования.

– Когда Вы познакомились с Шаталовым?

– Это произошло в 2000-м году. Тогда я занимался издательским делом. Зная, каким успехом пользовались в советские времена первые книги Шаталова, такие как «Педагогическая проза» и «Куда и как исчезли тройки», решил предложить автору их переиздать. Даже в библиотеках они считались раритетными – редкие экземпляры были или зачитаны до дыр, или попросту украдены фанатами шаталовской методики. О Викторе Федоровиче в те годы поставили спектакль, который лет десять шел в Центральном детском театре. Автор пьесы «Печальный однолюб» – Симон Соловейчик, известный публицист, журналист дружил с педагогом, не раз писал о его методике в центральных изданиях.

Шаталова знала страна. Выступлениям педагога-новатора давали «зеленую» дорогу и прайм-тайм на телевидении. Колхозы останавливали работу, когда начинались программы с участием Шаталова. На его лекциях-уроках сидело по 30-40 учителей, в том числе из-за границы. Очень много последователей системы в Китае, Индии. Мне кажется, там методика прижилась. Китайцы достаточно плотно взялись за систему Шаталова, я думаю, их успехи еще и с этим связаны.

Мы начали снимать фильмы о Викторе Федоровиче. Успели выпустить восемь картин. Видеоролики его занятий, отснятые от начала до конца, пользовались в интернете большим спросом. В Школу Шаталова в Москве и сегодня приезжают детишки из-за границы – Европы, Америки. Замечу, что российские школьники годика на два, а то и на три, лучше подготовлены, нежели иностранные.

– В формате официальной школы Вы не использовали методику? Только в студии?

– Увы, но я не вижу в этом чьей-то личной вины. Любое реформирование требует средств, специалистов, энтузиастов. Даже у Шаталова иногда опускались руки.

– Сергей Николаевич, получается, только Вы сегодня со своими коллегами-энтузиастами продолжаете дело Шаталова у нас в стране?

– Получается, что так. Думаю, энтузиастов больше. Со многими мы сотрудничаем. Не так давно были в Академии футбола в Краснодаре. Там замечательные учителя, они и сейчас используют методику Шаталова. Ее последователем является Наталья Константинова, кандидат педагогических наук, преподаватель математики, которая в Тамбове стала Учителем года. Она часто приезжает к нам.

Нам очень помогли Шалва Александрович Амонашвили – великий ученый, академик Российской академии образования, которого знают во всем мире, а также Софья Николаевна Лысенкова. Оба – педагоги-первопроходцы, владеющие собственными методиками, близкими к учению Шаталова. Они поработали в нашей Школе, за что я бесконечно благодарен Шалве Александровичу.

8 марта Шалва Александрович отмечает юбилей. От имени педагогического коллектива студии поздравляю нашего коллегу, воспитавшего не одну плеяду замечательных людей, ставших профессионалами своего дела. Желаем здоровья, творческого долголетия, неиссякаемой энергии, удачи во всех начинаниях и проектах, которые помогают учителям двигаться вперед, успешно решать задачи, связанные с обучением и не только.

– А кто становится слушателями вашей школы-студии?

– Как правило, внуки тех, кто помнит Шаталова по газетным очеркам и телепрограммам 40-летней давности. С этими детьми работаем в каникулы и по воскресеньям. Ведем занятия, начиная с первоклассников. Частенько молодые родители о методе Шаталова даже не слышали, а потому относятся к нему скептически. Однако конечный результат обучения в нашей студии их, мягко говоря, устраивает. Бывшие троечники вдруг стали получать «пятерки» и побеждать на школьных олимпиадах.

Впрочем, к нам приводят не только отстающих учеников, но и отличников. Ребятам за неделю дается годовой, а то и более продолжительный объем знаний того или иного предмета. Многие наши подопечные не рассказывают о том, что занимались в нашей студии. И правильно делают. Пусть их внезапно возросший интеллектуальный уровень не дает повода педагогам для профессиональной ревности, которая может, ненароком, болезненно отразиться на детях.

– Наверняка у Школы Шаталова есть свои имена, которыми можно гордиться, приводить в пример нынешним воспитанникам?

– Безусловно, их много. Наши выпускники уверенно чувствуют себя на олимпиадах всевозможного уровня, поднимаются на высшие ступеньки. Роман Дорофеев стал абсолютным победителем Высшей Пробы Всероссийской олимпиады по истории и призером олимпиады по обществознанию 2016 года. Бывшие воспитанники учатся в МГИМО, МГУ, Оксфорде, Кембридже…

Однажды к нам пришел ученик седьмого класса Юра Осипов, который был в числе отстающих. Сейчас он читает лекции в университете. В Школе Шаталова преподает историю, обществознание, геометрию, английский язык. Три с половиной года назад Юрий Юрьевич в Лондонском университете защитил диссертацию. Тогда же, в 2017-м, Миша Осипов, которому было три года, уступил партию шахматисту Карпову. Однако поединок сынишки нашего коллеги с Карякиным закончился ничьей.

– Сергей Николаевич, есть ли оптимистические прогнозы на применение метода Шаталова на практике?

Они просто исключаются – прогнозы. Условия для оптимизма есть. Говоря словами Маяковского, любимого поэта Шаталова, он придет, как «…водопровод, сработанный еще рабами Рима». Методика имеет достаточное теоретическое и доказательное практическое обоснование. Не хватает политической воли. Есть огромная потребность со стороны учителей и родителей, особенно в условиях пандемии. Есть электронные учебники, которые разрабатывает ученик Шаталова Виктор Слепушкин. Есть замечательные учителя нашей студии: Виктор Давыдов, Римма Данилович, Ольга Легасова, Сергей Панчешный, Юрий Соколов, Ольга Шаламова, Андрей Фадеев. Преподавание шахмат на шаталовскую методику перевел Андрей Юдин. Наконец, есть средства государственной системы повышения квалификации учителей.

В свое время в школы с большим трудом пробились индийские цифры. Но в Кордове их увидел Герберт Аврилакский, рукописи которого в Москве разбирал Воланд. Математик быстро оценил перспективу арабо-индийских знаков. На папский престол он пришел под именем Сильвестра II. Видимо, Шаталовская методика ждет какого-нибудь Сильвестра III. Хотелось бы приблизить эту пору прекрасную.

На нашей с вами памяти бухгалтеров заставляли сдавать отчеты в электронном виде. Они сопротивлялись до последнего, пока им не сказали, что не станут больше принимать отчеты в бумажном варианте. Перешли на цифру. Теперь «спасибо» говорят. По нескольку предприятий ведут одновременно и счастливы. Также как и математики. То же самое будет и с шаталовской методикой. Придет условный папа римский и заставит на нее перейти – на радость детишкам, родителям и нам, учителям.

– Вот еще о чем хочу спросить. Как сам Шаталов пришел к своей системе обучения?

– Так же, как любой добросовестный репетитор сегодня. Каждый преподаватель, если он чувствует обратную связь с учеником, приходит к размерности, повторяемости, опорным конспектам. А еще, конечно, к тому, что надо начинать с объяснения целого в изучаемом предмете. Шаталов создавал свою систему 13 лет. Будь он суеверным человеком, сделал бы это на год раньше или позже. В любом случае, Виктор Федорович хотел осчастливить вселенную. Но для начала решил проехать в троллейбусе по Донецку, заезжая во все попутные школы со своим ноу-хау.

Первая остановка. Директор похвалил методику, но признался, что уходит через месяц на пенсию, а потому посоветовал искать единомышленников в другой школе. Вторая остановка. Шаталова встретила молоденькая директриса, которая, как, выяснилось, готовилась к свадьбе. «Вот выйду замуж, тогда и поговорим». Третья остановка. Педагог средних лет задала, вроде бы, резонный вопрос: когда ей переходить на новую методику? После школы до полуночи приходится проверять тетрадки, у самой двое детей, муж борщ любит. Надо всех обслужить и накормить. На новшества просто нет времени.

Так и ездил до конца своих дней Виктор Федорович на символическом троллейбусе, и не только по Донецку, предлагая свою систему обучения. Не брали, и теперь не берут. Это нормально, люди так устроены, это здоровый консерватизм. Неужели только Сильвестр II, тот самый древнеримский папа-математик, мог бы по достоинству оценить методику Шаталова? Хочется верить, что и в наше время есть ее активные сторонники. Будем с надеждой ждать посыл сверху.

Нас хорошо поддержали в свое время Фонд единства православных народов, Фонд Вольное дело Олега Дерипаски, Жорес Алферов, Олег Смолин. Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил работу Шаталова Орденом Дружбы. Методика Виктора Федоровича Шаталова расходится по всему миру в книгах и фильмах.


Ольга Чудина, специально для сетевого издания «Учительская газета»


Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте